Введение.
- Понятие средств выразительности языка.
1.1. Лексические средства выразительности языка.
1.2. Звуковые средства выразительности языка.
- Использование средств выразительности на примере современных СМИ
2.1. Анализ использования метафор в современных СМИ.
2.2. Анализ использования средств звуковой выразительности в современной публицистике (на примере газетных заголовков)
Заключение.
Библиографический список.
Средства речевой выразительности делают речь наглядной, так как воздействуют не только понятийно, но и образно, т.е. дают зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную информацию. Эмоциональная, экспрессивная речь воспринимается быстрее, находит более глубокий эмоциональный отклик, вызывает сопереживание, теснее связана с оценкой на уровне «хорошо – плохо» и лучше сохраняется в памяти.
Впечатления, сохраняющиеся в представлении слушателя после речи, составляют ряд образов, вызывающих согласие или несогласие с высказываниями, идеями. Люди не столько слушают речь, сколько видят и чувствуют ее. Вследствие этого слова, не вызывающие образов, утомляют их.
Речь журналиста должна воздействовать на слушателей и читателей, поэтому рассмотрение данной темы является актуальным.
Исследования средств выразительности языка стали одним из важнейших направлений современной лингвистики.
Материалом исследования стала российская пресса. Предпочтение отдавалось российским СМИ, имеющим высокий тираж (Аргументы и факты, Известия, Комсомольская правда, Литературная газета, Независимая газета, Правда, Российские вести, Российская газета, Труд, Московский комсомолец и др.)
Теоретической базой исследования являются монографии, посвященные проблемам метафоры и описанию конкретных метафорических моделей в рамках различных дискурсов (А. Н. Баранов [5], А. П. Чудинов, [32] и др.).
Цель данной работы – изучить средства выразительности в современных СМИ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать характеристику средствам выразительности языка;
- рассмотреть средства звуковой выразительности языка;
- проанализировать особенности употребления метафор в современных СМИ;
- проанализировать особенности употребления средств звуковой выразительности на примере газетных заголовков.
Объектом исследования данной курсовой работы являются тексты СМИ.
Предметом исследования являются средства выразительности языка и особенности их употребления.
Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования найденных примеров для изучения средств звуковой выразительности.
В данной курсовой работе мы использовали методы обобщения и сравнительного анализа.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Понятие средств выразительности языка
1.1. Лексические средства выразительности языка
К средствам экспрессивной выразительности относятся так называемые словесные фигуры и фигуры мысли, которые в свою очередь делятся на тропы и амплификации.
Фигуры речи – обороты речи, наглядно выражающие эмоциональное состояние говорящего. Фигуры представляют собой своего рода диаграммы чувств. Продолжительному эмоциональному воздействию соответствуют словесная протяженность, повторы слов, а перемежающемуся, колеблющемуся воздействию – словесные перебои.[22; 145]
Для передачи резкого изменения настроения могут быть использованы пропуски слов. Таким образом, изобразительность фигуры достигается за счет сходства формы с тем, что она обозначает. Взволнованная речь часто изобилует фигурами. Это происходит спонтанно. Но опытные журналисты, умеют еще и специально подчеркнуть свои чувства.
Выделяются фигуры прибавления, фигуры убавления, фигуры размещения и перестановки, фонетические и графические фигуры.
Фигуры прибавления – повторы различных единиц речи (морфем, служебных слов, полнозначных слов, синтаксических позиций), расположенные как произвольно, так и симметрично.
Фигуры прибавления передают стабильность эмоционального фона, независимо от того, положительно или отрицательно он окрашен. Вот почему этих фигур так много и в панегириках (восхваляющих речах), и в филиппиках (обличающих речах). Демонстрация сильного, продолжительного чувства - вот их основная функция.
Фигуры прибавления включают в себя повторы с симметричным расположением повторяющегося компонента.
Анафора – повтор слов в началах смежных отрезков речи. «Подарите себе неповторимое изящество французских окон, подарите частицу французского шарма». Эта анафора взята из рекламного текста и передает настойчивость рекламодателя, которая не успевает стать навязчивой и производит впечатление искреннего совета.
Смысл анафоры – продемонстрировать уверенный эмоциональный настрой. Наиболее удачна она в передаче оптимистичного настроения. Это любимая фигура политических деятелей, которые используют достаточно пространные анафоры, каждый абзац или каждое предложение начиная с одних и тех же слов. [22; 148]
Демонстрируя процветание страны, Сталин в одной из своих речей начинал предложения словами: «Приятно и радостно видеть...». Знаменитая речь Мартина Лютера Кинга построена на анафоре «У меня есть мечта». В художественной литературе к анафоре прибегают авторы, чьи герои одолеваемы какой-нибудь страстью.
Эпифора – повторы слов в концах смежных отрезков речи. Эпифора также передает уверенность. Но если анафора фиксирует внимание на посылке, то эпифора – на следствии, она отражает некую неизбежность и поэтому реже бывает окрашена в светлые тона.
Стык - повторы слов на границах смежных отрезков внутри предложения. Например: только у нас, у нас и больше нигде. Пересдавая уверенность, эта фигура в то же время изображает внешнее течение событий, их замедленность, а также подчеркивает причинно-следственную обусловленность.
Поэтому она уместна и в текстах-описаниях, и в речах. В знаменитом лермонтовском: «Повалился он на холодный снег, // На холодный снег, словно сосенка. //Словно сосенка во сыром бору...». Стык создает эффект замедленной съемки.