Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения формирования навыков звукового анализа в психолого-педагогической литературе
1.1.Изучение формирования навыков звукового анализа в онтогенезе
1.2 Требования ФГОС НОО к формированию навыка звукового анализа
1.3 Приемы работы над звуковым анализом
Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование особенностей развития звукового анализа на предмете русского языка у младших школьников
2.1 Диагностика навыка звукового анализа у младших школьников
2.2 Формирование звукового анализа у младших школьников
2.3 Контрольный эксперимент и анализ его результатов
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение
Актуальность темы исследования. В современном мире люди часто задумываются, как правильно говорить, как правильно поставить ударение, и выделить важность сказанного. Родители начинают обучать своих детей говорить правильно, развивая фонематический слух и фонематическое восприятие.
Для того чтобы не путать звуки и правильно ставить ударение, проводится звуковой анализ слова. Так, если изменить один звук в слове, может получиться совсем другое, это слово сразу изменит смысл сказанного. Поэтому звуковой анализ слова необходим для каждого человека, а особенно для детей младшего школьного возраста. Несформированность звукового анализа негативно сказывается на формировании звукопроизношения: для речи детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата
Уже с самого рождения ребенка окружает множество звуков: это музыка и щебетание птиц, шелест травы и журчание воды, и, конечно же, звуки родной речи.
Ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения губ взрослых и пытается им подражать. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь их повторить, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.
Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.
Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.
Вопрос о формировании навыка звукового анализа занимает большое место в исследованиях разных ученых. Многие аспекты разрабатывали в своих трудах большое количество педагогов и психологов, как например, Д.Б. Эльконин, Л.Д. Мали, Н.А. Мали, Н.А. Лукина, И.И. Никкинен и другие.
С первых дней школьного обучения учитель ставит перед собой задачу формирования у первоклассников умений звукового анализа, так как изучение фонетики в первом классе является первоочередной задачей в процессе знакомства с чтением и письмом.
Задачи изучения фонетики в начальной школе заключаются в том, чтобы сформировать у школьников представления о звучащем слове как основной единице устной речи, системе фонетических понятий, а так же познакомить с основными произносительными нормами, ввести их в речевую практику, сформировать на основе фонетических знаний отдельные фонетические умения, обеспечить становление навыка осуществления звукового анализа.
Недооценка значения фонетики на начальном этапе обучения русскому языку — одна из существенных причин графических и орфографических ошибок в письменных работах младших школьников.
В письменной речи – искажение слоговой структуры слова- перестановки, пропуски, добавления слогов, раздельное написание частей слова и слитное двух слов, указывают на несформированность звукового анализа; грамматические ошибки на – неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний, согласований различных частей речи.
Таким образом, овладение навыками звукового анализа и синтеза:
1. Обеспечивает готовность к освоению грамоты.
2. Способствует предупреждению появлений нарушений в письменной речи в период школьного обучения.
Цель исследования: определить содержание педагогической работы по формированию навыков звукового анализа у младших школьников на уроках русского языка и дать оценку ее эффективности.
В соответствии с целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
- провести изучение формирования навыков звукового анализа в онтогенезе;
- рассмотреть требования ФГОС НОО к формированию навыка звукового анализа;
- определить приемы работы над звуковым анализом.
- выявить результативность навыков звукового анализа у младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования: состояние навыков звукового анализа у младших и их формирование.
Предмет исследования: комплекс средств по формированию навыков звукового анализа у младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что у детей младшего школьного возраста не сформирован навык звукового анализа, а применение комплекса средств, включающего специальные дидактические игры по формированию навыков звукового анализа мы сможем добиться положительной динамики и результативности в сформированности навыков звукового анализа у младших школьников на уроках русского языка.
Для решения поставленных задач использовались такие методы как:
1) Теоретические методы - анализ педагогической, психологической, лингвистической, психолингвистической литературы.
2) Эмпирические методы – наблюдение, эксперимент.
3) Статистические методы - количественная и качественная обработка результатов исследований, их анализ и теоретическое обобщение.
База исследования: МБОУ «Пушкинский пролицей №78» г. Набережные Челны
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические основы изучения формирования навыков звукового анализа в психолого-педагогической литературе
1.1.Изучение формирования навыков звукового анализа в онтогенезе
Звуковой анализ – это разделение слова на звуки, из которых оно состоит. Звуковой анализ занимает главное место в методиках обучения русского языка и развития речи разных категорий детей. Изначально данный вопрос был поднят К. Д. Ушинским, являющийся основоположником «звукового метода» в России. К. Д. Ушинский говорил, что необходимо формировать у детей речевой слух, развивать способность слушать и слышать некоторые звуки, осуществлять их порядок в словах [38].
