Введение
1 Теоретические аспекты развития делового туризма
1.1 Понятие и классификация делового туризма
1.2 Характеристика основных видов делового туризма
2 Особенности функционирования рынка делового туризма в России
2.1 Общая характеристика рынка делового туризма в России
2.2 Особенности развития делового туризма в Нижегородской области
3 Особенности разработки делового тура на примере туристического агентства Нижегородской области
3.1 Характеристика направления деятельности ООО «Нижегородинтур»
3.2 Расчет стоимости программы делового тура
Заключение
Список использованной литературы
В Российской Федерации, как и во многих других странах, туризм играет значимую роль в развитии экономики, способствуя созданию новых рабочих мест, формированию валового внутреннего продукта и оказывая значимое влияние на развитие смежных отраслей национальных экономик: общественного питания, торговли, транспорта, сферы гостеприимства и т. д.
Деловая коммуникация, обмен технологиями и информацией, поиск новых рынков и партнеров для инвестиций и совместных проектов, маркетинговое продвижение компаний, обучение персонала и внедрение корпоративной культуры – эти процессы стали основополагающим фактором того, что в индустрии туризма стали выделять профессионально-деловой туризм, который достаточно быстро превратился в динамично развивающееся направление туристской отрасли. Глобализация мировой экономики, как следствие интенсификация деловых, научных и культурных связей, стимулирует рост поездок с деловыми и служебными целями, способствует проведению различного уровня конгрессно-выставочных мероприятий. Этот вид туризма признан экономическим феноменом XXI века, благодаря тому, что он выделялся быстротой темпа роста и значительным влиянием на развитие экономики, что и обуславливает актуальность темы исследования.
Учитывая многочисленные потрясения, с которым столкнулась туристическая отрасль в последние периоды – пандемия и нынешние экономические санкций, можно сказать, что данная индустрия демонстрирует невероятную способность приспосабливаться к динамическим изменениям внешней среды, несмотря на многочисленные экономические и геополитические вызовы современности. Даже в условиях экономического и политического кризиса спрос на проведение корпоративных мероприятий остается довольно устойчивым с неуклонной тенденцией к возрастанию.
Цель исследования – рассмотреть состояние и перспективы развития делового туризма на территории Российской Федерации с учетом влияния зарубежных экономических санкций на российскую экономику.
Исходя из поставленной цели, решаются следующие задачи:
– проводится анализ понятие и видов делового туризма;
– дается характеристика основных видов делового туризма;
– рассматривается общая характеристика рынка делового туризма в России ;
- Теоретические аспекты развития делового туризма
- Понятие и классификация делового туризма
Итак, Роб Дэвидсон в 1994 год у пытался определить де ловой тур изм след ующим об разом: «Деловой тур изм связан с людьми, путешествующих в целях, связанных с их раб отой. По сути сво ей де ловой тур изм является одно й из древнейших форм тур изма, так как чело век путешествовал с целью торг овли еще с очень ранних врем ен».
Термины де ловые по ездки и де ловой тур изм час то ис пользуют взаимозаменяемо, однако эксперты уверены, что между ними существ ует качественная раз ница. Деловой тур изм – это бол ее широкий термин, охватывающий все аспекты опыта де ловых путешественников. Более того, если ис пользовать ста ндартную инт ерпретацию терминов тур изм или тур ист, то этот термин, по видимому, ориентирован на тех де ловых людей, кто со вершает не менее одно й ночевки за пре делами сво его жил ища. С друг ой сто роны, де ловые по ездки фокусируют основ ное вним ание на пер емещении де ловых тур истов из на чальной от правной точки в пункт на значения. А знач ит в не го входят те, кто со вершают одно дневные де ловые по ездки, что является от клонением от класс ической терминологии. Однако очевидно, что все термины сил ьно пер еплетаются между со бой.
Как определен о в Стратегии раз вития тур изма в РФ на пер иод до 2035 г., утв ержденной Распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р, де ловой тур изм пре дставляет со бой путешествие в про фессионально-де ловых целях (командировки, конф еренции, конгрессы, вы ставки, встречи, де ловые мер оприятия и пр.), включающее в себя пре доставление усл уг про езда, про живания, орган изации встреч, питания, культ урного, музейного, до сугового характер а и т. п. [1]
Определение де ловых по ездок и тур изма является до статочно про стым, но в том же врем я оно охватывает множество раз личных форм де ловых по ездок и тур изма, не которые из кот орых про демонстрированы на рис унке 1.1. Типология, пре дставленная на рис унке 1.1, не пре тендует на то, чтобы бы ть ис черпывающей, но она охватывает бол ьшинство форм де лового тур изма.
Каждая из 13 категорий на рис унке 1.1 им еет ряд по дразделений. Например, об щая инд ивидуальная командировка мож ет включать в себя:
1) про давца, пытающегося про дать сво и со бственные про дукты питания или про дукты питания его комп ании нов ому клиенту;
2) спец иалиста по комп ьютерам, по сещающего клиента, чтобы решить про блемы, кот орые во зникли у клиента;
3) ста ршего менеджера круп ной между народной корпорации, по сещающий местный филиал за вода;
4) де лового чело века, по сещающего госуд арственное учрежден ие, чтобы по лучить им портную лиц ензию.
