Основная цель любого предприятия в рыночной экономике, в конечном итоге – получение прибыли. Получение прибыли невозможно без грамотного распределения затрат на производство какого-либо блага (товаров, услуг). Все эти затраты и представляют собой себестоимость продукции. Планирование себестоимости это стратегическая задача любого предприятия, которое нацелено на долгосрочное процветание, увеличение прибыли, сохранение своих позиций на рынке и увеличения конкурентоспособности.
Себестоимость продукции является одним из основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Изучение себестоимости продукции имеет большое значение для предпринимательской деятельности организаций. Разработка и реализация управленческих решений базируется на соответствующей информации о состоянии дел в той или иной области деятельности организации. Затраты на производство и реализацию продукции – необходимая база определения прибыли. Себестоимость продукции относится к числу важнейших качественных показателей, характеризующих все стороны хозяйственной деятельности предприятия, их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда. Себестоимость является основой определения цен на продукцию. Ее снижение приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. Для предприятий, производящих продукцию, цены на которую жестко регламентированы законодательством, снижение себестоимости - возможность сделать свое производство рентабельным и получать прибыль.
Радикальные экономические изменения в нашем государстве требуют изменений в управлении, а условия рынка побуждают предприятия стремиться к оптимизации себестоимости. Этому в значительной мере способствует экономический анализ, от которого зависит качество и оперативность информационного обеспечения руководства.
Проблема планирования себестоимости – одна из актуальных для предприятий российской промышленности в условиях рыночных отношений. Основными требованиями для конкурентоспособной продукции является хорошее качество и более низкие затраты по сравнению с другими предприятиями.
Актуальность исследования заключается в том, что необходимость планирования затрат предприятия вытекает из того факта, что в конечном счете их совокупность оказывает решающее влияние на формирование практически всех финансовых показателей, они являются объектом финансового планирования и контроля со стороны финансовых служб предприятия.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ методов планирования себестоимости на предприятии АО «НПО автоматики» (Научно-производственное объединение автоматики имени академика Н.А. Семихатова) и разработка мероприятий по оптимизации процессов планирования себестоимости продукции.
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
– рассмотреть теоретические основы организации планирования себестоимости продукции;
– дать организационно-экономическую характеристику предприятия АО «НПО автоматики»;
– проанализировать формирование себестоимости гражданской продукции АО «НПО автоматики»
– изучить методы планирования себестоимости гражданской продукции АО «НПО автоматики»;
- разработать мероприятия по совершенствованию планирования себестоимости гражданской продукции АО «НПО автоматики».
Объектом исследования является акционерное общество «НПО автоматики» (Научно-производственное объединение автоматики имени академика Н.А. Семихатова).
Предметом исследования является себестоимость продукции предприятия и методы ее планирования.
Методологической основой разработки темы выпускной квалификационной работы являются труды отечественных и зарубежных ученых экономистов, нормативные и законодательные документы.
При написании работы использовались математические, статистический и табличный методы, методы сравнения.
Информационной базой исследования послужили данные экономического расчета себестоимости продукции АО «НПО автоматики» и незакрытая нормативная организационно - распорядительная документация предприятия.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
В первой главе изложены теоретические аспекты анализа себестоимости продукции.
Во второй главе отражены характеристика и основные показатели деятельности АО «НПО автоматики», проведен анализ себестоимости продукции данного предприятия, изучены методы ее планирования.
В третьей главе отражены мероприятия по оптимизации процессов планирования себестоимости продукции АО «НПО автоматики»
1 Теоретические основы организации планирования себестоимости продукции
1.1 Сущность показателя себестоимости и порядок её планирования и формирования
Себестоимость - это затраты, необходимые для создания и продажи продуктов и услуг или приобретения активов. При продаже или потреблении стоимость списывается на расходы. В случае актива отнесение на расходы может быть значительно отложено. Концепция затрат лежит в основе перехода активов из бухгалтерского баланса в расходы в отчете о прибылях и убытках [20, c. 18].
