Курсовая работа|Журналистика

Средства выразительности языка в публицистике

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2010 | Страниц: 35

Введение. 

  1. Понятие средств выразительности языка. 

1.1. Лексические средства выразительности языка.

1.2. Звуковые средства выразительности языка. 

  1. Использование средств выразительности на примере современных СМИ 

2.1. Анализ использования метафор в современных СМИ.

2.2. Анализ использования средств звуковой выразительности в современной публицистике (на примере газетных заголовков) 

Заключение. 

Библиографический список. 

Средства речевой выразительности делают речь наглядной, так как воздействуют не только понятийно, но и образно, т.е. дают зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную информацию. Эмоциональная, экспрессивная речь воспринимается быстрее, находит более глубокий эмоциональный отклик, вызывает сопереживание, теснее связана с оценкой на уровне «хорошо – плохо» и лучше сохраняется в памяти.

Впечатления, сохраняющиеся в представлении слушателя после речи, составляют ряд образов, вызывающих согласие или несогласие с высказываниями, идеями. Люди не столько слушают речь, сколько видят и чувствуют ее. Вследствие этого слова, не вызывающие образов, утомляют их.

Речь журналиста должна воздействовать на слушателей и читателей, поэтому рассмотрение данной темы является актуальным.

Исследования средств выразительности языка стали одним из важнейших направлений современной лингвистики.

Материалом исследования стала российская пресса. Предпочтение отдавалось российским СМИ, имеющим высокий тираж (Аргументы и факты, Известия, Комсомольская правда, Литературная газета, Независимая газета, Правда, Российские вести, Российская газета, Труд, Московский комсомолец и др.)

Теоретической базой исследования являются монографии, посвященные проблемам метафоры и описанию конкретных метафорических моделей в рамках различных дискурсов  (А. Н. Баранов [5], А. П. Чудинов,  [32] и др.).

Цель данной работы – изучить средства выразительности  в современных СМИ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- дать характеристику средствам выразительности языка;

- рассмотреть средства звуковой выразительности языка;

- проанализировать особенности употребления  метафор в современных СМИ;

- проанализировать особенности употребления средств звуковой выразительности на примере газетных заголовков.

Объектом исследования данной курсовой работы являются тексты СМИ.

Предметом исследования являются средства выразительности языка и особенности их употребления.

Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования найденных примеров для изучения средств звуковой выразительности.

В данной курсовой работе мы использовали методы обобщения и сравнительного анализа.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

1. Понятие средств выразительности языка

1.1. Лексические средства выразительности языка

К средствам экспрессивной выразительности относятся так называемые словесные фигуры и фигуры мысли, которые в свою очередь делятся на тропы и амплификации.

Фигуры речи – обороты речи, наглядно выражающие эмоциональное состояние говорящего. Фигуры представляют собой своего рода диаграммы чувств. Продолжительному эмоциональному воздействию соответствуют словесная протяженность, повторы слов, а перемежающемуся, колеблющемуся воздействию – словесные перебои.[22; 145]

Для передачи резкого изменения настроения могут быть использованы пропуски слов. Таким образом, изобразительность фигуры достигается за счет сходства формы с тем, что она обозначает. Взволнованная речь часто изобилует фигурами. Это происходит спонтанно. Но опытные журналисты, умеют еще и специально подчеркнуть свои чувства.

Выделяются фигуры прибавления, фигуры убавления, фигуры размещения и перестановки, фонетические и графические фигуры.

Фигуры прибавления – повторы различных единиц речи (морфем, служебных слов, полнозначных слов, синтаксических позиций), расположенные как произвольно, так и симметрично.

Фигуры прибавления передают стабильность эмоционального фона, независимо от того, положительно или отрицательно он окрашен. Вот почему этих фигур так много и в панегириках (восхваляющих речах), и в филиппиках (обличающих речах). Демонстрация сильного, продолжительного чувства - вот их основная функция.

Фигуры прибавления включают в себя повторы с симметричным расположением повторяющегося компонента.

Анафора – повтор слов в началах смежных отрезков речи. «Подарите себе неповторимое изящество французских окон, подарите частицу французского шарма». Эта анафора взята из рекламного текста и передает настойчивость рекламодателя, которая не успевает стать навязчивой и производит впечатление искреннего совета.

Смысл анафоры – продемонстрировать уверенный эмоциональный настрой. Наиболее удачна она в передаче оптимистичного настроения. Это любимая фигура политических деятелей, которые используют достаточно пространные анафоры, каждый абзац или каждое предложение начиная с одних и тех же слов. [22; 148]

Демонстрируя процветание страны, Сталин в одной из своих речей начинал предложения словами: «Приятно и радостно видеть...». Знаменитая речь Мартина Лютера Кинга построена на анафоре «У меня есть мечта». В художественной литературе к анафоре прибегают авторы, чьи герои одолеваемы какой-нибудь страстью.

Эпифора – повторы слов в концах смежных отрезков речи. Эпифора также передает уверенность. Но если анафора фиксирует внимание на посылке, то эпифора – на следствии, она отражает некую неизбежность и поэтому реже бывает окрашена в светлые тона.

Стык - повторы слов на границах смежных отрезков внутри предложения. Например: только у нас, у нас и больше нигде. Пересдавая уверенность, эта фигура в то же время изображает внешнее течение событий, их замедленность, а также подчеркивает причинно-следственную обусловленность.

Поэтому она уместна и в текстах-описаниях, и в речах. В знаменитом лермонтовском: «Повалился он на холодный снег, // На холодный снег, словно сосенка. //Словно сосенка во сыром бору...». Стык создает эффект замедленной съемки.

  1. Александров Д. Н. Риторика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 534 с.
  2. Апресян Ю.Д. Избранные труды: Лексическая семантика. - М.: Языки русской культуры, 1995. – 278с.
  3. Балашова Л.В. Социальная метафора в диахронии (на материале лексики, противопоставленной по шкале "свой" - "чужой") // III Житниковские чтения: Динамический аспект лингвистических исследований: Матер. Всерос. науч. конф. (Челябинск, 21 - 23 апреля 1999 г.): В 2 ч.- Челябинск, 1999. Ч. II. – с. 35
  4. Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Русская метафора. Материалы к словарю. - М., 2001.
  5. Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Словарь русских метафор. - М., 2004.
  6. Баранов, А.Н. Предисловие редактора // Лакофф, Дж., Джонсон, М. Метафоры, которыми мы живем: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. А.Н. Баранова. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – с. 5-19.
  7. Борисова И.Н. Метафора в современных рекламных текстах. -Екатеринбург, 2001. – 255с.
  8. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981. – 311с.
  9. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М., 1980. – 271с.
  10. Дейнан Э. Метафоры. - М, 2003. – 342с.
  11. Дэвидсон Д. Что означают метафоры. - М. 2004. – 312с.
  12. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. - М., 2000.
  13. Копнина Г. А. О классификации риторических приемов (к постановке проблемы) / Г. А. Копнина. // Филологические науки. N 2. - С. 88 - 95
  14. Кохтев Н. Н. Риторика. - М.: Просвещение, 2004. - 207 с.
  15. Краткий словарь когнитивных терминов. - М., 2006.
  16. Кубрякова Е.С. Семантика в когнитивной лингвистике // Известия АН. Сер. литературы и языка. 1999. Т.58. № 5 - 6.
  17. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. - М., 2006.
  18. Кузнецов И. Н. Риторика. - Минск: Амалфея, 2000. - 464 с.
  19. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. - М., 2000 .
  20. Львов М. Р. Риторика: Учеб. пос. для уч-ся 10-11 кл. / М. Р. Львов. - М.: Академия, 2005. - 252 с.
  21. Медведева, Е.В. Рекламная коммуникация. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 280 с.
  22. Михайличенко Н. А. Риторика. - М.: Новая школа, 2004. - 96 с.
  23. Николаева Т.М. Лингвистика текста: Современное состояние и перспективы // Новое в зарубежной лингвистике. - М., 1978. Вып.8:Лингвистика текста. – с. 135-174
  24. Петров О. В. Риторика. - М.: Проспект, 2004. - 423 с.
  25. Порубов Н. И. Риторика. - Минск: Вышэйная школа, 2001. - 384 с.
  26. Рахилина Е.В. О тенденциях в развитии когнитивной семантики // Известия РАН, Сер. лит. и языка, 2000. Т.59. № 3.
  27. Реферовская Е.А. Коммуникативная структура текста. - Л., 1989. – 341с.
  28. Салиева Л. К. Риторика и анализ художественного текста // Вестник Моск. ун-та. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация.   N 1. - С. 106-118.
  29. Ульманн Ст. Семантические универсалии // Новое в лингвистике. Вып. 5. - М., 1999.
  30. Феденева Ю.Б. Функции метафоры в политической речи // Художественный текст: структура, семантика, прагматика. - Екатеринбург, 2007.
  31. Хазагеров Г. Г. Риторика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 384 с.
  32. Чудинов А.П. Метафорическое моделирование образа России в современном агитационно-политическом дискурсе // Язык. Система. Личность. - Екатеринбург, 2000.
  33. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале // Русская речь, 2001. №№1-2.
  34. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: Когнитивное исследование политической метафоры. - Екатеринбург, 2001.
  35. Чудинов А.П. Структурный и когнитивный аспекты исследования метафорического моделирования // Лингвистика. Бюллетень Уральского лингвистического общества. - Екатеринбург, 2001. Т. 6.
  36. Шейнов В. П. Риторика. - Минск: Амалфея, 2000. - 592 с.
  37. Штерн А.С. Восприятие текста // Мурзин Л.Н., Штерн А.С. Текст и его восприятие. - Свердловск, 1991. – с. 45-87
  38. Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Л., 1974. – с. 144-193

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Журналистика
2014 год 36 стр.
Курсовая Иосиф Сталин в материалах Российской газеты
Telesammit
Курсовая работа Журналистика
2014 год 36 стр.
Курсовая Адольф Гитлер в материалах Российской газеты
Telesammit
Курсовая работа Журналистика
2015 год 57 стр.
Курсовая Организация работы пресс-службы на примере газеты
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское