Курсовая работа|Право социального обеспечения

Порядок и правила признания лица инвалидом по действующему законодательству

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2023 | Страниц: 53

Цена: 1 200
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИЗНАНИЯ ЛИЦА ИНВАЛИДОМ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

1.1 Понятие инвалид и инвалидность по российскому законодательству

1.2 Политика государства в отношении лиц с ограниченными возможностями  

1.3. Нормативное регулирование порядка признания граждан инвалидами

2 ОСОБЕННОСТИ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА ИНВАЛИДОМ И УСТАНОВЛЕНИЯ ГРУППЫ ИНВАЛИДНОСТИ

2.1 Организация работы органов социальной защиты инвалидов

2.2 Проблемы признания лица инвалидом и установления группы инвалидности  

2.3. Перспективы повышения эффективности функционирования бюро медико-социальной экспертизы в сфере признания граждан инвалидами и определения группы инвалидности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Актуальность темы исследования.  По данным Федерального реестра инвалидов (ФРИ) численность инвалидов в Российской Федерации, федеральных округах и субъектах Российской Федерации в разрезе групп инвалидности, пола, возраста и причин инвалидности по состоянию на 2021 год составляет 11,63 млн. инвалидов, от общей численности населения 146 млн. человек. В соответствии с данными Пенсионного фонда РФ, на начало 2022 года количество инвалидов трудоспособного возраста в нашей стране составило 4 334 779 человек, из которых доля работающих инвалидов составила 25,2 % (1 094 617 человек)[1]. 

Сбор огромного количества документов, очереди в больницах и регулярные отказы врачей в выдаче направлений на элементарное обследование — далеко не полный список трудностей, с которыми сталкиваются люди при оформлении инвалидности. Получить группу все сложнее, некоторые до решения комиссии попросту не доживают. Главное препятствие в получении группы — сложная процедура оформления. Дело в том, что даже самый тяжелый диагноз не дает автоматического права на льготы. Сперва доктор должен направить пациента на обследование. Больной проходит его в течение 30 дней — и лишь затем на основе медико-социальной экспертизы (МСЭ) принимают решение. Проблемы начинаются уже на первом этапе: иногда врачи элементарно отказывают в анализах и тестах. По словам эксперта, иногда, игнорируя жалобы больных, поликлиники пытаются сохранить бюджет, сэкономив на обследованиях. Чтобы избежать дальнейших проблем, состояние человека могут неверно зафиксировать в амбулаторной карте.

Год назад, чтобы обжаловать отказ в направлении на обследование, можно было напрямую связаться с учреждением МСЭ. По новым правилам, утвержденным Минздравом, необходимо обратиться к заведующему отделением или главврачу поликлиники. Если не помогло — в Минздрав и Минтруд. В крайнем случае — в суд. Оспорить решение суда – крайне сложно[2].

Социальная поддержка и реабилитация инвалидов процесс сложный и противоречивый. Он включает взаимодействие общества, семьи, личности родителей и ребенка-инвалида. Сложившаяся в обществе ситуация оказывает влияние на современное состояние инвалидов и их семей. Инвалиды и их семьи нуждаются в постоянном повышенном внимании и защите со стороны государства. 

Актуальность исследования темы обусловлена наличием проблемы социально-правовой защиты инвалидов, которая остаётся одной из самых сложных, требующих от общества не только её понимания, но и участия в этом процессе многих специализированных учреждений и структур.

Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в сфере признания гражданина инвалидом.

Предмет исследования – нормы права, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в сфере признания гражданина инвалидом и практика их применения.

Цель исследования – проанализировать особенности порядка и правил признания лица инвалидом по действующему законодательству Российской Федерации.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть понятия «инвалид» и «инвалидность» по российскому законодательству .
  2. Проанализировать политику государства в отношении лиц с ограниченными возможностями.
  3. Рассмотреть нормативное регулирование порядка признания граждан инвалидами.
  4. Исследовать особенности организации работы органов социальной защиты инвалидов.
  5. Определить проблемы признания лица инвалидом и установления группы инвалидности.
  6. Исследовать перспективы повышения эффективности функционирования бюро медико-социальной экспертизы в сфере признания граждан инвалидами и определения группы инвалидности.

Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты реализации государственной политики в сфере социально-правовой защиты инвалидов РФ на государственном и региональном уровнях рассмотрены в ряде работ российских ученых: А.М. Бабич, Е.Н. Егоров, Е.Н. Жильцов, В.А. Баранов, О.Н. Петюкова, Б.Х. – М Дугужева, Г.В. Жигунова, М.Л. Захаров, Г. Тучкова, С.А. Кравченко, А. Д. Лынева, Е. И. Холостова и др.