Когда стоимость обозначена как расход, она может быть отнесена к широкому спектру возможных расходов, таких как:
- Стоимость проданных товаров;
- Расходы на продажу;
- Общие и административные расходы;
- Затраты на финансирование.
Таким образом, характер затрат определяет тип расходов, к которым они в конечном итоге относятся [14].
Для целей анализа затраты также могут быть определены как переменные затраты, которые варьируются в зависимости от уровня деятельности. Например, стоимость телефонной связи, как правило, варьируется в зависимости от количества сотрудников. Вместо этого затраты могут быть определены как фиксированные, что означает, что они не меняются в зависимости от изменений уровня деятельности. Например, стоимость аренды здания не будет меняться, независимо от доходов бизнеса, размещенного в этом здании [17].
Себестоимость, в обиходе, денежная стоимость товаров и услуг, которые покупают производители и потребители. В базовом экономическом смысле стоимость - это мера альтернативных возможностей, упущенных при выборе одного товара или вида деятельности по сравнению с другими. Эти фундаментальные издержки обычно называют альтернативными издержками. Для потребителя с фиксированным доходом альтернативные издержки покупки нового бытового прибора могут быть, например, стоимостью неиспользованной поездки в отпуск.
Более традиционно, себестоимость связана с соотношением между стоимостью производственных ресурсов и уровнем выпуска. Общие затраты относятся к общим затратам, понесенным при достижении определенного уровня выпуска; если такие общие затраты разделить на произведенное количество, получается средняя или удельная себестоимость. Часть общих затрат, известная как постоянные затраты — например, затраты на аренду здания или тяжелой техники — не меняется в зависимости от произведенного количества и, в краткосрочной перспективе, не меняется с изменением произведенного количества. Переменные издержки, такие как затраты на рабочую силу или сырье, изменяются в зависимости от уровня выпуска.
Аспектом затрат, важным в экономическом анализе, являются предельные издержки, или прибавка к общим затратам, возникающая в результате производства дополнительной единицы продукции. Фирма, желающая максимизировать свою прибыль, теоретически будет определять свой уровень выпуска, продолжая производство до тех пор, пока стоимость последней дополнительной произведенной единицы (предельные издержки) не сравняется с добавкой к выручке (предельный доход), полученной от нее [13].
Другое соображение связано с издержками внешних эффектов, то есть издержками, которые намеренно или непреднамеренно возлагаются на других. Таким образом, стоимость выработки электроэнергии путем сжигания высокосернистого битуминозного угля может быть измерена не только стоимостью угля и его транспортировкой на электростанцию (среди прочих экономических соображений), но и его стоимостью с точки зрения загрязнения воздуха [30, c. 665].
В экономической литературе приводится ряд определений понятия «себестоимость», каждое из которых устанавливает, и дополняет его экономическую сущность, этот факт способствует наиболее детальному анализу, мы проанализируем часто встречающиеся определения, для удобства объединим их в таблице 1.
Таблица 1 – Сравнение понятия «себестоимость»[1]
Автор
|
Себестоимость - это
|
В. Б. Ивашкевич
|
совокупность выраженных в денежной форме затрат предприятия на производство и реализацию продукции
|
А. Н. Сунтеев
|
ключевой показатель экономической эффективности деятельности предприятия, отражающий результаты хозяйственной деятельности предприятия и эффективность использования производственных ресурсов
|
Ю.А. Бабаева
|
величина используемых ресурсов в денежном выражении
|
А. А. Канке
|
затраты продаж — часть расходов отчетного периода, приходящаяся на основные виды деятельности и включающая производственную себестоимость продаж, расходы на управление и расходы на продажу
|
Р. А. Каримова
|
совокупность затрат, отражаемых по дебету счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы»
|
В.В. Иванов, О.К. Хан
|
представленная в денежном выражении величина ресурсов, использованных в определенных целях
|
С. А. Калиновский
|
производственные затраты на произведенную, но непроданную продукцию, т.е. как бы материализованные затраты, и именно поэтому их можно инвентаризировать
|
Таким образом, себестоимость производства (работ, услуг) - это оценка природных, материальных и трудовых ресурсов, основных средств, нематериальных активов и других затрат, используемых в процессе его производства и реализации. Себестоимость может быть рассчитана как на весь производимый товар, так и на отдельную товарную единицу.
Себестоимость и цена часто используются как взаимозаменяемые, однако два этих понятия различны, когда речь заходит о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. При проведении финансового анализа или принятии инвестиционных решений важно понимать разницу между затратами и ценой и то, как они влияют на финансовый профиль компании.
Себестоимость - это, как правило, расходы, понесенные при создании продукта или услуги, которые продает компания. Затраты на производство продукта могут включать стоимость используемого сырья. Величина затрат, затрачиваемых на производство продукта, может напрямую влиять на его цену и прибыль, получаемую от каждой продажи.
Цена - это сумма, которую клиент готов заплатить за продукт или услугу. Разница между уплаченной ценой и понесенными затратами является прибылью [12].
Подходящая цена на продукт или услугу зависит от спроса и предложения. Две противоборствующие силы всегда пытаются достичь равновесия, при котором количество предоставляемых товаров или услуг соответствует рыночному спросу и его способности приобрести товар или услугу. Концепция допускает корректировку цен по мере изменения рыночных условий [13].
Предложение - это количество продуктов или услуг, которые может предоставить рынок, включая материальные товары (такие как автомобили) или нематериальные товары (такие как возможность, записаться на прием к квалифицированному поставщику услуг). В каждом примере предложение ограничено — в любой момент времени доступно только определенное количество автомобилей и назначений [13].
Калькуляция себестоимости продукции (работ, услуг) – совокупность приемов и способов, обеспечивающих исчисление в денежном выражении себестоимости единицы отдельных видов произведенной предприятием продукции (работ, услуг) в разрезе статей расходов.
Калькуляция себестоимости продукции (работ, услуг) происходит по трем этапам:
1) рассчитывается себестоимость выпущенной продукции в целом,
2) определяется фактическая себестоимость каждого вида продукции,
3) рассчитывается себестоимость единицы продукции [20].
Одна из основных проблем, связанных с определением полной себестоимости единицы продукции, - необходимость распределения косвенных затрат. Наиболее простой способ - прямое распределение затрат обслуживающих подразделений пропорционально единой базе (заработная плата основных производственных рабочих, затраты на сырье и материалы, человеко-часы). Однако такой подход, как правило, не позволяет достоверно и экономически обоснованно распределить косвенные затраты, а значит, может стать причиной неверных управленческих решений [20].
При формировании структуры производственных затрат прямые затраты включают материальные затраты и затраты на производственные услуги сторонних компаний, и все затраты, которые необходимо распределить между объектами калькуляции, группируются в зависимости от источника их возникновения.
Начальным этапом формирования затрат является распределение прямых затрат по производственным заказам. Как правило, это несложно: в соответствии со спецификациями на виды готовой продукции и полуфабрикатов, сырье и материалы списываются по конкретным заказам при анализе видов затрат и методов расчета затрат [18].
Калькуляция затрат включает в себя статьи, которые разделяются на прямые и косвенные.
К прямым затратам в калькуляции себестоимости продукции относятся такие расходы, которые могут быть непосредственно отнесены на себестоимость конкретного изделия, работы или услуги на основании первичных учетных документов и напрямую связаны с его изготовлением. К прямым затратам относятся: сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо, энергия на технологические цели, заработная плата основных производственных рабочих, непосредственно изготавливающих продукцию, выполняющих работу или оказывающих услугу, а также сумма обязательных отчислений от этой заработной платы, установленных законодательством.