Ученые высказывали разные мнения - от полного отрицания роли звукового анализа слов до утверждения. Говорили о том, что только тот может читать, кто слышит отдельные звуки в словах. В современной методике развития речи и обучения русскому языку звуковой анализ понимают узко, а именно как «слушание отдельных звуков в словах и используемый для знакомства с буквами». Исследования показали, что специальной способностью к звуковой стороне речи имеет младший школьный возраст.
Так, отечественный ученый Д. Б. Эльконин рассматривал в своих работах то, что «читающий опирается на звуковую сторону языка, а чтение - процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой деятельностью языка (до знакомства их с буквенной символикой)» [41].
Формирование звукового анализа в младшем школьном возрасте, представляет собой важный этап усвоения речевой деятельностью. Повышая возможности ориентирования ребѐнка в довольно непростых языковых формах, за которыми в основе лежат соотношения звуковых форм.
Оно носит в себе важное значение ещѐ и потому, что представляет одну из предпосылок нового этапа в усвоении ребенком звуковой стороны речи, связанный с овладением письма и чтения. Важной предпосылкой для успешного усвоения обучения, становление умения слышать и слушать отдельный звук в любом и правильно отделять его от рядом стоящего звука. Обратим внимание на высказывания ученых, указывающих на значимую роль освоения звуковым анализом слов в онтогенезе.
А.Н. Гвоздев указывает на то, что «хотя ребѐнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение на звуки им самостоятельно не производится, и осуществление такого анализа в период обучения грамоте представляет новый этап в осознании звуков, отсюда трудность такого анализа» [11].
Исходя из высказываний ученых, можно сделать вывод о том, что уже в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте у детей появляется поэтапное осмысление и особое отношение к звуковому составу. Чтобы сформировать у ребенка звуковой анализ слов, сначала нужно развить фонематический слух и фонематическое восприятие.
У младших школьников следует, прежде всего, опираться на слуховое восприятие. В общении со взрослым в течение от двух до трех лет жизни ребѐнок с успехом овладевает фонематической организации речи. Развивается отбор ребѐнком тех или иных фонематический отличий среди других индивидуальных свойств звуковой речи.
Появляется процесс фонематического восприятия. Правильное произношение слов означает первый шаг к активному овладению звуковой структурой слов. Но до того как речь ребѐнка дойдет до 8 уровня звуковой структуры речи взрослых, он пройдет некоторый ряд один за другим этапов развития. Зная, что основной единицей усвоения детьми системы фонем родного языка является слово, поэтому с еѐ усвоением ребѐнок обязан ещѐ освоить слоговую структуру и интонационно - ритмическую сторону языка, а затем овладение слогом.
Различные категории звуков в разной мере «страдают» от дефектов произношения. Обычно, опускают, заменяют, переставляют в большей мере согласные звуки, чем гласные. Система гласных звуков усваивается детьми раньше, чем система согласных звуков.
А вот, овладение произношением тех или других звуков служит то, что ребѐнок использовал их в качестве фонем, то есть в качестве «звуков-смысло различителей».
В раннем детстве встречается высокая активность ребѐнка в «звуковой деятельности», которая вследствие может проявляться и вне общения со взрослыми. Д.Б. Эльконин говорит о бесконечных повторениях детьми одного и того же слова, манипулировании словом средством изменения какого-нибудь звука в нем и составления вскоре бессмысленных рифм, раскрывая при этом механизмы усовершенствования артикуляции звуков. Он отмечает, что главным условием освоения звукового состава слов является четкое различение ребѐнком звука, указанного нормой произношения, и звука, реально им произносимого в собственной речи. Также автор говорил о том, что «действия со словами являются мощным средством освоения звуковой материальной формы слов прежде всего потому, что при этом звуковой комплекс освобождается от лексического значения и выступает перед ребѐнком именно со своей материальной стороны и, следовательно, образовывает ориентировку именно в этой стороне языка» [41].
Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений / В.Г. Горецкий и [др.]. – М.:Школа-Пресс, 2015. – 128с.
Азимов, Э.Г., Щукин, А.И. Новый словарь методических терминов и понятий / Э.Г. Азимов, А.И. Щукин. М.,2015. – 340с.
Андрианова, Т.М. В мире звуков и букв [Текст]: Учебно-методическое пособие / Т.М. Андрианова, И.Л. Андрианова. – М.: Астрель, 2014.
Бабаян, Л.К. Влияние фонематического слуха на успеваемость младших школьников в обучении русскому языку [Текст] / Л.К. Бабаян // Молодой ученый. – 2015. - №11. – 1270-1273с.
Борисенков, В. П. Стратегия образовательных реформ в России / В.П. Борисенков // Педагогика. 2014. № 7. – 3с.
