ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.
1.1. Классификация культурных ценностей.
1.2. Нормативная база в отношении запретов и ограничений культурных ценностей
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЫВОЗА С ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ЕАЭС КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.
2.1. Вывоз с таможенной территории ЕАЭС культурных ценностей.
2.2. Статистика нарушений при вывозе культурных ценностей, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
Одной из главных задач каждого государства является сохранение культурных ценностей, а также передача культурного достояния следующим поколениям. В обязанности государств входит сохранение культурного наследия на территории страны, но данные действия не должны препятствовать свободному культурному обмену.
Большая роль в сохранении культурного наследия возложена на Федеральную таможенную службу, которая осуществляет контроль за соблюдением таможенного законодательства стран ЕАЭС при перемещении культурных ценностей через таможенную границу ЕАЭС. Основные функции, возложенные на Федеральную таможенную службу – это пресечение, предупреждение и противодействие незаконному перемещению культурных ценностей.
Особенностью нормативно-правового регулирования перемещения [5] культурных ценностей на сегодняшний день выступает наличие значительного объема правовых актов, регламентирующих указанные общественные отношения, которые зачастую противоречат друг другу, а, следовательно, не способствует их единообразному толкованию правоприменителями.
Правоотношения, возникающие при перемещении культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации, рассматривают практически все авторы, исследующие порядок перемещения товаров, запрещенных или ограниченных к ввозу или вывозу с территории нашего государства: А.Д. Гуряков, В.С. Гусев, В.И. Логинова, К.П. Носов, Д.М. Котляров, И.И. Животновой.
Объектом исследования являются культурные ценности. Предметом исследования выступает законодательства государств, регулирующее перемещение культурных ценностей через таможенную границу ЕАЭС.
Цель исследования – анализ и изучение порядка вывоза с таможенной территории ЕАЭС культурных ценностей в части запретов и ограничений.
Задачи работы:
- дать классификацию запретов и ограничений культурных ценностей;
- проанализировать статистику нарушений при вывозе культурных ценностей.
Нормативно-правовой основой исследования курсовой работы послужили научные труды авторов, рассматривающих порядок вывоза и ввоза культурных ценностей, а также нормативно-правовые акты, затрагивающие различные области правоотношений, возникающих при сохранении и перемещении объектов культурного наследия
Эмпирической основой исследования послужили зарубежная и российская практика работы таможенных служб в сфере перемещения культурных ценностей. Так же в курсовой работе использовались данные полученные в ходе исследования, предложения по совершенствованию законодательной базы.
1.2. Нормативная база в отношении запретов и ограничений культурных ценностей
Право на доступ к культурным ценностям каждого гражданина, и, одновременно, его обязанность по сохранению – является правовым базисом, который законодатель закрепил в Конституции, основном Законе Российской Федерации. Вместе с тем часть 4 статьи 15 Конституции[1] определяет, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы».
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), в соответствии с пунктом 2 статьи 1 своего устава[2], помогает сохранению, прогрессу и распространению знаний, заботясь о сохранении и об охране всеобщего наследия человечества – книг, произведений искусства и других памятников исторического и научного значения, а также рекомендуя заинтересованным народам заключение соответствующих международных конвенций.
Регулированием ввоза и вывоза культурных ценностей в соответствии с нормами Основ законодательства РФ о культуре № 3612-1 от 9 октября 1992 года занимаются только федеральные государственные органы, региональные и муниципальные власти не имеют таких полномочий.
Отнесение ввозимых предметов к культурным ценностям осуществляется на основании критериев, указанных в Приложении № 1 к Методическим рекомендациям, определенных с учетом Раздела 2.20 Приложения № 2 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования», а также ст. 1 Конвенции ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности.
При ввозе культурных ценностей в Россию они подлежат таможенному декларированию (пп. 6, п 2, ст. 355 Таможенного Кодекса, пп 6, п. 2, ст. 8 Соглашения, п. 4, Раздела 1 Методических рекомендаций). Декларирование проводится путем заполнения пассажирской таможенной декларации, проход осуществляется через «красный коридор». Декларация является документом, подтверждающим факт ввоза предмета в Россию, и должна содержать реквизиты изделия: наименование, автор, год создания, материал и техника создания, размеры, паспорт на музыкальный инструмент при наличии.
Освобождение от уплаты таможенных платежей осуществляется таможенным органом при предоставлении письма-подтверждения – документа, подтверждающего отнесение ввозимых предметов к культурным ценностям.
Письмо-подтверждение оформляется экспертами по культурным ценностям, уполномоченными Минкультуры, на основании произведенного экспертного заключения по форме, установленной Приложением № 3 и соответствии с Разделом 2 Методических рекомендаций. Детали оформления экспертного заключения и основания для отказа в выдаче письма-подтверждения указаны в пп. 19-23 Раздела 2 Методических рекомендаций. В случае отсутствия в регионе уполномоченных экспертов заявитель вправе обратиться в территориальное управление Минкультуры России или его территориальные отделы в соответствии с разделом 3 того же документа.
Информация об уполномоченных экспертах, а также о территориальных органах Минкультуры России, размещена на сайте Минкультуры России mkrf.ru в разделе «Деятельность – Вывоз и ввоз культурных», а также по цепочке ссылок с главной страницы: Главная > Министерство > Департаменты > Департамент культурного наследия > Вывоз (временный вывоз) и ввоз (временный ввоз) культурных ценностей > Ввоз (временный ввоз) культурных ценностей.
Уполномоченные эксперты осуществляют оформление писем-подтверждений на основании проводимой ими визуальной экспертизы ввозимых предметов в соответствии с их специализацией. Экспертиза ввозимых культурных ценностей и оформление письма-подтверждения уполномоченными экспертами осуществляется платно на договорной основе. Физические лица вправе до осуществления ввоза обратиться к выбранному специалисту для решения организационных вопросов, которому необходимо сообщить о дате, времени ввоза и пункте таможенного контроля, на котором будет осуществляться таможенное оформление. При необходимости заявитель вправе направить уполномоченному эксперту изображения и список ввозимых предметов.