При проведении исследования применялись методы анализа  законодательства РФ, а также системный, структурно-функциональный, статистический, логический, сравнительно-аналитический методы.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИЗНАНИЯ ЛИЦА ИНВАЛИДОМ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

1.1 Понятие инвалид и инвалидность по российскому законодательству

Проблема инт ерпретации по нятий «инвалид » и «инвалид ность» до статочно сложна, по скольку не  им еют одно значной трактовки. Данные категории широко ис пользуются в раз личных на уках, по этому во зникают определен ные труд ности в трактовке по нятий. Для по нимания инвалид ности, при чин инвалид ности, как глобальной тенденции, не обходимо по нять суть явления инвалид ности. Проблема инвалид ов ис следовалась на  про тяжении многих де сятилетий, как в на шей стра не, так  и за  рубежом, но со временное об щество требует нов ых по дходов к по ниманию сущности «инвалид ности».

В на стоящее врем я не т устоявшегося определен ия для об означения людей, им еющих де фекты раз вития. В одних слу чаях употребляется термин «инвалид ы» или «лиц о (ребенок) с огр аниченными во зможностями», в друг их – «чело век (ребенок) с на рушением в раз витии», в-третьих – «не типичный» и т.п., но в прав овом по ле рос сийского госуд арства об щепринятым является термин «инвалид » или «ребенок-инвалид », в рамках об разовательной до ктрины – «де ти с огр аниченными во зможностями здоровья»[3].

Термин «инвалид » во сходит к латинскому корню (valid – де йственный, по лноценный, могущий) и в буквальном пер еводе мож ет означать «не пригодный», «не полноценный».

Правовой ста тус инвалид ов основ ывается на  при нципах со циального госуд арства, кот орые про возглашены ста тье 7 Конституции Российской Федерации[4].

В Конвенции о прав ах инвалид ов дается след ующее по нятие инвалид ности: «инвалид ность является результатом взаимодействия, кот орое про исходит между  им еющими на рушения здоровья людьми и от ношенческими и сред овыми барьерами, и кот орое мешает их по лному и эффект ивному уча стию в жизни об щества на равне с друг ими»[5].

Наиболее по лное определен ие инвалид ности со держится в Федеральном за коне «О со циальной за щите инвалид ов в Российской Федерации» от  24 ноября 1995 г. № 181–ФЗ: «инвалид  – это лиц о, кот орое им еет на рушение здоровья со  сто йким рас стройством функций орган изма, об условленное за болеваниями, по следствиями травм или де фектами, при водящими к огр аниченной жизнедеятельности и вы зывающее не обходимость со циальной за щиты»[6]. 

В сво ю очередь, огр аничение жизнедеятельности вы ражается в по лной или час тичной утрате лиц ом способ ности или во зможности осуществлять сам ообслуживание, сам остоятельно пер едвигаться, контролировать сво е по ведение, об учаться и за ниматься труд овой де ятельностью.

Жигунова Г.В. пишет о том, что не обходимо от казаться от  терминов «инвалид » и «лиц о с огр аниченными во зможностями». Наиболее удачным вид ится так ое об ращение как «люди с инвалид ностью» и «люди, им еющие инвалид ность»[7].

Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. в раб оте «Социальная раб ота с инвалид ами» акцентируют вним ание на  том, что сегодня многие уже из бегают ис пользовать так ие ярлык, как глухой, слепой и про чее, а употребляют так ие по нятия, как «огр аничение во зможностей», «особ ые по требности», «не типичность».

Сегодня ис пользуют раз личные термины. Среди официально при нятых и при знанных определен ий инвалид ности за служивают вним ание след ующие. Так, со временный со ветско-рос сийский со циолог, до ктор философских на ук С.А. Кравченков со циологическом энциклопедическом слов аре рас крывает категорию инвалид ность как «не достаток, уме ньшающий способ ность к функционированию, кот орая ста новится ниже об щепризнанной норм ы»[8].

По за кону (по становление прав ительства России № 588 от  5 апреля 2022 год а) пре тендовать на  инвалид ность мож ет любой чело век, кот орый из -за  бол езни или травмы по терял во зможность об служивать себя и по лноценно раб отать.

Такие пациенты им еют прав о на  пенс ию, вне очередное лечение, бес платные лекарства, сред ства реабилитации и медицинские рас ходники. Их количество в РФ по  со стоянию на  2023 г. от ражено в при л.1[9].

Наиболее час тыми при чинами инвалид ности в РФ сегодня являются бол езни сис тем кровообращения, по явление зло качественных нов ообразований, бол езни костно-мышечной сис темы и со единительной ткани, а так же по следствия травм, от равлений и друг их вне шних во здействий. 

