Курсовая работа|Право

Фонды обязательного медицинского страхования, их роль в финансировании расходов на здравоохранение в Российской Федерации

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2011 | Страниц: 47

Введение. 

Глава 1. Сущность и значение фондов обязательного медицинского страхования. 

1.1       Понятие обязательного медицинского страхование (ОМС), его сущность и значение. 

1.2 Развитие ОМС в России. 

Глава 2. Анализ функционирования фондов обязательного медицинского страхования. 

2.1 Анализ источников Федерального фонда ОМС Российской Федерации. 

2.2 Основные направления расходов фонда за последние годы.

2.2 Финансовые ресурсы территориальных фондов ОМС.

Глава 3. Состояние и перспективы развития фондов ОМС в России. 

3.1 Особенности бюджета федерального фонда ОМС на 2006 г. 

3.2 Зарубежный опыт функционирования ОМС.

3.3 Основные перспективы развития фондов ОМС в Российской Федерации. 

Заключение. 

Литература: 

Приложения. 

Важным элементом социальной защиты граждан является право граждан на бесплатную медицинскую помощь, которая предоставляется в рамках утвержденной Правительством РФ Программы государственных гарантий.

В России существует единая система обязательного медицинского страхования, которая является составной частью государственного социального страхования. Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья и гарантирует гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи, обеспечение финансирования профилактических мероприятий и оказание медицинской помощи за счет специально накапливаемых средств для этих целей.

Все граждане РФ имеют равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предусматриваемой за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС) в объеме, качестве и на условиях, соответствующих базовой и территориальным программам ОМС, в соответствии с Федеральным законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ».

Цель организации обязательного медицинского страхования (ОМС) состоит в сборе и капитализации страховых взносов и предоставлении за их счет медицинской помощи всем категориям граждан на законодательно установленной основе и в гарантированных размерах. Поэтому систему ОМС можно рассматривать с двух точек зрения:

  • составляющая часть системы государственной социальной защиты (наряду с пенсионным, социальным и другими формами страхования);
  • финансовый механизм обеспечения дополнительных к бюджетному ассигнованию денежных средств на финансирование здравоохранения и оплату медицинских услуг.

Необходимость внедрения медицинского страхования в России в период перехода к рыночной экономике во многом была предопределена поиском новых источников финансирования здравоохранения.

По сравнению с существующей в России государственной системой здравоохранения, финансируемой из бюджета, к тому же по остаточному принципу, система медицинского страхования позволяет использовать дополнительные источники финансирования здравоохранения с целью создания наиболее благоприятных условий для полной реализации прав граждан на получение квалифицированной медицинской помощи.

В связи с внедрением принципов медицинского страхования в стране была практически пересмотрена система финансирования как отрасли в целом, так и отдельных медицинских учреждений.

Основными источниками лечебно-профилактических и оздоровительно-реабилитационных услуг являются бюджетные средства и страховые фонды, формируемые за счет взносов физических и юридических лиц. Фонд обязательного медицинского страхования играет здесь особую роль.

Очевидно, что сегодня особенно актуальной является детальное исследование проблем развития ФОМС в Российской Федерации. Важно рассмотреть исторические особенности развития фонда, его современное состояние, структуру доходов и расходов, зарубежный опыт в данной сфере и перспективы развития ОМС в России, что и станет целью данной работы.

 

Глава 1. Сущность и значение фондов обязательного медицинского страхования

1.1       Понятие обязательного медицинского страхование (ОМС), его сущность и значение

Как известно, Россия в последние годы десятилетие переживает настоящий реформаторский бум: в той или иной степени успешно реформируются многие сферы деятельности - судебная реформа, военная реформа, реформа системы пенсионного обеспечения. Здравоохранение не стало исключением. Самым масштабным изменением системы здравоохранения новейшего периода стало изменение принципов и структуры финансирования оказания медицинской помощи и перераспределение финансовых потоков. С правовой точки зрения произошёл переход от административного регулирования финансирования здравоохранения к регулированию нормами гражданского права.

С точки зрения экономики и социального обеспечения российская система здравоохранения перестала быть полностью государственной и приобрела черты страховой медицины.

Принципиальное различие между государственной и страховой медициной заключается в том, что при государственной системе организации медицинской помощи здравоохранение полностью финансируется из государственного бюджета и внебюджетных фондов. При страховом принципе финансирования средства на здравоохранение формируются за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также взносов предпринимателей без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей). Существует и третья система организации медицинской помощи - это частная медицина, в которой весь объём медицинской помощи оплачивается самим пациентом.

Государственная медицина зачастую не обеспечивает необходимого качества медицинской помощи вследствие недостаточного бюджетного финансирования и неэффективного распределения имеющихся средств. Частная медицина доступна не всем. Поэтому в мире система медицинского страхования признана наиболее оптимальной формой организации оказания медицинской помощи.

В идеале страховая медицина призвана обеспечивать за счёт своих источников финансирования качественную медицинскую помощь любому застрахованному лицу. В этом заключается социальная функция страховой медицины - так как периодичность платежей не соответствует периодичности обращения за медицинской помощью, реализуется так называемый накопительный принцип страхования; кроме того, установленная законодательством одинаковая для всех ставка отчислений на нужды страховой медицины формирует денежные средства, затрачиваемые на лечение в том числе социально незащищённых граждан, обеспечивая равные объём и качество медицинской и лекарственной помощи любому застрахованному.

В России основным нормативным актом, регулирующим медицинское страхование, является Закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", принятый 28 июня 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями), который провозглашает, что медицинское страхование - это форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, целями которой являются гарантия гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счёт накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах - обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является частью государственного социального страхования (в которое включено также пенсионное обеспечение (за счёт средств, аккумулируемых Пенсионным Фондом РФ), социальное страхование (из средств, поступающих в Фонд социального страхования РФ).

Согласно Закону Закон РФ «О   медицинском   страховании   граждан   в   РФ » от 28.06.1991 г. № 1499–1. (в ред. Закона РФ от 02.04.93 N 4741-1), ОМС "обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счёт средств ОМС в объёме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования".[1]

В России действуют Базовая и Территориальные программы ОМС, в рамках которых определяется, какая именно амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, в каких именно учреждениях здравоохранения и при каких заболеваниях оказывается гражданам, проживающим постоянно или преимущественно на данной территории, за счёт средств ОМС, а также проведение каких именно мероприятий по профилактике заболеваний, включая диспансерное наблюдение, осуществляется за счёт указанных средств.

Базовая программа ОМС разрабатывается Минздравсоцразвития РФ и утверждается Правительством РФ. Территориальные программы ОМС утверждаются органами государственного управления субъектов РФ на основе базовой программы.

Законом "О медицинском страховании граждан в РФ" определён круг лиц, участвующих в системе ОМС и обеспечивающих её работоспособность.

[1] Право и медицина. Сборник статей и нормативных актов. М., 2005. С. 67

    1. Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15.04.93 г. № 4807-1
  1. Федеральный закон Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 171-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год»
  2. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год» от 26.12.2005 N 189-ФЗ
  3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005 год» 23 декабря 2004 года N 173-ФЗ
    1. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2004 год» от 23.12.2003 N 186-ФЗ
    2. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2003 год» от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ
    3. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления» от 25.09.98 г. № 126-ФЗ
    4. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.91 г. № 2118-1
    5. Александров И.М., Бюджетная система Российской Федерации. М., 2006
    6. Амбарцумова В.А., Артюхович Д.В., Проблемы совершенствования налоговой системы Российской Федерации, Ставрополь., 2003
    7. Бабич А.М., Павлова М.Н. Государственные и муниципальные финансы. М., 2005
    8. Вахрин П.И. Бюджетная система РФ, М., 2002
    9. Горегляд В.П. Перспективы и тенденции развития бюджетной системы Российской Федерации. М.., 2002
    10. Горегляд В.П. Бюджет как финансовый регулятор экономического развития. - М.., 2002
    11. Дадашев А. З., Финансовая система России, М., 1997
    12. Нешитой А.С., Бюджетная система Российской Федерации. М., 2005
    13. Погорелецкий А. И., Экономика зарубежных стран, М., 2000
    14. Россия в мировой экономике, М., 2003
    15. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. Под ред. Л.А. Дробозиной, М., 2003
    16. Основы рыночной экономики, толковый словарь, М., 2002
    17. Родионова В.М. Современный этап реформирования бюджетной системы России // Вестник ФА, № 7 2003 г.
    18. Горегляд В. Бюджетная система и экономический потенциал страны // Вопросы экономики. 2002. N 4.
    19. www.budgetrf.ru

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Право
2016 год 23 стр.
Курсовая Принципы права
diplomstud
Курсовая работа Право
2015 год 51 стр.
Курсовая на тему: «Коллизии права»
diplomstud
Курсовая работа Право
2014 год 30 стр.
Курсовая Юридическая ответственность и ее виды
diplomstud
Курсовая работа Право
2014 год 41 стр.
Курсовая Добровольный отказ от преступления
diplomstud
Курсовая работа Право
2015 год 33 стр.
Курсовая работа на тему: «Состав преступления»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское