Дипломная работа|Системный анализ

Комплекс средств по формированию навыков звукового анализа у младших школьников на уроках русского языка

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2020 | Страниц: 81

Цена: 1 990
Купить работу

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения формирования навыков звукового анализа в психолого-педагогической литературе

1.1.Изучение формирования навыков звукового анализа в онтогенезе

1.2 Требования ФГОС НОО к формированию навыка звукового анализа

1.3 Приемы работы над звуковым анализом

Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование особенностей развития звукового анализа на предмете русского языка у младших школьников

2.1 Диагностика навыка звукового анализа у младших школьников

2.2 Формирование звукового анализа у младших школьников

2.3 Контрольный эксперимент и анализ его результатов

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение

Актуальность темы исследования. В современном мире люди часто задумываются, как правильно говорить, как правильно поставить ударение, и выделить важность сказанного. Родители начинают обучать своих детей говорить правильно, развивая фонематический слух и фонематическое восприятие.

Для того чтобы не путать звуки и правильно ставить ударение, проводится звуковой анализ слова. Так, если изменить один звук в слове, может получиться совсем другое, это слово сразу изменит смысл сказанного. Поэтому звуковой анализ слова необходим для каждого человека, а особенно для детей младшего школьного возраста. Несформированность звукового анализа негативно сказывается на формировании звукопроизношения: для речи детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата

Уже с самого рождения ребенка окружает множество звуков: это музыка и щебетание птиц, шелест травы и журчание воды, и, конечно же, звуки родной речи.

Ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения губ взрослых и пытается им подражать. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь их повторить, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.

Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Вопрос о формировании навыка звукового анализа занимает большое место в исследованиях разных ученых. Многие аспекты разрабатывали в своих трудах большое количество педагогов и психологов, как например, Д.Б. Эльконин, Л.Д. Мали, Н.А. Мали, Н.А. Лукина, И.И. Никкинен и другие.

С первых дней школьного обучения учитель ставит перед собой задачу формирования у первоклассников умений звукового анализа, так как изучение фонетики в первом классе является первоочередной задачей в процессе знакомства с чтением и письмом.

Задачи изучения фонетики в начальной школе заключаются в том, чтобы сформировать у школьников представления о звучащем слове как основной единице устной речи, системе фонетических понятий, а так же познакомить с основными произносительными нормами, ввести их в речевую практику, сформировать на основе фонетических знаний отдельные фонетические умения, обеспечить становление навыка осуществления звукового анализа.

Недооценка значения фонетики на начальном этапе обучения русскому языку — одна из существенных причин графических и орфографических ошибок в письменных работах младших школьников.

В письменной речи – искажение слоговой структуры слова- перестановки, пропуски, добавления слогов, раздельное написание частей слова и слитное двух слов, указывают на несформированность звукового анализа; грамматические ошибки на – неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний, согласований различных частей речи.

Таким образом, овладение навыками звукового анализа и синтеза:

1. Обеспечивает готовность к освоению грамоты.

2. Способствует предупреждению появлений нарушений в письменной речи в период школьного обучения.

Цель исследования: определить содержание педагогической работы по формированию навыков звукового анализа у младших школьников на уроках русского языка и дать оценку ее эффективности.

В соответствии с целью исследования были выдвинуты следующие задачи:

- провести изучение формирования навыков звукового анализа в онтогенезе;

- рассмотреть требования ФГОС НОО к формированию навыка звукового анализа;

- определить приемы работы над звуковым анализом.

- выявить результативность навыков звукового анализа у младших школьников на уроках русского языка.

Объект исследования: состояние навыков звукового анализа у младших и их формирование.

Предмет исследования: комплекс средств по формированию навыков звукового анализа у младших школьников на уроках русского языка.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что у детей младшего школьного возраста не сформирован навык звукового анализа, а применение комплекса средств, включающего специальные дидактические игры по формированию навыков звукового анализа мы сможем добиться положительной динамики и результативности в сформированности навыков звукового анализа у младших школьников на уроках русского языка.

Для решения поставленных задач использовались такие методы как:

1) Теоретические методы - анализ педагогической, психологической, лингвистической, психолингвистической литературы.

2) Эмпирические методы – наблюдение, эксперимент.

3) Статистические методы - количественная и качественная обработка результатов исследований, их анализ и теоретическое обобщение.

База исследования: МБОУ «Пушкинский пролицей №78» г. Набережные Челны

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

 

Глава 1. Теоретические основы изучения формирования навыков звукового анализа в психолого-педагогической литературе

1.1.Изучение формирования навыков звукового анализа в онтогенезе

Звуковой анализ – это разделение слова на звуки, из которых оно состоит. Звуковой анализ занимает главное место в методиках обучения русского языка и развития речи разных категорий детей. Изначально данный вопрос был поднят К. Д. Ушинским, являющийся основоположником «звукового метода» в России. К. Д. Ушинский говорил, что необходимо формировать у детей речевой слух, развивать способность слушать и слышать некоторые звуки, осуществлять их порядок в словах [38].