Воронцов, А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: метод. Рекомендации / А.Б. Воронцов. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 72 с. (Новые образовательные стандарты).
Бабина, Г. В. Слоговая структура слова [Текст] : учеб.-метод. пособие для студентов вузов / Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. — М.: ПАРАДИГМА, 2015. — 96 с.
Бумарскова, К. П. История Педагогии в лицах. Персоналии [Текст] : методическое пособие. — Саратов: изд. «Наука образования», 2014. — 70 с.
Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребѐнка и проблемы дефектологии [Текст] / Е. Н. Винарская. — М. : Просвещение, 2007. — 223 с.
Волкова, Л. С. Педагогия [Текст] / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова; под ред. Волковой Л. С. — М. : ВЛАДОС, 2008. — С. 24- 30.
Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев.— М. : Просвещение, 2013. — 321 с.
Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. — 472 с.
Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников [Текст] / О. Н. Жовницкая // Начальная школа. - 2011. - № 11. –41-46с.
Жинкин, Н. И. К вопросу о развитии речи у детей [Текст] — М. : Учпедгиз, 2008. — 342 с. 54
Зеленина, Л.М. Русский язык. 1класс: учеб. для общеобразоват. учреждений [Текст]/ Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.
Зеленина, Л.М. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1. [Текст]/ Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2015. – 110 с.
Зеленина, Л.М. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 2. [Текст]/ Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2015. – 109 с.
Зеленина, Л.М. Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1 [Текст]/ Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.
Зеленина, Л.М. Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 2[Текст] / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.
Зеленина, Л.М. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2017. – 191 с.
Зеленина, Л.М. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1 [Текст]/ Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2017.– 175 с.
Крупенчук, О. И. Исправляем произношение [Текст] : Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. / О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьева. — СПб. : Литера, 2015. — 42 с.
Иванова, С.Ф., Горбушина Л.А. Изучение элементов фонетики и графики. / С.Ф.Иванова, Л.А.Горбушина. – Изд-во «Педагогика»,2017. – 157с.
Канакина, В. П., Манасова Г. Н. Русский язык [Текст]: Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. В 2 Ч. / В. П. Канакина, Г. Н. Манасова. - М.: Просвещение, 2017.
Киселева, О.Н. Методика преподавания русского языка [Текст]: Учебное пособие./ О.Н. Киселева – Томск.: изд.Томского университета 2015.- 93с.
Климанова, Л.Ф. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч 1 / Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.
Климанова, Л.Ф. Азбука. 1 класс. [Текст]: Учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч 2 / Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. – М.: Просвещение, 2011. – 127 с.
Концепция модернизации Российского коррекционно-развивающего образования на период до 2020 года. — М.: АПК и ПРО, 2015.
Кулюкина, Т. В., Шестакова Н. А. Фонетической ошибке нет! [Текст] / Т. В. Кулюкина, Н. А. Шестакова // Начальная школа. – 2012. № 4, 45–50с.
Левина, Р. Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями чтения и письма [Текст] /Р. Е. Левина. — М., 2013.
Левина, Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи [Текст] / Р. Е. Левина // М., 20111. —129 с.
Левина, Р. Е. Основы теории и практики Педагогии [Текст] — М., 2008.— 144 с.
Лукина, Н. А. Научи меня слышать [Текст] / Н.А. Лукина, И.И. Никкинен. — СПб. : Паритет, 2013. — 118 с.
Лурия, А. Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка. Экспериментальное исследование [Текст] / А.Р. Лурия, Ф.Я. Юдович. — М., 2006. — 94 с.
Мали, Л.Д., Мали, Н.А. Работа над звукопроизношением младших школьников в условиях одновременного обучения английскому и русскому языкам [Текст] / Л.Д. Мали,Н.А. Мали. –Пенза, ПГУ, 2015.
Мали, Л.Д., Мали, Н.А. Работа над звукопроизношением младших школьников в условиях одновременного обучения английскому и русскому языкам. Звукопроизносительные ошибки в речи детей, их классификация. [Текст] / Л.Д. Мали,Н.А. Мали. –Пенза, ПГУ, 2015. – 3с.
Орфинская, В. К. Спорные вопросы обучения слышащих детей без речи [Текст] / В. К. Орфинская. — СПб.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 2009. —96 с.
Ушинский, К.Д. Родное слово. Книга для детей и родителей / К.Д. Ушинский. - М.: Новосибирск: Дет. лит., 2004. - 424 с.
Шмаков, С. А. Игры шутки-минутки [Текст] / С.А. Шмаков.— М. : Новая школа, 2006. — 112 с.
Эльконин, Д. Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского) [Текст] / Д.Б. Эльконин. — М.: Тривола, 1994. — 168 с.
Эльконин Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. — М. : Издательский центр «Академия», 2005. — 384 с.