Введение
- Содержание понятия школьной неуспеваемости
- Психоэмоциональные причины школьной неуспеваемости
- Органические и функциональные особенности ЦНС
- Влияние семьи на состояние ребенка и его успеваемость
- Влияние социальных и педагогических факторов в формировании школьной неуспеваемости
Выводы
Список литературы
приложения
Актуальность темы обосновывается тем, что для принятия действий, направленных на способствование решению проблемы школьной неуспеваемости, взрослым необходимо четко понимать, причины и факторы возникновения таковой.
Проблема школьной неуспеваемости существовала во все времена, проявлялась в разных формах и имела разный характер переживания. Но, не смотря на этот факт, она так же является и малоизученной. Данный факт может быть связан с самим пониманием, что из себя представляет школьная неуспеваемость
Психологу, работающему в системе образования, часто приходится сталкиваться с учебной неуспеваемостью. Примерно в трети случаев это является основным мотивом обращения родителей за психологической помощью.
Значительное количество вариантов и способов психологического сопровождения детей с проявлениями школьной неуспеваемости связано с работой над той или иной причиной данных проблем: органическими, соматическими, в широком смысле функциональными проблемами ребенка.
- Sokolova E.T., Chesnokova I.G. Dependence of a teenager's self-esteem on the attitude of his parents. Psikhologicheskiy zhurnal. 1986, no. 2, pp. 110-117. (In Russ.
- Агапов Ю.К. Клиническая динамика и психопрофилактика астенических состояний экзогенно-органического генеза: автореф. дис. … канд. мед. наук. Томск, 1989.
- Ахутина Т. В., Иншакова О. Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. М. : В. Секачев, 2008. 128 с
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. М.: Академия, 2015. 288 с.
- Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009
- Бахтина С.В., Майба Н.С. Психолого-педагогические факторы, влияющие на успеваемость школьников/ http://mosi.ru/ru/conf/articles/psihologo-pedagogicheskiefaktory-vliyayushchie-na-uspevaemost-shkolnikov
- Валишена Л.Н. Психолого-педагогическое обеспечение преодоления неуспешности в учебно-воспитательном процессе: автореф. дис. . канд. пед. наук. – М., 2010. – 24 с.
- Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений: дис.... канд. сикх. наука. Москва, 1986. 206 с.
- Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: Практ. руководство. Ч. 2. – М., 2005.
- Волкова О.В. Компоненты И Механизмы Формирования Выученной Беспомощности У Детей С Ослабленным Здоровьем: Онтогенетический Подход.// Сибирское медицинское обозрение. 2014 – № 4 (88). – С. 86–89
- Гельмонт А.М.О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления.- М.: Просвещение, 2004.- 326с.
- Глазырина Л.Г., Шеркевич, В.С. Влияние социально-педагогической перцепции на продуктивность учебной деятельности / Л.Г. Глазырина, В.С. Шеркевич // Альманах современной науки и образования. – 2015. – № 8(98). – С. 37-41.
- Глазырина, Л. Г. К вопросу о причинах хронической неуспешности современных подростков / Л. Г. Глазырина, В. С. Шеркевич // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – Т. 6. – № 4(21). – С. 297-301.
- Глассер У.Школы без неудачников. М. : Прогресс, 1991.
- Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. Улан-Удэ, 2005.
- Дементьев Л.А. Школьная неуспешность: психолого-педагогические причины и пути преодоления: методические рекомендации для педагогов-психологов и учителей ОО / авт.-сост. ГАОУ ДПО ИРОСТ. – Курган, 2019. – 117 с.
- Драгунова Т. В. Психологические особенности подростков // Советская педагогика. 1972. № 8. С. 79-93.
- Есипов Б.П., Данилов М.А. Дидактика / Под общ. Ред. Б.П. Есипова. – М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1957. – 218 с.
- Зборовский Г.Е. Образовательная неуспешность: ключевые проблемы концепции / Г.Е Зборовский // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2020. –№ 1 (195). – С. 170-179.