Ученые высказывали разные мнения - от полного отрицания роли звукового анализа слов до утверждения. Говорили о том, что только тот может читать, кто слышит отдельные звуки в словах. В современной методике развития речи и обучения русскому языку звуковой анализ понимают узко, а именно как «слушание отдельных звуков в словах и используемый для знакомства с буквами». Исследования показали, что специальной способностью к звуковой стороне речи имеет младший школьный возраст.

Так, отечественный ученый Д. Б. Эльконин рассматривал в своих работах то, что «читающий опирается на звуковую сторону языка, а чтение - процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой деятельностью языка (до знакомства их с буквенной символикой)» [41].

 Формирование звукового анализа в младшем школьном возрасте, представляет собой важный этап усвоения речевой деятельностью. Повышая возможности ориентирования ребѐнка в довольно непростых языковых формах, за которыми в основе лежат соотношения звуковых форм.

Оно носит в себе важное значение ещѐ и потому, что представляет одну из предпосылок нового этапа в усвоении ребенком звуковой стороны речи, связанный с овладением письма и чтения. Важной предпосылкой для успешного усвоения обучения, становление умения слышать и слушать отдельный звук в любом и правильно отделять его от рядом стоящего звука. Обратим внимание на высказывания ученых, указывающих на значимую роль освоения звуковым анализом слов в онтогенезе.

А.Н. Гвоздев указывает на то, что «хотя ребѐнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение на звуки им самостоятельно не производится, и осуществление такого анализа в период обучения грамоте представляет новый этап в осознании звуков, отсюда трудность такого анализа» [11].

Исходя из высказываний ученых, можно сделать вывод о том, что уже в старшем дошкольном и младшем школьном  возрасте у детей появляется поэтапное осмысление и особое отношение к звуковому составу. Чтобы сформировать у ребенка звуковой анализ слов, сначала нужно развить фонематический слух и фонематическое восприятие.

У младших школьников следует, прежде всего, опираться на слуховое восприятие. В общении со взрослым в течение от двух до трех лет жизни ребѐнок с успехом овладевает фонематической организации речи. Развивается отбор ребѐнком тех или иных фонематический отличий среди других индивидуальных свойств звуковой речи.

 Появляется процесс фонематического восприятия. Правильное произношение слов означает первый шаг к активному овладению звуковой структурой слов. Но до того как речь ребѐнка дойдет до 8 уровня звуковой структуры речи взрослых, он пройдет некоторый ряд один за другим этапов развития. Зная, что основной единицей усвоения детьми системы фонем родного языка является слово, поэтому с еѐ усвоением ребѐнок обязан ещѐ освоить слоговую структуру и интонационно - ритмическую сторону языка, а затем овладение слогом.

Различные категории звуков в разной мере «страдают» от дефектов произношения. Обычно, опускают, заменяют, переставляют в большей мере согласные звуки, чем гласные. Система гласных звуков усваивается детьми раньше, чем система согласных звуков.

А вот, овладение произношением тех или других звуков служит то, что ребѐнок использовал их в качестве фонем, то есть в качестве «звуков-смысло различителей».

В раннем детстве встречается высокая активность ребѐнка в «звуковой деятельности», которая вследствие может проявляться и вне общения со взрослыми. Д.Б. Эльконин говорит о бесконечных повторениях детьми одного и того же слова, манипулировании словом средством изменения какого-нибудь звука в нем и составления вскоре бессмысленных рифм, раскрывая при этом механизмы усовершенствования артикуляции звуков. Он отмечает, что главным условием освоения звукового состава слов является четкое различение ребѐнком звука, указанного нормой произношения, и звука, реально им произносимого в собственной речи. Также автор говорил о том, что «действия со словами являются мощным средством освоения звуковой материальной формы слов прежде всего потому, что при этом звуковой комплекс освобождается от лексического значения и выступает перед ребѐнком именно со своей материальной стороны и, следовательно, образовывает ориентировку именно в этой стороне языка» [41].

Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений / В.Г. Горецкий и [др.]. – М.:Школа-Пресс, 2015. – 128с.

Азимов, Э.Г., Щукин, А.И. Новый словарь методических терминов и понятий / Э.Г. Азимов, А.И. Щукин. М.,2015. – 340с.

Андрианова, Т.М. В мире звуков и букв [Текст]: Учебно-методическое пособие / Т.М. Андрианова, И.Л. Андрианова. – М.: Астрель, 2014.

Бабаян, Л.К. Влияние фонематического слуха на успеваемость младших школьников в обучении русскому языку [Текст] / Л.К. Бабаян // Молодой ученый. – 2015. - №11. – 1270-1273с.

Борисенков, В. П. Стратегия образовательных реформ в России / В.П. Борисенков // Педагогика. 2014. № 7. – 3с.

Воронцов, А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: метод. Рекомендации / А.Б. Воронцов. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 72 с. (Новые образовательные стандарты).

