ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Малые предприятия в современной рыночной экономике
1.1 Понятие и виды малого бизнеса
1.2 Цели, задачи и функции малых предприятий
1.3 Значение малого бизнес а в эконом ике стра ны
Глава 2 Место и роль малых пре дприятий в эконом ическом раз витии стра ны
2.1 Система госуд арственной по ддержки малого пре дпринимательства России
2.2 Проблемы и пер спективы раз вития малого бизнес а в эконом ике России
2.3 Анализ уровня раз вития малого бизнес а РФ в со временной эконом ике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что проблема малого бизнеса является важнейшим направлением исследования в экономической теории. Развитие малого бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере. Заметим, что почти треть населения страны, так или иначе, связана с малым бизнесом. Предпринимательство может выступать как один из факторов интенсивного экономического роста. Так же, развитие малого бизнеса может предопределять уровень демократизации и открытости экономики нашего государства, поэтому особенно важна и необходима поддержка данного сегмента предпринимательства. В связи с этим особую значимость приобретает анализ динамики развития малого предпринимательства, а также меры государственной поддержки и регулирования малого бизнеса.
Цель – изучить малое предпринимательство как субъект рыночной экономики.
Задачи:
– проанализировать малое предприятие в экономике страны;
– выделить проблемы и перспективы развития малого бизнеса России;
– произвести анализ уровня развития малого бизнеса РФ.
Объект – малое предпринимательство, его развитее и перспективы в рыночной экономике.
Предмет – система экономических отношений, раскрывающее место малого предпринимательство в рыночной экономике.
Информационная база курсовой работы включает в себя учебную литературу по экономической теории, статьи и публикации современных авторов, связанные с тематикой работы. Основываясь на трудах таких ученных как Ричарда Котильона, Адама Смита, Карл Маркс, Джон Мейнард Кейнс можно понять и поразмыслить, что такое малое предпринимательство, насколько оно было важным в экономики разного времени, её положительные и отрицательные качества, возможности малого бизнеса.
Методологической базой исследования послужили как общенаучные, а именно, историко-логический метод, метод научных абстракций, так и частные методы исследования, такие как наблюдение и сбор фактов, сравнение, анализ и синтез, графическое отражение данных.
Глава 1 Малые предприятия в современной рыночной экономике
1.1 Понятие и виды малого бизнеса
Малый бизнес (или малое предпринимательство) сегодня играет важную роль в экономике России. В глобальном плане малый бизнес является частью структуры экономики страны и имеет значение для ее развития.
Для начала необходимо рассмотреть понятие малого бизнеса. Малое предпринимательство – сектор экономики, который определяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие
В 2022 году к малым предприятиям относят субъекты экономической деятельности, зарегистрированные в едином реестре МСП при определённых условиях: соблюдение численности работников, определённый годовой доход, соблюдение критериев для дольщиков предприятий. В отдельных случаях процесс создания таких предприятий облегчён и имеет упрощённое ведение бухгалтерского учёта, льготы и поддержку от государства.
К малому бизнесу относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, потребительские кооперативы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и фермерские хозяйства. В зависимости от числа работников, МСП делят на: микропредприятия, малые и средние предприятия.
Малый бизнес имеет ряд преимуществ:
– его можно зарегистрировать самостоятельно, удалённо и в упрощённой форме – необходимо собрать пакет документов для определённого вида бизнеса, зарегистрировать самостоятельно через ФНС или удалённый сервис по сбору и заполнению данных;
– начинать дело по готовой схеме крупной сети или развивать крупную сеть самостоятельно – в РФ активно развивается франчайзинг в сфере торговли, общественного питания, туризма. Возможность финансирования государства на некоторых этапах;
– поддержка государства – малое и среднее предпринимательство является одним из приоритетов государственной политики. Стратегия развития в РФ предусматривает программы поддержки, разработанные до 2030 года;
– упрощённый документооборот – возможность использования кассового метода учёта доходов и расходов, возможность отражать в бухучёте и бухотчётности только суммы налога на прибыль, допускается исправление ошибок в бухучёте, выявленных после утверждения отчётности за год, проценты по займам учитываются как прочие расходы, использование упрощённых планов счетов;
– электронный документооборот – возможность использовать электронный документооборот сокращает время обработки и передачи отчётности в государственные органы, сокращает затраты на содержание и доставку документов, оберегает документы от потерь и подделок;
– «надзорные каникулы» – освобождение от плановых проверок, где необходимо подтверждать свой статус при получении льгот, преференций и мер поддержки от государства.
К малым предприятиям относятся все компании и ИП с доходом до 800 млн рублей в год и численностью персонала до 100 человек. Каждое из них может получить поддержку на развитие от государства: налоговые льготы, субсидии, помощь с выходом на иностранные рынки.
Малый бизнес различают по видам принадлежности к определенной отрасли. Рассмотрим подробнее каждый вид:
- Производственный – основная сфера деятельности – это производство продукта или товара. К такому виду бизнеса относятся предприятия пищевой промышленности, строительные, промышленные, автомобильные, фармацевтические предприятия. Процесс построения и налаживания такого вида малого бизнеса обычно необходимо довольно много времени и финансов, ввиду этого факта и прибыл можно получить не быстро.
- Коммерческий, финансовый бизнес – сфера деятельности – купля и продажа товаров. К нему относятся оптовые и розничные магазины, посреднические фирмы, аптеки и бензоколонки и т.д. При очень высокой рентабельности (20-30 %) этот вид бизнеса несложно организовать.
- Торгово-посреднический бизнес – это предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях.