В последние годы принципиально меняется деятельность Российского государства во всех сферах государственного управления, продолжается движение к построению демократического федеративного правового государства, остро требуется организующее государственное воздействие на общественные отношения. В связи с этим особое значение приобретают функции административного управления разного государственного уровня.
Анализ функций административного управления имеет первостепенное значение для понимания работы государственного аппарата. Он показывает, насколько многочисленны и сложны задачи, решаемые современной администрацией. В связи с этим трудно дать исчерпывающую классификацию функций административного управления. К тому же каждый исторический отрезок государственного управления характеризуется особенностями, присущими только ему. Так, для современной российской действительности особую значимость имеет функция государственного регулирования экономики. Она приобретает тем большее значение, чем больше расходятся интересы отдельных регионов и чем больше последние нуждаются в их интеграции с помощью «внешней силы». Так, середина 90-х гг. XX в. характеризовалась упорным противостоянием местного сепаратизма государственному регулированию социально-экономических процессов в обществе. В результате регионы имели собственные законы и структуры управления в организациях.
Исследование практики реализации функций управления в деятельности государственных органов актуально в связи с закреплением в качестве конституционных принципов определённой самостоятельности органов власти, единства системы государственной власти, федерализма, конституционным регулированием вопросов разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Цель дипломной работы заключается в теоретическом изучении сущности функций административного управления, попытке классификации функций административного управления и практическом исследовании реализации функций управления на примере Федеральной налоговой службы.
Для достижения поставленной в дипломной работе цели необходимо решить следующие основные задачи:
- раскрыть понятие административного управления и дать оценку методам организации управления;
- изучить понятие и классификацию функций административного управления в России;
- исследовать содержание функций административного управления в России;
- проанализировать практику реализации функций административно- го управления на примере Федеральной налоговой службы;
- разработать предложения и рекомендации по совершенствованию реализации функций административного управления Федеральной налого-вой службы.
Объектом исследования в дипломной работе являются функции управления Федеральной налоговой службы.
Предмет дипломной работы составляют отношения, складывающие-ся в реализации функций административного управления в России.
Научно-теоретическую основу дипломной работы составили труды зарубежных авторов Файоля А., Эмерсона Г., Тейлора Ф., Форда Г. И др., российских известных ученых Атаманчука Г. В., Бахраха Д. Н., Бачило И.Л., Никитова В А., Тихомирова Ю. А. и других авторов.
Содержание дипломной работы включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
В первой главе дипломной работы изучены теоретические аспекты функций административного управления в Российской Федерации. В частности, в данной главе раскрыты понятие административного управления, исследованы методы организации административного управления. Отдельный параграф посвящен классификации административного управления в России.
Вторая глава посвящена исследованию содержания функций административного управления в России. В данной главе функции были сгруппированы по трем основным группам и соответственно рассмотрены в трех отдельных параграфах: ориентирование, обеспечение и оперативное управление административной системой.
В третьей главе дипломной работы рассмотрена практика реализации функций управления на примере Федеральной налоговой службы. В данной главе дана оценка функциональной структуры Федеральной налоговой службы, исследованы общие и специальные функции управления Федеральной налоговой службы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИЙ АДМИНИСТ -РАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- 1.1.Административное управление: понятие и методы организации управления
На современном этапе развития более насущной становится задача усиления упорядоченности всех сторон жизнедеятельности нового общества, всемерного укрепления в нем объективно необходимых порядков.
В России преобразования в экономической, социальной и политической сферах общественной жизни поставили на повестку дня вопрос о необходимости переосмысления роли и места властных структур как федерального, так регионального и муниципального уровней в функционировании общества. Для данной позиции ключевое значение имеют выявление и исследование системы и теории государственного управления, которые в отечественной науке не нашли еще должного освещения и анализа[1].
Уяснение феномена управления актуально и в связи с проводимой в настоящее время административной реформой, связанной, в первую очередь, с совершенствованием системы органов исполнительной власти, повышением эффективности их деятельности.
Управление – суть взаимосвязанные отношения, явления, процессы, в которых присутствуют сознательное начало, интересы и знания, цели и воля, энергия и действия людей.
Как верно отмечено Г. В. Атаманчуком, управление создано людьми в целях сознательной регуляции своей жизнедеятельности и имеет в обеспечении их потребностей и интересов столь же важное значение, как семья и собственность, мораль и право, способы производства, государство, знание, информация и другие общепризнанные институты[2].
В толковом словаре В. Даля дается следующее определение управления: «управлять – давать ход, направление; распоряжаться, заведовать; руководить, направлять деятельность, действия кого-нибудь, чего-нибудь».[3]
Управление – универсальный и необходимый элемент окружающего нас мира. В предельно широком смысле слова – это различные способы воздействия субъекта (нескольких субъектов) на объект (объекты), изменяющие положение, поведение, свойства, качества объекта. Под управлением чаще всего понимается воздействие, которое имеет целевое назначение и при котором объект поддается регулированию со стороны людей[4]. Управление – социальное явление. Термин латинского происхождения (администрация – управление) стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т. е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей.
Таким образом, управление как способ организации систем есть стремление к упорядочению чего-либо.
С другой стороны, управление рассматривается и как вид деятельности (функция), воздействующий на элементы системы для поддержания или достижения ею (системой) такого качественного состояния, которое определяется целями управления.
В отечественной правовой литературе существует два основных подхода к раскрытию понятия «государственное управление».
Сторонники первого подхода говорят о государственном управлении как о деятельности органов государства, которая направлена на объединение усилий людей, государственных органов, организаций в целях решения задач экономического, политического и социального характера. Такую точку зрения разделяют А. Е. Лунев, Ю. М. Козлов и другие[5].
Приверженцы второго подхода (Г.В. Атаманчук, Б.Д. Клюкин, Э.С. Навасардова, Ю.А. Тихомиров) определяют понятие государственного управления через воздействие[6].
Согласно позиции Ю.А. Тихомирова, государственное управление – это целенаправленное, опирающееся на познание объективных закономерностей воздействие управляющей системы на происходящие процессы для оптимального достижения поставленных целей[7].
Суммируя различные определения, даваемые в научной литературе, можно выделить следующие основные черты, характеризующие общее понятие управления на современном этапе:
- Управление есть направление деятельности организованных систем, при этом данное направление деятельности обеспечивает единство этих систем.
- Управление является внутренним качеством единой организованной системы (в случае государственного управления такой системой является государство).
- Управление всегда характеризуется подчинением объекта управления управляющему субъекту.
Необходимо заметить, что в процессе государственного управления прямо или косвенно участвуют все ветви государственной власти, а также глава государства. В то же время административную управленческую деятельность реализуют органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. В этой связи говорят об управлении в двух контекстах – «широком» и «узком».
Исполнительная, или административная власть, по своей сути, является вторичной и подзаконной. «Будучи подзаконными и подотчетными, органы управления строят свою работу в соответствии с законами.
[1] Шамхалов Ф. Теория государственного управления / Ф. Шамхалов. – М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2002. С. 14.
[2] Атаманчук Г. В. Теории государственного управления / Г. В. Атаманчук. – М.: Юрист, 2006. С. 23.
[3] Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия / В. И. Даль. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2005. С. 677.
[4] Чиркин В. Е. Государственное управление. Элементарный курс / В. Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2004. С. 37.
[5] Лунев А. Е. Теоретические проблемы государственного управления / А. Е. Лунев. – М.: 1974; Козлов Ю. М. Административное право России: учебник для юридических вузов / Ю. М. Козлов. – М.: 1999.
[6] Атаманчук Г. В. Теория государственного управления / Г. В. Атаманчук. – М. : Юрист, 1997; Навасардова Э. С. Организационно-правовые проблемы совершенствования регионального экологического управления / Э. С. Навасардова. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002 и др.
[7] Тихомиров Ю. А. Научная организация управления / Ю. А. Тихомиров. – М.: 1973. – С. 4.