Актуальность темы исследования определяет тот факт, что интервью был и остается одним из самых популярных жанров в журналистике.
Все больше в последнее время на страницах наших газет появляется публикаций в жанре интервью, журналисты все чаще обращаются к нему, чтобы поговорить о насущных проблемах и решить важные вопросы. Такое внимание к интервью обосновано - современный этап развития журналистики предполагает модернизацию всей системы средств массовой информации. На этом фоне на первый план среди произведений стали выходить тексты «диалогичной природы»: интервью, беседа, «круглый стол» и т.д., в которых можно проследить разные точки зрения на один и тот же поставленный вопрос или волнующую аудиторию проблему. Благодаря таким жанрам, как интервью, журналисту проще работать в реальном режиме диалога со своими читателями. При этом всегда можно отделить первоисточник информации от «вторичного комментария», что делает современную журналистику более свободной по мысли и стилю.
Также существенным фактом является смена роли самой аудитории в обществе: от пассивного потребления медийного продукта к равноправному участию, соучастию, в обмене информации. Все это отражает тенденцию перехода от процесса информирования к коммуникации как взаимодействию. И здесь интервью является незаменимым помощником в работе любого журналиста. Многие исследователи, осваивающие для своих профессиональных нужд методику глубокого интервью, признают, что интервьюирование оказывается более трудным делом, чем они первоначально предполагали. Их можно понять.
Работа интервьюера требует постоянной концентрации внимания и быстрой реакции. Интервьюер должен правильно понимать респондента, следить непрерывно за ходом его мысли и одновременно фокусировать беседу на проблеме исследования. Все это требует мастерства, навыков и соблюдения методических принципов интервьюирования, которые отрабатывались и рефлексировались несколькими поколениями исследователей. Этот процесс и сейчас не стоит на месте: придумываются новые способы и в то же время отмирают старые - несовместимые с новой эпохой.
Степень научной разработанности темы. Интервью исследовали многие российские теоретики и практикующие журналисты. Изучению его особенностей, видов, классификаций и способов раскрытия героя посвящено достаточно большое количество работ, в том числе таких авторов, как А. В. Колесниченко, М. М. Лукина, С. Н. Ильченко, Е. И. Голанова, Г. С. Мельник, А. А. Тертычный, М. Н. Ким, В. Л. Цвик, Е. Б. Сахнова и др.
Цель курсовой работы - особенности жанра интервью в современных СМИ Сербии (на материале газет "Политика" и "Вечерње новости")».
Основные задачи курсовой работы:
- дать характеристику интервью как жанр и его место в системе жанров;
- рассмотреть основные виды интервью;
- определить роль интервьюера и основные типы вопросов;
- рассмотреть специфика жанра на примере газет «Вечерние Новости» и «Политика».
Объект исследования – интервью как жанр.
Предмет исследования – основные характеристики и механизм проведения интервью.
Новизна исследования определяется авторским исследованием специфики жанра на примере газет «Вечерние Новости» и «Политика».
Источниками исследования послужила научная и учебная литература таких авторов как Ильченко, С. Н., Кузнецов, С.А., Лукина М. М., Никишин В. И.
Методы исследования – абстрактно-логический, аналитический, табличный.
Теоретическая и практическая значимость исследования определена возможность использования сделанных авторов выводов при исследовании предмета «Журналистика».
Структура курсовой работы включает наличие введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1
1.1. Интервью как жанр и его место в системе жанров
Жанр интервью берет свое начало от процесса получения информации в форме вопросов и ответов, или интервью.
В журналистике интервью – это не только способ получения информации, но и жанр в форме диалога, в котором выражаются взгляды и поднимаются важные вопросы.
С.Н. Ильченко трактует "интервью" тремя разными способами, рассматривая его как "метод профессиональной деятельности", "способ организации вещательных услуг" и "форму печатных и электронных СМИ"[1].
Далее мы обсудим интервью как вид журналистики и его особенности, а также дадим определение термину интервью.
Словарь определяет интервью как "беседу между общественным деятелем и журналистом по вопросу, представляющему общественный интерес, адресованную прессе".
Интервью - это вид журналистики, в котором журналист обсуждает какой-либо вопрос с одним или несколькими людьми.
Интервью - это структурированное интервью, при котором существует прямой контакт между интервьюером и респондентом, а интервьюер записывает или фиксирует на пленку ответы[2].
Интервью - это комплексная коммуникативная деятельность, в которой репортер и участник беседуют в ситуации, когда вопросы и ответы следуют один за другим, чтобы получить информацию, мнения и оценки, представляющие общественный интерес[3].
Жанр интервью определяется интерактивной формой представления информации. Основными характеристиками этого жанра являются.[4]
1) Фокусируется на распространении речи в средствах массовой информации.
2) Общественность
Природа диалога.
3) Получатель - общественный деятель.
4) Личный контакт между журналистом и участником.
5) Форма для вопросов и ответов.
6) двуадрестность – интервью рассчитано не только на информирование
воздействия на журналиста, но и на аудиторию.
Важными и непреходящими ценностями интервью, как и любой другой журналистской работы, являются актуальность, политическая цель, полезность и публичность.
Таким образом, интервью - это форма журналистики, в которой можно выделить информативную, выразительную и идеологическую функции.
Цель интервью - передать важную информацию из надежного источника, раскрыть определенные факты об интервьюируемом и отразить взгляды аудитории. Цель интервью всегда заключается в информировании, обучении и подготовке.
Этот тип материала очень эффективен, поскольку, конечно, характеризуется убедительностью и достоверностью и содержит свидетельства, заявления и сообщения от авторитетных лиц. Этот жанр также позволяет людям выразить свою внутреннюю жизнь, мысли, мечты и настроение.
Поэтому интервью не только информативны, но и являются эффективным средством убеждения.
1.2. Виды интервью
М.М. Лукина[5] предлагает классификацию, основанную на целевой направленности
- Информационные интервью - сбор данных для новостей. В типичном интервью основные вопросы репортера, такие как "кто, что, где, когда и почему", составляют основу интервью.
- Краткое интервью - это разновидность информационного интервью, но в более коротком формате.
- Некоторые вопросы.
- Исследовательское интервью - цель: глубже изучить предмет, - Портретное интервью или личное интервью.
- Творческое интервью - в этом случае журналист становится не только посредником, предоставляющим информацию аудитории, но и равноправным участником творческого процесса.
В этом случае собеседник выступает в качестве партнера в творческом продукте знаний. Другой исследователь, М.И. Шостак, подчеркивает объект обсуждения как основание для классификации. Исходя из этой характеристики, он определяет типы дискурса следующим образом
- Информационные интервью о новых фактах.
- Интервью с экспертами. Мнения авторитетов по какому-либо событию, области или другой теме.
- Интервью, ориентированные на решение проблемы, где темой является сравнение мнений и источников мнений.
- Интервью на свиданиях, где личность субъекта является предметом обсуждения. Интервью с портретами, информационные интервью с антигероями и интервью со знаменитостями. Однако в приведенной выше категоризации при описании типов интервью часто путают термины метод интервью и тип интервью. Что касается методов, то проанализированная система не отражает всех существующих интервью[6].
Интерпретация классификации исследователем М.Н. Кимом. Он предложил классифицировать интервью по следующим параметрам[7]
- Объект для сканирования
- Цель интервью
- В зависимости от метода отбора, целевые интервью можно разделить на следующие типы
- Интервью.
- Аналитические интервью.
- Портретное интервью.
- Творческие интервью