- Зборовский, Г. Е. Образовательная неуспешность учащихся и студентов как проблема науки и практики / Г. Е. Зборовский // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2020. – № 2(65). – С. 9-20.
- Ильин Е.П.Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2000.
- Иовчук Н. М. Депрессия у детей и подростков. / Н. М. Иовчук, А. А. Северный. – М.: Школа – Пресс, 1999. – 80с.
- Исаев Д.Н., Александрова Н.В. Отдаленные последствия инфекционных психозов, перенесенных в дошкольном и школьном возрасте. II Конф. детских невропатол. и психиатр. РСФСР. 1983. С. 126–128.
- Исаев Е.И., Косарецкий С.Г., Михайлова А.М. Зарубежный опыт профилактики и преодоления школьной неуспеваемости у детей, воспитывающихся в семьях... Современная зарубежная психология Том 8. № 1. С. 7-16.
- Карабанова О.А. Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии Методология и история психологии. – 2007. Том 2. Выпуск 4.
- Кериг П.К. Семейный контекст: удовлетворенность браком, стиль воспитания и речевое поведение с детьми. Вопросы психологии, 2009, № 1, с.158-164. (На русском языке.)
- Коган Б.М., Куликова Т.Г. Нейродинамический дефицит психической деятельности и его влияние на успешность освоения школьных навыков // Вестник МГПУ ; Серия «Педагогика и психология», 2019. С.97
- Коган Б.М., Куликова Т.Г. Современные исследования низкого когнитивного темпа у детей: аналитический обзор // Системная психология и социология. 2018. № 2. С. 47–58.
- Коменский, Я. А. (1955) Великая дидактика // Коменский Я. А. Избр. пед. соч. М. : Издво МП РСФСР. 628 с.
- Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб. : Речь, 2003. 330 с.
- Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 165 с.; Хомская Е.Д. Нейропсихология: 4-е изд. СПб.: Питер, 2016. 496 c.
- Кузовлева М.Е.Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам // Психолог в школе. 1984. № 2. С. 15–19.
- Ладодо К.С. Респираторные вирусные инфекции и поражение нервной системы у детей. М., 1972. 184 с.
- Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М. : Просвещение, 1983. 136 с
- Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Просвещение, 1996. – 37 с.
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы: в 2 т. - Т. 1. Нейро-психологические исследования. - М.: Педагогика, 1963; Т. 2. Нейропсихологический анализ сознательной деятельности. - М.: Педагогика, 1970.
- Малкина–Пых И.Г. Психология поведения жертвы. - М.: Экс-мо, 2006. – 1008с.
- Маркова А.К.Мотивация учебной деятельности школьника // Вопр. психологии. 1978. №3. С. 136–142.
- Мартыненко И.Н., Лещинская Е.В., Леонтьева И.Я., Гореликов А.П. Исходы острых вирусных энцефалитов у детей по данным катамнестического наблюдения // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1991. № 2. С. 37–40.
- Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста : учеб. пособие. СПб. : Питер, 2008.
- Моторина, О.Н. Психологические детерминанты школьной неуспеваемости / О. Н. Моторина, А. А. Сидорова // Психология XXI века Теория и практика современной психологии: материалы XII международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 20–21 апреля 2017 года. – Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2017. – С. 151-153.
- Нарушения психического развития в детском возрасте: сборник учебно-методических материалов для специальности 37.05.01. Клиническая психология. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2017. – 22 с.
- Опарина, Я. О. Понятие образовательной неуспешности в Отечественной науке / Я. О. Опарина // Заметки ученого. – 2021. – № 3-2. – С. 122-131.
- Острова утопии: Педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940-1980-е): Коллективная монография. – М.: Новое литературное обозрение, 2015. - 720 с
- Пермякова, М. Е. Психологические аспекты трудностей учения в школе : [учеб. пособие] / М. Е. Пермякова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 124 с.