При этом количество бол ьных с диагнозами, при водящими к по тере труд оспособности, рас тет. По дан ным Московского на учно-ис следовательского института им ени П. А. Герцена, рак вы являют бол ее чем у по лумиллиона в год , в 40 про центах слу чаев — на  по здних ста диях. При этом со циальную за щиту по лучают лишь 200 тысяч граждан  (при л.2).

Признание граждан ина инвалид ом осуществляется при  про ведении медико-со циальной экспертизы ис ходя из  комп лексной оценки со стояния орган изма граждан ина на  основ е анализа его клинико-функциональных, со циально-бы товых, про фессионально-труд овых и психологических дан ных с ис пользованием класс ификаций и критериев, утв ерждаемых Министерством труд а и со циальной за щиты Российской Федерации. 

Медико-со циальная экспертиза про водится для установлен ия структур ы и степени огр аничения жизнедеятельности граждан ина и его реабилитационного по тенциала. 

Усугубляет ситуацию то, что на селение акт ивно ста реет, а знач ит, много бол еет из -за  слабого орган изма. Так, бол ьшинство инвалид ов — женщины ста рше 60 лет.

Меньше все го людей с инвалид ностью в северных регионах. Например, в Югре и Ямало-Ненецком авто номном округе этот ста тус им еют все го лишь четыре и три про цента на селения со ответственно. Похожая ситуация на  Чукотке, в Магаданской и Мурманской об ластях.

Чаще же все го ста тус по лучают в Чечне — рекордные 16 про центов. Это в два раз а бол ьше, чем в сред нем по  России (при л.3)[10].

Условиями при знания граждан ина инвалид ом являются[11]: 

а) на рушение здоровья со  сто йким рас стройством функций орган изма, об условленное за болеваниями, по следствиями травм или де фектами;

б) огр аничение жизнедеятельности (по лная или час тичная утрата граждан ином способ ности или во зможности осуществлять сам ообслуживание, сам остоятельно пер едвигаться, ориентироваться, об щаться, контролировать сво е по ведение, об учаться или за ниматься труд овой де ятельностью);

в) не обходимость в мер ах со циальной за щиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Наличие одно го из  указ анных усл овий не  является основ анием, до статочным для при знания граждан ина инвалид ом.

Выделяют след ующие за болевания, являющиеся основ анием для по лучения лиц ом инвалид ности: 

1)      туберкулез;

2)      зло качественные нов ообразования;

3)      бол езни эндокринной сис темы, рас стройство питания и на рушение об мена вещ еств;

4)      психические рас стройства и рас стройства по ведения;

5)      бол езни не рвной сис темы;

6)      бол езни глаз и его при даточного аппарата; 

7)      бол езни сис темы кровообращения; 

8)      бол езни орган ов дыхания;

9)      бол езни орган ов пищеварения;

10)    бол езни костно-мышечной сис темы и со единительной ткани;

11) по следствия травм, от равлений и друг их вне шних во здействий.

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями на 4 октября 2022 года) // СПС Консультант Плюс.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (с изменениями на 28 декабря 2022 года) (редакция, действующая с 1 января 2023 года) // СПС Консультант Плюс.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ (с изменениями на 19 декабря 2022 года) (редакция, действующая с 11 января 2023 года) // СПС Консультант Плюс.
  4. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.: Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. №61/106 // СПС Консультант Плюс.
  5. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О государственной социальной помощи» // СПС Консультант Плюс.
  6. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181–ФЗ (с изменениями на 28 декабря 2022 года) // СПС Консультант Плюс.
  7. Федеральный закон от 02 декабря 2013 г. №334-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (в ред. от 04 октября 2014 г.) // СПС Консультант Плюс.
  8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 6 февраля 2023 года) // СПС Консультант Плюс.
  9. Федеральный закон № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (с изменениями на 19 декабря 2022 года) // СПС Консультант Плюс.
  10. Закон РФ № 1244-1 О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в редакции Закона РФ от 18.06.1992 N 3061-1) (с изменениями на 28 декабря 2022 года) // СПС Консультант Плюс.
  11. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального Закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ) (с изменениями на 28 декабря 2022 года) (редакция, действующая с 11 января 2023 года) // СПС Консультант Плюс.
  12. Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. №186 «О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы» // СПС Консультант Плюс.
  13. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // СПС Консультант Плюс.
  14. Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 N 588 (ред. от 24.01.2023) «О признании лица инвалидом» (вместе с «Правилами признания лица инвалидом») // СПС Консультант Плюс.
  15. Приказ Минтруда России № 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (с изменениями на 6 октября 2021 года) // // СПС Консультант Плюс.
  16. Распоряжение Правительства РФ № 1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (с изменениями на 28 сентября 2018 года) // СПС Консультант Плюс.
  17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. №1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС Консультант Плюс.
  18. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. №2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» (в ред. от 24 октября 2018 г.) // СПС Консультант Плюс.

Учебная и научная литература

  1. Бабич А.М., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования: Курс лекций. - М.: ТЕИС, 2020. - С. 7.
  2. Баранов В.А., Петюкова О.Н. Практика применения российского законодательства о медико-социальной экспертизе в контексте защиты прав граждан // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2019. - №43. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-primeneniya-rossiyskogo-zakonodatelstva-o-mediko-sotsialnoy-ekspertize-v-kontekste-zaschity-prav-grazhdan  
  3. Дугужева Б.Х.-М. Становление и развитие законодательства о правах лиц с ограниченными возможностями здоровья в России // Социальное и пенсионное право. - 2019. - №2. - С. 43.
  4. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения. - М. Волтерс Клувер, 2018. – 614 с.
  5. Кравченко, С.А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь: Более 10000 единиц. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://obuchalka.org/2018020398822/sociologicheskii-enciklopedicheskii-russko-angliiskii-slovar-bolee-10-000-edinic-kravchenko-s-a-2004.html
  6. Краснова Е. М., Палибина А. С. Социальная защита инвалидов на муниципальном уровне // Human Progress. 2020. №3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-zaschita-invalidov-na-munitsipalnom-urovne
  7. Лебедева Е.П. О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» до 2020 года: проблемы законодательства и правоприменения // Социальное и пенсионное право. - 2019. - №3. - С. 30.
  8. Лынева А. Д. Меры по социальной защите инвалидов / А. Д. Лынева. – 2019. – № 4-3(41). – С. 36.
  9. Мохов А.А., Петюкова О.Н. Совершенствование российского законодательства о проведении медико-социальной экспертизы и улучшении межведомственного взаимодействия // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2018. - №42. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-rossiyskogo-zakonodatelstva-o-provedenii-mediko-sotsialnoy-ekspertizy-i-uluchshenii-mezhvedomstvennogo
  10. Отчет о деятельности Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов в 2021 году. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://rostrud.gov.ru/upload/iblock/04e/godovoy-otchet-2021.pdf
  11. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сергиенко Владимира Ивановича на нарушение его конституционных прав положением статьи 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и статьей 20 Федерального закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»: определение Конституционного Суда Российской Федерации № 1299-О. // https://base.garant.ru/70695676/
  12. Определение Конституционного Суда РФ № 1344-О. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/71125578/
  13. Право социального обеспечения: учебник / под ред. К. Н. Гусова. – М.: ПБОЮЛ Грачев С. М., 2018. — 328 с.
  14. Редькина Е. А. Место трудовой пенсии по инвалидности в системе мер социальной защиты инвалидов // Современная наука: теория и практика. – 2019. – № 2. – С. 39-52.
  15. Рыбкова К.О. Об актуальных проблемах деятельности органов государственного управления в сфере защиты прав инвалидов в Российской Федерации // Административное право и процесс. - 2018. - №4. - С. 79.
  16. Социальная политика и социальная работа: учебное пособие / Е. И. Холостова. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 204 с.
  17. Усова Л. В. К Вопросу об интерпретации понятий «инвалид» и «инвалидность» // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2020. – №5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-interpretatsii-ponyatiy-invalid-i-invalidnost 
  18. Фирсов М. В. Теория социальной работы / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 432 с.
  19. Холостова Е. И. Социальная работа с инвалидами / Е. И. Холостова. – М.: «Дашков и К°», 2017. – 240 с.
  20. Юдин В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы: учеб. пособие. - Казань: Изд-во КГТУ, 2019. - С. 19.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Право социального обеспечения
2016 год 45 стр.
Курсовая Пенсионное страхование. Назначение, выплаты, доставка пенсий
Курсовая работа Право социального обеспечения
2012 год 40 стр.
Курсовая Пособия по временной нетрудоспособности
Telesammit
Курсовая работа Право социального обеспечения
2013 год 32 стр.
Курсовая Пособия гражданам, проходившим военную службу, и членам их семей
Telesammit
Курсовая работа Право социального обеспечения
2014 год 29 стр.
Курсовая Сравнительный анализ страхового и общего трудового стажа
Telesammit
Курсовая работа Право социального обеспечения
2016 год 31 стр.
Курсовая Пособие при рождении ребенка
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское