Введение
Глава 1. Представление о бюджетной системе, субъекты бюджетных отношений
1.1 Различия в бюджетном и коммерческом бухгалтерском учете
1.2 Цели, задачи, разграничения, бюджетной информации
1.3 Отражение бюджетной информации в учете и бухгалтерской отчетности
Глава 2. Бюджетная информация ФГБОУ ВО «СПбГЭУ»
2.1. Общая характеристика ФГБОУ ВО «СПбГЭУ»
2.2 Финансово-экономические показатели деятельности университета
2.3. Анализ бюджетной информации, содержащуюся в отчетности ФГБОУ ВО СПБГЭУ и порядок использования для принятия управленческих решений
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию контроля за содержанием и правильностью отражения бюджетной информации
3.1 Мероприятия по совершенствованию контроля за содержанием и правильностью отражения бюджетной информации
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Библиографический список
Важнейшей задачей организации является получение положительного финансового результата для своего дальнейшего развития. На основании размера денежных средств определяется экономическая стратегия организации по управлению материальными трудовыми и финансовыми ресурсами, а также по вопросам, связанным с инвестированием в развитие организации.
Актуальность темы исследования. На каждом предприятии необходимо систематически анализировать формирование, распределение и использование денежных средств. Поскольку денежные средства является одним из важнейших показателей и критерием эффективности финансово-хозяйственной деятельности современного организации, непосредственно влияя на его финансовое состояние и является защитным механизмом от банкротства.
Анализ последних исследований и публикаций. Проблемы формирования денежных средств как показателя экономической эффективности деятельности предприятий нашли свое отражение в трудах таких зарубежных и отечественных ученых-экономистов, как Армстронг М., Брэгг С., Дамодаран А., Хиггинс Роберт С., Хорн Ван Дж., Бланк И.А., Герасименко А.В., Ендовицкий Д.А., Лукаш Ю.А., Одинцов В.А., Русакова Е.В., Савиных А.Н., Сергеева А. В., Чернова М.В. и других ученых. Однако несмотря на разноплановость и глубину проведенных исследований по оценке денежных средств предприятий и управления ими, недостаточно изученными остаются вопросы разработки универсальных мероприятий, которые способствовали росту рентабельности деятельности предприятий, усилению конкурентоспособности и снижению вероятности банкротства.
Цель исследования: анализ отражения бюджетной информации в учете и бухгалтерской отчетности и разработка рекомендаций по совершенствованию организации системы контроля бюджетной информации в учете и бухгалтерской отчетности.
Объектом исследования является СПбГЭУ.
Предметом исследования является совокупность теоретико-методических и прикладных аспектов бюджетной информации.
Информационная база исследования – учебники, учебные пособия, научные статьи, основные документы, регламентирующие деятельность СПбГЭУ.
Методы исследования. Теоретико-методическую основу исследования составляют диалектический метод познания социально-экономических явлений и комплексный системный подход к изучению социально-экономических процессов в повышении прибыли и рентабельности деятельности организации. В процессе исследования были использованы методы статистического анализа – для исследования финансово-экономических показателей деятельности организации; методы схематического и графического изображения данных. Поставленные в работе задачи решались на основе системно-функционального подхода с учетом условий рыночных трансформаций национальной экономики.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, который насчитывает 51 наименование. Содержание работы изложено на 86 страницах основного текста, в том числе 9 рисунков, 9 таблиц.
Глава 1. Представление о бюджетной системе, субъекты бюджетных отношений
1.1 Различия в бюджетном и коммерческом бухгалтерском учете
Одной из распространенных форм некоммерческих организаций является учреждение. Порядок его создания и деятельности определен в ст.ст. 123.21 – 123.23 ГК РФ, а также Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ. Помимо этих норм, статус и виды таких организаций регулируют положения специальных законов [6].
Понятие и основные особенности учреждения
Общая характеристика, включая понятие учреждения, дана в ст. 123.21 ГК РФ. Однако определение, предусмотренное этой нормой, нельзя назвать полным. Чтобы получить исчерпывающее понятие, требуется рассмотреть основные признаки этой организации [1].
Основные особенности учреждений
Учреждение имеет следующие основные черты:
Это унитарная организация. При создании не допускается соучредительство (множество участников).
Это некоммерческая организация. Такой статус подразумевает специальную правоспособность. Она не может выходить за рамки целей, для выполнения которых создано учреждение. В качестве них называются управление, социально-культурные функции и направления некоммерческого характера. Примером таких организаций может служить музей.
Учредитель остается собственником имущества, переданного этой организации. Оно, как и приобретенное в ходе деятельности, находится у юрлица на праве оперативного управления.
Учитывая эти признаки, можно сформулировать следующее определение.
Учреждение – это организация, созданная единственным лицом, правоспособность которой ограничена выполнением социально-культурных, управленческих и иных некоммерческих задач, имущество которой находится у нее на праве оперативного управления.
Учреждение, являясь одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации, выделяется особенностями правового регулирования, основанного на различных законах и иных нормативных правовых актах, а также тем, что оно не имеет имущества на праве собственности. Это создает определенные сложности в применении правовых норм к отдельным видам некоммерческой организации. По общему правилу, некоммерческой признается организация, не преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ) [1].
Основное назначение некоммерческих организаций — осуществление деятельности, направленной на достижение общественных благ, в частности, социальных, а также деятельности благотворительной, культурной, образовательной, научной и управленческой в целях охраны здоровья граждан, развития физкультуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 18.03.2020; далее — Закон о некоммерческих организациях)) [6].
Одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации является учреждение. Законодательство устанавливает, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 120 ГК РФ) [1].
Основу правового регулирования учреждений как разновидности юридических лиц составляют нормы ГК РФ, которые получают развитие и конкретизируются в законах и иных нормативных правовых актах, устанавливающих общие и специальные правила деятельности учреждений. То есть ГК РФ устанавливает общие положения об учреждениях, а особенности создания и деятельности отдельных видов учреждений определяются специальным законодательством.
Так, создание, правовой статус и деятельность образовательных учреждений — Законом РФ от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 01.03.2020; далее — Закон об образовании) [5], частных учреждений регулируется Законом о некоммерческих организациях, автономных учреждений — Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (в ред. от 27.11.2017; далее — Закон об автономных учреждениях) [6] бюджетных учреждений — Бюджетным кодексом РФ от 31.07.1998 г. N 145-ФЗ (в ред. от 01.04.2020) [7], общественных учреждений — Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 02.12.2019; далее — Закон об общественных объединениях) [10], религиозных образовательных учреждений — Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в ред. от 02.12.2019) далее — Закон о свободе совести) [9], благотворительных учреждений — Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (в ред. от 18.12.2018; далее — Закон о благотворительной деятельности) [8].
Учреждение может быть создано любыми собственниками — как гражданами, так и юридическими лицами (частные учреждения), а также Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (соответственно государственные или муниципальные учреждения).
Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным. Бюджетным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы — документа, устанавливающего в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения (ст. 6 БК РФ) [1].
Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг [7].
Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законом. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества (ст. 2 Закона об автономных учреждениях) [7].
Создать учреждение может как один, так и несколько собственников. Например, ст. 11 Закона об образовании предусматривает, что допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений. Аналогичные нормы содержатся в статьях 11 и 35 Закона об общественных объединениях. Однако в ряде случаев специальные законы ограничивают круг лиц, которые вправе выступать учредителями при создании определенного вида учреждений [5].
Так, благотворительное учреждение может быть учреждено только благотворительной организацией (ст. 7 Закона о благотворительной деятельности) [8], общественное учреждение — физическими лицами и юридическими лицами, которые сами являются общественными объединениями (ст. 6 Закона об общественных объединениях), религиозное образовательное учреждение — только религиозными организациями (ст. 5 Закона о свободе совести) [9].
Следует различать учреждения общественных объединений и общественные учреждения. Первые создаются собственниками—общественными объединениями, вторые же являются одной из организационно-правовых форм общественных объединений и создаются, как и другие общественные объединения, на основании Закона об общественных объединениях. Их учредителями могут быть физические лица (не менее трех человек) и юридические лица — только общественные объединения.
Как и другие общественные объединения, общественные учреждения вправе не проходить государственную регистрацию и не приобретать права юридического лица. Управление общественным учреждением осуществляется лицами, назначенными учредителями. В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, который избирается участниками, но не учредителями и не потребителями услуг, оказываемых учреждением. Такой орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, но не вправе распоряжаться имуществом, если иное не установлено учредителями.
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательные учреждения различаются по своим организационно-правовым формам (государственные, муниципальные, негосударственные — частные, образовательные учреждения общественных и религиозных организаций), а также своей типовой принадлежностью и видовыми особенностями.