Введение
Глава 1 Теоретические основы социального обеспечения граждан России
1.1 Понятие, признаки социального обеспечения
1.2 Виды социального обеспечения
1.3 Негосударственные формы социального обеспечения
Глава 2 Негосударственные пенсионные фонды в России
2.1 Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»
2.2 Цели и задачи развития системы негосударственного пенсионного обеспечения
2.3 Сравнительный анализ российских негосударственных пенсионных фондов
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность темы исследования. В настоящее время негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в настоящее время являются неотъемлемой частью пенсионной системы и служат для обеспечения надлежащего уровня благосостояния граждан, вступающих в пенсионный возраст. Для достижения этой цели необходимо наличие эффективного механизма, обладающего достаточными возможностями для сбора и объединения ограниченных финансовых ресурсов. Деятельность частных пенсионных фондов основана на этих принципах.
Частные пенсионные фонды выступают в качестве посредников между предприятиями государственного сектора и обществом и отвечают за движение средств между ними. При оптимизированном научно обоснованном подходе инвестиционный механизм негосударственных пенсионных фондов может выступать в качестве движущей силы экономического роста и развития.
В то же время следует отметить, что, несмотря на положительные стороны этих институтов, их потенциал на сегодняшний день используется не в полной мере.
Прежде всего, это связано с отсутствием четкого понимания роли и места пенсионных фондов в социальной сфере и экономической системе России.
Одним из факторов, сдерживающих развитие и функционирование НПФ, можно считать несовершенство управления различными аспектами деятельности фондов,
Также следует отметить недостаточное использование организацией инвестиционных возможностей, что проявляется в нежелании федерального регулятора предоставить НПФ новые и действенные инструменты для проведения эффективной инвестиционной политики.
В результате этого пробела некоторые льготы возмещаются не полностью, что существенно влияет на их способность выполнять необходимые социальные обязательства.
Теоретические основы создания негосударственных пенсионных фондов недостаточно разработаны, а важность темы делает курс актуальным.
Степень разработанности проблемы. В настоящее время в российской экономической науке появилось большое количество публикаций, посвященных исследованию различных аспектов деятельности негосударственных пенсионных фондов. Данные проблемы рассматриваются в работах таких ученых, как А. А. Извекова, Н. В. Влачкова, О.В. Гутников. Однако некоторые вопросы, касающиеся деятельности негосударственных пенсионных фондов в современной российской практике, требуют дальнейшего исследования. Авторы недостаточно исследовали содержание и экономическое значение негосударственных пенсионных фондов, не уделили достаточного внимания видам негосударственных пенсионных фондов.
Цель и задачи исследования. Цель работы: проанализировать деятельность негосударственных пенсионных фондов в России.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и признаки негосударственных пенсионных фондов;
- описать виды негосударственных пенсионных фондов;
- изучить формы негосударственных пенсионных фондов;
- рассмотреть Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»;
- рассмотреть цели и задачи развития системы негосударственного пенсионного.
Объектом исследования являются негосударственные пенсионные фонды. В качестве предмета исследования выступает деятельность негосударственных пенсионных фондов.
В ходе исследования использовались следующие методы: анализ научной литературы, логический, статистический, сравнительный анализ и т.д.
Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, что результаты работы позволяют осуществить широкий подход к решению проблемы развития негосударственных пенсионных фондов на современном этапе в России. Уточнено содержание категории «негосударственный пенсионный фонд», выявлены виды и принципы деятельности негосударственных пенсионных фондов.
Практическая значимость курсовой работы определяется тем, что содержащиеся в работе теоретические разработки и рекомендации прикладного характера могут быть использованы в практике работы негосударственных пенсионных фондов.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1 Теоретические основы социального обеспечения граждан России
1.1 Понятие, признаки социального обеспечения
Как указано в статье 22 Всеобщей декларации прав человека (1948), право на социальное обеспечение гарантируется всем членам общества в Российской Федерации. Как социальное государство, Россия обязана оказывать социальную помощь своим нуждающимся гражданам. Социальное обеспечение лиц без гражданства и иностранцев, проживающих в Российской Федерации, осуществляется на основе международных и межправительственных соглашений, ратифицированных в соответствии с общими принципами.
Социальное обеспечение в государствообразующем обществе - это сфера, объединяющая жизненно важные интересы граждан, имущественные и распределительные отношения, правовые методы и способы их регулирования, социальную политику государства и социально-экономические права человека. Это также сфера, в которой совершенствуются такие глобальные ценности, как равенство, справедливость, гуманизм и нравственные традиции общества. Целью социального обеспечения является, прежде всего, специализированная поддержка жизнедеятельности пожилых людей и людей с ограниченными возможностями.
Социальное обеспечение - это вклад общества в содержание своих членов, не имеющих достаточных средств к существованию из-за отсутствия трудоспособности или по другим, не зависящим от них причинам.
Конституция признает право всех граждан на социальное обеспечение и обязывает государство создавать все необходимые условия для беспрепятственной реализации этого права. Социальное страхование, предусмотренное Конституцией, является прочной традицией российского государства и отвечает требованиям международного права: Всеобщей декларации прав человека (статьи 22 и 25), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (статья 9, разделы 1-3, статья 10), а также Конвенции о правах ребенка (статья 1, статья 26) [2].
Часть I, статья 39 Конституции Российской Федерации говорит об установлении основных условий социального обеспечения. Каждому гарантируется социальное обеспечение по старости, болезни, инвалидности, утрате трудоспособности, уходу за ребенком и в иных случаях, предусмотренных законом [1].
Этот перечень не является исчерпывающим, поскольку социальное страхование может осуществляться и в других случаях, регулируемых законом. Примерами являются отпуск по беременности и родам или отпуск по уходу за ребенком до 18 месяцев и статус безработного.
Конституционные признаки социального обеспечения, следующие:[24]
а) наличие объективных причин, приводящих к необходимости создания специальных механизмов социальной защиты населения для поддержания или обеспечения определенного уровня жизни (например, болезнь, старость, инвалидность, безработица)
- b) специальный фонд для финансирования социального обеспечения; и
- c) конкретные методы обеспечения средствами существования; и
- d) правила предоставления социального обеспечения, установленные законом.
Справедливая основа социального обеспечения влияет на способность человека к труду. Точнее, она заранее определяет потребность определенного числа людей получать источник средств к существованию от общества, а не в обмен на вновь затраченный труд, а также необходимость профилактических мер для здоровых членов общества для обеспечения бесперебойного воспроизводства рабочей силы и охраны их здоровья [26]. Любая из этих потребностей может быть реализована, если общество считает их социально значимыми, т.е. если они прописаны в законе. Если общество игнорирует эти потребности, то это не снижает его нормального функционирования. Во-вторых, как степень признания, так и степень игнорирования этих потребностей связаны с экономической базой общества. Это связано с тем, что социальное обеспечение по своей экономической природе прямо или косвенно связано с распределительными и перераспределительными отношениями в обществе.
1.2 Виды социального обеспечения
Основными видами социального обеспечения являются пенсии, пособия и различные социальные услуги. Социальное обеспечение предоставляется в денежной (пенсии и пособия) и натуральной форме (социальные услуги).
Социальные услуги включают широкий спектр социальных услуг (уход, питание, медицинское обслуживание, юридические, социально-психологические, помощь в получении помощи в натуральной форме, профессиональное обучение, трудоустройство, организация досуга и т.д.) [28].
Закон определяет формы социального обслуживания: социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинские услуги), полустационарное и стационарное обслуживание в специализированных учреждениях (пансионатах, общежитиях и т.д.), срочное социальное обслуживание и социально-консультативная помощь. Закон устанавливает перечень основных услуг, гарантированных государством.
Утвержден федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых государственными и муниципальными поставщиками социальных услуг для пожилых людей и инвалидов, который включает около 100 позиций. Этот перечень является базовым и будет ежегодно пересматриваться, при этом сокращение количества услуг, предоставляемых по данному перечню, не допускается [29].