Отсюда ста новиться ясно, что де ловые по ездки и де ловой тур изм являются раз нообразной и сложной от раслью. Тем не менее, дан ная раз дел ис следовательской раб оты буд ет со средоточен на основ ных форм ах де лового тур изма: встречи, конф еренции, конвенции, вы ставки, об учающие курсы (тренинги), пре зентации про дуктов и инсентив-тур изм. Поэтому теперь, след ует определить дан ные термины, чтобы по лностью про яснить их знач ение.
Альтернативная класс ификация де ловых по ездок и тур изма.
- По час тоте путешествий вы деляют след ующие категории: - ежедневные по ездки; - еженедельные по ездки; - ежемесячные по ездки; - ежегодные по ездки; - раз в не сколько лет; - один раз за всю карьеру.
- По рас стоянию путешествия вы деляют след ующие категории: - местные; - региональные; - на циональные; - между народные.
- По способ у путешествия бы вают след ующие категории: - об щественный или час тный транс порт; - авто мобильные по ездки; - по езд; - сам олет.
- Продолжительность по ездки или мер оприятия:
- не сколько час ов;
- не сколько дней;
- не сколько не дель;
- не сколько месяцев.
- По врем ени план ирования по ездки или мер оприятия: - план ировалось не сколько час ов; - не сколько дней; - не сколько не дель; - не сколько месяцев; - не сколько лет.
- По степени при нуждения со трудников к по ездке: - не т вы бора – об язан путешествовать вне за висимости от желания; - есть во зможность вы брать дату по ездки, но по ездка до лжна бы ть со вершена в любом слу чае; - пре доставляется по лный вы бор: пре дпринимать по ездку или не т.
- Деловые по ездки как элемент про фессиональной де ятельности: - де ловые по ездки являются час тью об язанностей, не зависимо от сфер ы де ятельности; - де ловые по ездки в качестве по ощрения за от личные результаты раб оты; - де ловые по ездки прак тически или по лностью от сутствуют на дан ной раб оте.
- Деление по тому, кот орое при нимает решение о де стинации пре дстоящей по ездки:
- инд ивидуальный путешественник;
- со трудники;
- орган изация клиента, на пример комп ания, кот орой про дают товар ы;
- комитет или ассоциация, в кот орой со стоят путешествующие;
- по лностью по сторонняя орган изация, к при меру, орган изатор вы ставки.
- Деление на инд ивидуальные и групп овые де ловые по ездки.
- Путешествия с целью вы полнения определен ной за дачи или по ездки с целью по сещения каких-либо со бытий [12, c.20].
К основ ным целям со вершения де ловых путешествий от носится:
- про ведение встреч и пер еговоров с партнерами;
- про ведение со вещаний с руко водством и коллегами, пре дставителей филиалов и до черних структур ;
- инспекция раб оты пре дставительств и филиалов;
- установлен ие и на лаживание де ловых контактов;
- по сещение про фессиональных мер оприятий (вы ставок, конф еренций и т.д.);
- об учение со трудников;
- об ращение в госуд арственные структур ы раз личных стра н, с целью по лучения сертификатов, лиц ензий, раз решений и т.д.
Типичный тур ист, путешествующий со слу жебными целями, - мужчина сред него во зраста с вы сшим об разованием, квал ифицированный спец иалист или руко водящий раб отник. Для де лового тур изма прак тически об язательным усл овием является вла дение английским языком [6, с. 202].
Основной "по ставщик" де ловых тур истов в Европе - Германия. Ежегодно свыше 5 млн не мцев от правляются в командировки, из них 3 % вы езжают за рубеж, 21 % путешествует и за границу, и по сво ей стра не, 76 % со вершают слу жебные по ездки по Германии.
Среди европейских госуд арств, при нимающих по токи де ловых людей, вы деляются (кроме Германии) Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, Швеция, Швейцария. Особое место за нимает Бельгия с главным город ом Брюсселем, являющимся одно временно и сто лицей ЕС. Во Франции и Бельгии каждое де сятое при бытие осуществляется с де ловыми целями, в Великобритании - каждое третье.
Стремительно раз вивается бизнес тур изм на американском континенте. Каждая во сьмая по ездка в Новом Свете со вершается со слу жебными целями. Основные по токи де ловых людей на правляются в США, Канаду и Мексику, кот орые лидируют на все х сегментах тур истского рын ка в Западном по лушарии.
Поток де ловых тур истов на бирает сил у в Латинской Америке. С по дъемом в эконом ике, рас ширением и укреплением торг овых связей многие стра ны этого региона упрочили сво и по зиции на рын ке де лового тур изма. Увеличивается число при бытий со слу жебными целями в Парагвай, Гватемалу, Коста Рику.