Введение.
- Теоретико-методологические аспекты отраслевого равновесия.
1.1. Понятие и сущность отраслевого равновесия.
1.2. Виды и принципы отраслевого равновесия.
1.3. Условия и функции отраслевого рыночного равновесия.
- Анализ и проблемы устойчивости и неустойчивости отраслевого равновесия
2.1. Особенности моделей устойчивости и неустойчивости отраслевого равновесия
2.2. Проблемы и эффективность применения моделей устойчивости и неустойчивости моделей отраслевого равновесия.
Заключение.
Список использованной литературы.
Актуальность темы исследования определяется тем, что в рыночных условиях наиболее важных элементов функционирования рыночного механизма определяет спрос и предложение, которые определяют рыночную цену товара. В условиях перехода российской экономики от планирования к администрированию к рыночному бизнес-методу вопрос эффективности участников рынка и всего рыночного механизма и достижения общей рыночной стабильности является приоритетным. Недостаточное внимание к вопросам соответствия потребительского равновесия и равновесия по структуре выпуска является сдерживающим механизмом экономического роста. Относительное сокращение потребления, вызванное отсутствием требуемого по ассортименту, цене или качеству набора благ, т. е. отсутствие условий для достижения оптимума потребителя, приводит к формированию диспропорции между платежеспособным спросом и фактическим потреблением, к устойчивому нарушению равновесия спроса и предложения на рынке, а также при прочих равных условиях к отложенному спросу и росту сбережения. Как следствие происходит снижение равновесного объема производства.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть отраслевое равновесие и исследовать особенности устойчивости и неустойчивости равновесия.
В соответствие с заданной целью необходимо решить ряд следующих задач:
- Рассмотреть теоретические и методологические аспекты отраслевого равновесия ;
- Проанализировать особенности моделей устойчивости и неустойчивости отраслевого равновесия ;
- Выявить проблемы и наметить эффективность применения моделей устойчивости и неустойчивости моделей отраслевого равновесия .
Объектом исследования выступает отраслевое равновесие.
Предмет исследования - устойчивость и неустойчивость равновесия.
Методологическая основа исследования. Для решения поставленных задач в исследовании использовались общенаучные приёмы и методы: сравнения, обобщения, анализа и синтеза, диалектический подход. При исследовании фактического материала использовались методы экономико-статистического анализа, эконометрические модели.
В качестве информационной базы при проведении исследования использовались статьи и монографии российских и зарубежных авторов по тематике исследуемой проблемы, данные Федеральной службы государственной статистики, российские и зарубежные нормативно-правовые и законодательные акты.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка использованной литературы.
1.2. Виды и принципы отраслевого равновесия
В условиях современного рынка равновесие может быть устойчивым или неустойчивым. Если вслед за нарушением равновесия рынку удается приходить в состояние равновесия с установлением прежних равновесных цены и объема, то такое равновесие называется устойчивым. Если вследствие нарушения равновесия на рынке может быть установлено новое равновесие с изменением уровня цен и объема спроса (предложения), то такое равновесие принято называть неустойчивым.
В общем случае, под устойчивостью равновесия подразумевается способность рынка вновь приходить в равновесное состояние через установление прежней равновесной цены и объёма. Устойчивость рыночного равновесия может быть абсолютной, относительной, локальной (когда колебания цен происходят в определенных границах) и глобальной (может устанавливаться при любом колебании)[9, c.67].
Исходя из временных возможностей производителя и уровня эластичности экономического предложения, различают несколько видов рыночного равновесия:
- Мгновенное равновесие - его возникновение связано с возрастанием спроса при отсутствии у производителей времени для соответствующего изменения предложения, т.е. при его совершенной неэластичности. В качестве примера можно привести резкий рост спроса на клубнику, когда в этом сезоне производители не имеют возможности увеличивать ее предложение. Как правило, равновесие на рынке достигается при ценах, которые превосходят ее первоначальный уровень.
- Краткосрочное равновесие: в случае увеличения спроса предложение растет за счет увеличения загрузки производственных мощностей. При увеличении спроса производители вынуждены вводить дополнительную рабочую смену, увеличивая за счет этого предложение и повышая тем самым его эластичность. Соответственно цена при краткосрочном равновесии будет ниже цены при мгновенном равновесии, но выше, чем первоначальная цена.
- Долгосрочное равновесие подразумевает расширение имеющихся мощностей производства и увеличение числа предприятий конкретной отрасли, а значит и соответствующее перераспределение ресурсов. В данном случае предложение более эластично. Цена в долгосрочном равновесии ниже цены краткосрочного и мгновенного равновесия, она достаточно устойчива и имеет признаки «нормальной» рыночной цены.
Теория рыночного равновесия важнейшее значение отводит фактору времени: мгновенное равновесие при неизменном предложении; краткосрочное равновесие при росте предложения без наращивания числа используемого оборудования; длительное равновесие «нормальной цены» с необходимость замены оборудования для производителя[11].
В экономической теории существует три типа баланса, в зависимости от временных возможностей производителей.
Немедленный баланс - предложение не изменилось, компания не успевает изменить предложение.
Краткосрочное равновесие - предложение растет, но количество предприятий постоянно.
Устойчивый баланс - количество предприятий и количество используемых ресурсов меняются.
Баланс стабильный и нестабильный.
Если после балансировки рынок достигает равновесия и устанавливается предыдущий баланс и объем, баланс называется стабильным.
Если после дисбаланса устанавливается новый баланс и изменяется уровень цен, а также размер спроса и предложения, баланс называется нестабильным.
Баланс механической системы стабилен, если при небольшом возмущении система точек во все последующие моменты слегка отклоняется от положения равновесия; в противном случае баланс нестабилен.
Обычно при небольших возмущениях точки системы, находящиеся в устойчивом положении равновесия, совершают небольшие колебания вокруг своих положений равновесия, которые из-за сопротивлений исчезают с течением времени и равновесие восстанавливается.
Типы устойчивого развития[18]:
а) абсолютный;
б) суммарный;
в) локальный (есть колебания цен, но в определенных пределах);
г) глобальный (устанавливается при любых колебаниях).
Основными факторами баланса спроса и предложения являются сбалансированные вкусы потребителей и конкуренция. Любой излишек товара доставляется на рынок, подталкивает цену товара к точке равновесия, а дефицит поднимается.