- Подходова Н.С., Суслов В.Г. Проблема академической неуспешности учащихся при переходе из начальной в основную школу // Научное обозрение. Педагогические науки. 2014. № 2. С. 75.
- Психологические проблемы неуспеваемости школьников [Текст] / Под ред. Н. А. Менчинской. - Москва : Педагогика, 1971. - 270 с.; 21 см.
- Пшеницына, А. А. Влияние климата в семье на школьную успеваемость учащихся / А. А. Пшеницына, Н. Н. Лепинских // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2021. – № 26. – С. 67-70.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека/Пер. с англ. М.: Прогресс, 2002. 401с.
- Ружанская, К. А. Переживание школьной неуспешности при разных стилях отношений значимых взрослых к ребенку / К. А. Ружанская // Общество. – 2021. – № 2-2(21). – С. 147-152.
- Семенова Л.Е., Семенова В.Е., Родионова И.В. Особенности развития ребенка в неполной (материнской) семье. Нижегородский психологический альманах, 2017, № 1. Доступно по адресу: psykaf417.esrae.ru/13-120 (доступ к: 04.05.2020).
- Семенович А.В. Таланты детского мозга. Казань: Центр социально-гуманитарного образования, 2016. 184 с.
- Славина Л. С. Трудные дети / под ред. В. Э. Чудновского. М. : Институт практической психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998.
- Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. - М.: Просвещение, 1958. - 231 с.
- Смирнов М.О. Влияние семейных отношений на развитие младшего школьника // Проблемы педагогики, 2018, № 5 (37), с.28-30.
- Соколова Е.Т., Чеснокова И.Г. Зависимость самооценки подростка от отношения его родителей. Психологический журнал. 1986, № 2, с.110-117.
- Соколова,Е. Т. Исследования «образа тела» в зарубежной психологии /Е. Т. Соколова, А. Н. Дорожевец // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. - 1985.- No 4. -С. 39-49.
- Староверова М.С. Психологический синдром школьной неуспешности: теория и практика работы: учебно-методическое пособие. – Саратов: Вузовское образование, 2018. – 103 c.
- Староверова М.С. Психологический феномен школьной неуспешности: учебнометод. пособие. Саарбрюккен: Lambert Academic Publishing, 2016. 175 с.
- Столин В.В., Бодалев А.А. идр. Семья в психологическом консультировании: опыт и проблемы психологического консультирования. Москва, Изд-во "Педагогика", 1989, 208 с.
- Суворова, О. В. Влияние супружеских отношений на социально-личностное развитие младшего школьника / О. В. Суворова, Е. А. Маточкин // Нижегородский психологический альманах. – 2020. – Т. 1. – № 1. – С. 105-114.
- Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М.: Мысль, 1989. 173 с.
- Тараканова Е.В. Проблема школьной неуспеваемости и дифференциации обучения // Система ценностей современного общества. 2014. №33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-shkolnoy-neuspevaemosti-i-differentsiatsii-obucheniya (дата обращения: 15.11.2021).
- Ушинский, К. Д. (2004) Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антрополо гии. М. : ГрандФаир. 239 с.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология: 4-е изд. СПб.: Питер, 2016. 496 c.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. Москва,
- Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. – М.: Педагогика, 2007. – 198 с.
- Циринг Д.А. Травмирующие события как фактор, детерминирующий формирование личностной беспомощности у детей.// Образование и наука. – 2008 – № 6. – 2008. – С. 85–88
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты: методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. Москва: Владос, 2001. 136 с.
- Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей: учебное пособие для вузов. – М. : Юрайт, 2020. – 213 с.
- Щукина, Г. И. (1971) Проблема познавательного интереса в педагогике. М. : Педагогика. 352 с.
- Эриксон E.Kh . Детство и общество. Санкт-Петербург, СПБ., 1996. 592 с.
- Юнг К.Г. Конфликты детской души. М.: Канон, 1997. 333 с.