Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты стратегического управления предприятия.
1.1 Системы стратегического менеджмента.
1.2 Процесс выработки стратегии фирмы.
1.3 Механизм реализации стратегии развития фирмы.
Глава 2. Практические аспекты стратегического управления организацией.
2.1 Характеристика предприятия.
2.2 Анализ стратегических проблем организации.
2.3 Проектирование стратегии организации.
Заключение.
Список использованной литературы.
Стратегический менеджмент - это концепция, не так давно появившаяся в практике менеджмента. В первую очередь стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций, но в настоящее время, когда малые предприятия играют столь существенную роль, их потребности в стратегическом менеджменте уже нельзя игнорировать [1, 2]. Малый бизнес играет очень важную роль в обеспечении процветания экономики, в создании рабочих мест, развитии технологических инноваций. Поэтому причинам трудно переоценить значение стратегического менеджмента для сектора малого бизнеса. Изучению и анализу этой области стратегического менеджмента лишь в недавнее время стали уделять должное внимание.
Сейчас многие специалисты посвящают свои исследования проблемам формирования и реализации стратегий в условиях малых предприятий. Несмотря на мощную поддержку со стороны государства, ежегодно множество малых предприятий терпят крах. И одна из главных причин, лежащих в основе провала МСП, - повсеместный недостаток навыков и компетентности в области стратегического менеджмента у руководителей МСП. Это в свою очередь обуславливает неспособность разрабатывать адекватные системы контроля и управления бизнесом [3].
Целью написания данной курсовой работы является изучение стратегического менеджмента как концепции управления на примере предприятий малого бизнеса.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1 – рассмотреть сущность стратегического менеджмента;
2 – изучить аналитические основы предприятий малого бизнеса;
3 – выявить особенности разработки и реализации стратегии.
Объект курсовой работы является стратегический менеджмент.
Предметом исследования являются особенности стратегического менеджмента на предприятиях малого бизнеса.
Структура работы: курсовая работа состоит из 3 глав. Каждая глава состоит из 3 параграфов. В первой главе даются определения основным понятиям и их взаимосвязь. Во второй главе рассматривается аналитическая часть в отношении предприятия малого бизнеса. В третьей главе описываются особенности разработки и реализации стратегии.
Информационной основой для написания курсовой работы явились статьи за последние годы в периодических изданиях, таких как журналы «Менеджмент в России и за рубежом», «Управление компанией», «Проблемы теории и практики управления», «Для акционеров» и другие, а также ряд учебников, учебных пособий, курсов лекций, например, «Стратегический менеджмент» Зиминой И. В. и некоторая информация с сайтов в Internet.
Глава 1. Теоретические аспекты стратегического управления предприятия
1.1 Системы стратегического менеджмента
Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей [1].
Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.
Предметом стратегического управления являются:
Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.
Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.
Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.
«Проблемы стратегического управления чаще всего возникают в результате действия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы не ошибиться в выборе стратегии, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние на будущее организации.»
Стержнем стратегического управления выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий. Стратегия - это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата [2, c. 47].
Ключевые характеристики стратегического аспекта управления организацией в сравнении с оперативным (текущим) управлением, практиковавшемся в бизнесе свыше 20 лет назад, представлены на рисунке 1.