Бабина, Г. В. Слоговая структура слова [Текст] : учеб.-метод. пособие для студентов вузов / Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. — М.: ПАРАДИГМА, 2015. — 96 с.

Бумарскова, К. П. История Педагогии в лицах. Персоналии [Текст] : методическое пособие. — Саратов: изд. «Наука образования», 2014. — 70 с.

Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребѐнка и проблемы дефектологии [Текст] / Е. Н. Винарская. — М. : Просвещение, 2007. — 223 с.

Волкова, Л. С. Педагогия [Текст] / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова; под ред. Волковой Л. С. — М. : ВЛАДОС, 2008. — С. 24- 30.

Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев.— М. : Просвещение, 2013. — 321 с.

Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. — 472 с.

Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников [Текст] / О. Н. Жовницкая // Начальная школа. - 2011. - № 11. –41-46с.

Жинкин, Н. И. К вопросу о развитии речи у детей [Текст] — М. : Учпедгиз, 2008. — 342 с. 54

Зеленина, Л.М. Русский язык. 1класс: учеб. для общеобразоват. учреждений [Текст]/ Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.

Зеленина, Л.М. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1. [Текст]/ Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2015. – 110 с.

Зеленина, Л.М. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 2. [Текст]/ Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2015. – 109 с.

Зеленина, Л.М. Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1 [Текст]/ Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.

Зеленина, Л.М. Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 2[Текст] / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.

Зеленина, Л.М. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2017. – 191 с.

Зеленина, Л.М. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1 [Текст]/ Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2017.– 175 с.

Крупенчук, О. И. Исправляем произношение [Текст] : Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. / О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьева. — СПб. : Литера, 2015. — 42 с.

Иванова, С.Ф., Горбушина Л.А. Изучение элементов фонетики и графики. / С.Ф.Иванова, Л.А.Горбушина. – Изд-во «Педагогика»,2017. – 157с.

Канакина, В. П., Манасова Г. Н. Русский язык [Текст]: Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. В 2 Ч. / В. П. Канакина, Г. Н. Манасова. - М.: Просвещение, 2017.

Киселева, О.Н. Методика преподавания русского языка [Текст]: Учебное пособие./ О.Н. Киселева – Томск.: изд.Томского университета 2015.- 93с.

Климанова, Л.Ф. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч 1 / Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.

Климанова, Л.Ф. Азбука. 1 класс. [Текст]: Учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч 2 / Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. – М.: Просвещение, 2011. – 127 с.

Концепция модернизации Российского коррекционно-развивающего образования на период до 2020 года. — М.: АПК и ПРО, 2015.

Кулюкина, Т. В., Шестакова Н. А. Фонетической ошибке нет! [Текст] / Т. В. Кулюкина, Н. А. Шестакова // Начальная школа. – 2012. № 4, 45–50с.

Левина, Р. Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями чтения и письма [Текст] /Р. Е. Левина. — М., 2013.

Левина, Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи [Текст] / Р. Е. Левина // М., 20111. —129 с.

Левина, Р. Е. Основы теории и практики Педагогии [Текст] — М., 2008.— 144 с.

Лукина, Н. А. Научи меня слышать [Текст] / Н.А. Лукина, И.И. Никкинен. — СПб. : Паритет, 2013. — 118 с.

Лурия, А. Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка. Экспериментальное исследование [Текст] / А.Р. Лурия, Ф.Я. Юдович. — М., 2006. — 94 с.

Мали, Л.Д., Мали, Н.А. Работа над звукопроизношением младших школьников в условиях одновременного обучения английскому и русскому языкам [Текст] / Л.Д. Мали,Н.А. Мали. –Пенза, ПГУ, 2015.

Мали, Л.Д., Мали, Н.А. Работа над звукопроизношением младших школьников в условиях одновременного обучения английскому и русскому языкам. Звукопроизносительные ошибки в речи детей, их классификация. [Текст] / Л.Д. Мали,Н.А. Мали. –Пенза, ПГУ, 2015. – 3с.

Орфинская, В. К. Спорные вопросы обучения слышащих детей без речи [Текст] / В. К. Орфинская. — СПб.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 2009. —96 с.

Ушинский, К.Д. Родное слово. Книга для детей и родителей / К.Д. Ушинский. - М.: Новосибирск: Дет. лит., 2004. - 424 с.

Шмаков, С. А. Игры шутки-минутки [Текст] / С.А. Шмаков.— М. : Новая школа, 2006. — 112 с.

Эльконин, Д. Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского) [Текст] / Д.Б. Эльконин. — М.: Тривола, 1994. — 168 с.

Эльконин Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. — М. : Издательский центр «Академия», 2005. — 384 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа Системный анализ
2017 год 80 стр.
Системный анализ деятельности ОАО ЖБС №5
antiplagiatpro
Дипломная работа Системный анализ
2020 год 85 стр.
Анализ системы управления текущими затратами на предприятии
gotovoe
Дипломная работа Системный анализ
2021 год 67 стр.
Криминологический анализ киберпреступности
gotovoe

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское