Актуальность. Коллективизация советской деревни – одно из ключевых событий российской истории XX в., поскольку она затронула судьбы подавляющего большинства людей, населявших тогда страну, отразилась прямо, непосредственно, весьма радикально и в самый короткий срок. Что это было? Вопрос по праву является одним из наиболее трудных, деликатных, болезненных в современной исторической науке.
Советские историки определяли коллективизацию как революционный переворот в аграрном секторе, который проходил по инициативе власти и получил широкую поддержку крестьянского населения. Данная позиция на протяжении всего существования Советского Союза была приоритетной. Колхозы как советская аграрная модель продолжали функционировать до 1990-х гг.
Неоднократно возникали ситуации, когда у крестьян появлялась надежда на реорганизацию колхозной жизни, но искусственно созданный механизм был удобен и выгоден административной системе, позволял решать масштабные экономические задачи.
С течением времени колхозы утрачивали эффективность и требовали обновления механизма функционирования. Однако ни многомиллионные денежные вливания, ни преобразования социальных и экономических структур не спасли ситуацию. С распадом СССР и переходом к рыночной экономике колхоз, как искусственно созданная модель не смог функционировать.
В конце 1980-х годов в результате провозглашении политики гласности проблема коллективизации получает иное освещение. В исторической литературе начинают делать акцент на репрессивный характер процесса формирования колхозного хозяйства. Широкое освещение получают негативные последствия коллективизации, такие как голод, снижение уровня жизни и потеря крестьянства своей экономической основы.
Вследствие чего, опыт создания и функционирования социалистического коллективного хозяйства, его роль, значение и влияние на социально-экономические и политические процессы, безусловно, являются интересным как с точки зрения научного анализа. В связи с этим изучаемая проблематика является актуальной и научно значимой.
Осмысление исторического опыта начинается еще в рамках изучения данной проблематики на уроках истории в школе. Этот этап важен для социализации личности и формирования целостной картины восприятия отечественной истории XX века. Вследствие чего особую важность приобретают методические аспекты изучения коллективизации, репрессивной политики в деревне в 1928-1933 гг. в СССР в общеобразовательных учебных заведениях.
Историография. Изучением данного вопроса занимается значительное число исследователей. Поскольку в советский период проблема коллективизации и репрессивной политики в деревне была подвержена идеологической оценке, то в нашей работе были использованы исследования исключительно современного исторического этапа (конец 1980-х – по настоящее время). Условно следует выделить следующие группы публикаций.
Первая группа исследований (Ю.М. Голанд, М.М. Горинов, С.А. Есиков и др.) анализирует причины перехода к коллективизации, авторы размышляют по поводу возможных путей развития аграрного сектора в 1930-е годы, излагают основные аспекты внутрипартийной борьбы, в ходе которой возобладала точка зрения Сталина [1].
Следует отметить, что для исследователей начала 1990-х гг. характерно понимание коллективизации, как процесса инициированного Сталиным с целью ликвидации крестьянства. В конце 1990-х годов историки расширяют спектр трактовок причин коллективизации, отмечая, что данный процесс был вызван и объективными предпосылками, связанными с исчерпанностью новой экономической политики[2].
Вторая группа исследований посвящена изложению репрессивных мер, которые предпринимались в деревне для усиления процесса коллективизации. Современные авторы (В.А. Власов, А.В. Тишкина, Л.С. Цубикова и др.), основываясь на новых и доступных архивных документах, как регионального, так и федерального уровня, предпринимают попытку показать различные механизмы воздействия, которые предпринимали на местах колхозное, партийное руководство. Историки называет коллективизацию кровавой разрушительной кампанией, обрушившейся на деревню в 1929 г.[3].
Отечественный исследователь процессов коллективизации Н.А. Ивницкий полагает, что операция по уничтожению кулака была хорошо подготовлена. Историк отмечает заинтересованность в этом бедняцко-батрацкой части деревни, значения личных отношений, сказавшихся на масштабах и характере раскулачивания[4].
Третья группа работ отражает факты сопротивления крестьян, к числу которых относят активные и пассивные. Авторы (Т.Д. Надькин, Л.Н. Лютов и др.) отмечают, что в целом, колхозное строительство встречало сильное сопротивление со стороны населения[5].
Исследователь Л. Виола полагает, что хлебозаготовки к 1927 г. были не только экономической проблемой. Кризис спровоцировал появление настроений времен Гражданской войны – приверженность к радикальным, максималистским решениям. Автор считает, что способом подчинения крестьянства власти был не только всепроникающий административный и политический контроль, но и насильственное включение. Она дает взгляд на коллективизацию как на гражданскую войну, противостояние культур[6].
Четвертая группа публикаций, которые привлекались для изучения в нашей работе, посвящены итогам и оценке коллективизации, выявлении ее роли и значения для дальнейшего социально-экономического развития СССР. Анализ исторической литературы (В.Д. Кузнечевский, Н.А. Ивницкий и др.) показал, что исследователи аграрной истории отрицательно относятся к созданной вначале 1930-х гг. колхозной системе, характеризуя ее противоречивость, низкую эффективность.
К последствиям данного процесса историки относят упадок производства сельскохозяйственной продукции, отчуждение крестьянина, снижение мотивации[7]. Исследователь И.Е. Зеленин, полагает, что в результате коллективизации были уничтожены основы крестьянского хозяйства[8].
Таким образом, историческая литература по проблеме коллективизации представлена различными аспектами. Открытие новых архивных материалов в 1990-е годы расширило возможность исследования.
Целью данной работы является изучение репрессивной политики советской власти в деревне (1928-1933 гг.), а также выявление особенностей преподавания данной проблематики в рамках школьного курса «История».
Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- выделить причины кризиса в сельском хозяйстве 1925-1926 гг.;
- обозначить основные задачи коллективизации;
- рассмотреть основные меры репрессивной политике в деревне (декабрь 1929 - февраль 1930 гг.);
- охарактеризовать массовые репрессии в деревне в связи с коллективизацией (1930-1931 гг.);
- выявить активные и пассивные формы сопротивления крестьянства;
- выделить причины, сущность и последствия голода в деревне в 1932-1933 гг., а также переход к новой волне репрессий;
- обозначить итоги коллективизации и репрессивной политики в СССР;
- провести сравнительный анализ учебной литературы по теме «Репрессивная политика советской власти в деревне (1928-1933 гг.)» и выделать особенности реализация данной темы на уроках истории;
- Подготовить методическую разработку урока по теме «Коллективизации в СССР».
Объектом последствия является репрессивная политика советской власти в деревне (1928-1933 гг.), а также особенности преподавания данной проблематики в рамках школьного курса «История».
Предмет исследования - события, явления, процессы, методические, приемы и средства, которые затрагивают различные аспекты изучения репрессивной политики советской власти в деревне (1928-1933 гг.), а также особенности преподавания данной проблематики в рамках школьного курса «История».
Временные рамки исследования оцениваются период с 1928 по 1933.
гг. Выбор нижней границы (1928 г.) обуславливается переходом к процессу масштабной коллективизации.
Выбор нижней границы (1933 г.) определяется завершением активной стадии построения социалистического коллективного хозяйства в СССР.
Географические рамки исследования представлены территорией СССР в границах конца 1920-х – начала 1930-х гг. На данной территории в соответствии с курсом советского руководства происходит переход к масштабной коллективизации.
Источниковая база исследования представлена письменными опубликованными источниками. Условно следует выделить следующие группы материалов, которые были использованы в данном исследовании.
Первая группа источников представлена законодательными, нормативными документами, которые регламентирую процесс перехода к масштабной коллективизации и принятие ряда репрессивных мер, направленных на ускоренный процесс построения колхозного социалистического хозяйства[9].
Вторая группа источников включает материалы (записки, отчеты, рукописи, заметки), описывающие различные репрессивные меры, которые активно использовались правительством для устрашения крестьян, активизации более быстрого построения колхозного хозяйства и ликвидации кулачества[10].
Третья группа источникового материала представлена статистической информацией, которая содержит показатели построения колхозного хозяйства во время коллективизации, ликвидации кулачества, голода 1932-1933 гг[11]. Именно данный источник является главным в понимании результативности и последствий процесса коллективизации в СССР.
Следует отметить, что только комплексное использование данных источников позволяет объективно рассмотреть процессы коллективизации и репрессивной политики в деревне в изучаемый период.
Методологические принципы. Методологической основой исследования является совокупность научных методов, таких как:
- принцип историзма, который в рамках данной работы позволил рассмотреть основные процессы коллективизации в их возникновении и развитии, в их связи с конкретными условиями;
- сравнительно – исторический – метод, с помощью которого путем сравнения выявляется общее и особенное в исторических явлениях. Данный метод позволяет сравнивать социально-экономические показатели развития аграрного сектора в процессе проведения масштабной коллективизации;
- историко-хронологический метод, подразумевает воспроизведение явлений в их хронологическом развитии с присущими им особенностями. Данный метод позволил в хронологической последовательности изложить мероприятия по проведению репрессивной политики в деревне в 1928-1933гг.;
- историко-системный метод - один из основных методов исторического исследования, в котором реализуются принципы системного подхода. Использование данного метода позволяет рассмотреть и проанализировать процесс коллективизации в общем контексте исторического развития СССР в исследуемый период.
Научная новизна заключается в том, что в данной работе предпринята попытка комплексного анализа процесса коллективизации в СССР, выделены средства и методы ее проведения.
Использование документальных материалов, статистической информации, позволило объективно взглянуть на проведение репрессивной политики в деревне в СССР в 1928-1933 гг.
В нашей работе затронут ряд и дискуссионных проблем и проанализировано их различное историографическое толкование.
Практическое применение результатов исследования возможно при преподавании проблем коллективизации в СССР на уроках истории в старших классах общеобразовательной школе.
Результаты исследования можно использовать студентам в рамках изучения таких учебных дисциплин как «Новейшая история России» и «История XX в.», «Методика преподавания истории», а также в ходе различных спецкурсов по истории социально-экономического развития России.
Структура работы написана в соответствии с хронологическим принципом и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ПРИЧИНЫ И ЗАДАЧИ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ В СССР
1.1. Кризис в сельском хозяйстве 1925-1926 гг.
Первая мировая война и революция 1917 года привели к гибели миллионов людей и стали причиной разрушения народного хозяйства. Всего в 1914–1922 годах, по некоторым данным, в результате военных действий, эпидемий, голода, эмиграции Россия потеряла около 20 миллионов человек, по другим - 25–30 миллионов с учетом снижения рождаемости. Помощь голодающему населению оказывали различные иностранные благотворительные общества, правительственные и неправительственные организации[12].
С целью стабилизации ситуации в 1921 году был осуществлен переход к новой экономической политике. В выступлениях партийных лидеров много говорилось о необходимости укрепления государственного (социалистического) сектора, высказывались опасения и враждебность по отношению к нэпам и кулакам. Однако до 1925 года все, включая будущую «левую оппозицию», считали, что необходимо действовать в рамках НЭПа, что с частными собственниками можно бороться только «экономически» посредством более эффективной государственной торговли и промышленности.
Летом 1925 г. Госплан впервые опубликовал схему генерального плана. Это событие было решающим. Госплан подвергся давлению со стороны правящей партии. Его целью было быстрое восстановление и расширение отрасли. Средства для этого должны были давать крестьяне. Они должны были обеспечить в больших количествах и по низкой цене промышленных рабочих продовольствием, фабрики и заводы - сырьем. Кроме того, они должны были давать избыточные продукты, особенно зерно, на экспорт, поскольку для восстановления промышленности требовалось значительное количество оборудования и сырья.
Государственная плановая комиссия, опираясь на свои расчеты по опыту 1923-1924 годов, когда цены были стабильными, с оптимизмом смотрела на возможность покупки зерна по низким ценам. В 1924-1925 гг. руководство не смогло осуществить дешевые закупки зерна и экспортировать его значительную часть, как планировалось. Этот факт считался случайным и объяснялся плохим урожаем в 1924 году. В 1925 году ожидался отличный урожай, и Комиссия по государственному планированию надеялась, что на рынке зерна возникнет ситуация, аналогичная ситуации 1923-1924 годов. Государственные торговые организации готовились закупать зерно по ценам ниже довоенных[13].
Ввиду значительного прогресса в свободной торговле этим надеждам не суждено было сбыться. Торговые организации были вынуждены покупать зерно по несколько более высоким ценам, чем довоенные. Вместо запланированных 13 миллионов можно было приобрести только 9,6 млн.; экспорт составил 2,1 млн. тонн вместо 5-6, то есть меньше, чем в 1923-1924 гг[14].
Несмотря на давление со стороны влиятельных государственных организаций на зерновой рынок, их монопольного контроля оказалось недостаточно, чтобы диктовать цену крестьянам. Но даже при таких ценах крестьяне получали на 40% меньше, чем до войны, в пересчете на промышленные товары.
Частичная неудача экономическая плана 1925-1926 гг. не изменила веру партии в плановую экономику. Контрольные цифры появляются ежегодно, тщательно планируются.
Все усилия плановой экономики закончились неудачей: требования к крестьянству были чрезмерными, а советское правительство, со своей стороны, не было заинтересовано в совершении сделок на свободном рынке. Руководство понимало, что до тех пор, пока существовала частная торговля, нельзя было форсировать торговлю «в соответствии с планом», поэтому оно решило отменить частную торговлю. Прежде всего, посредством административных мер руководство исключает частный капитал из межрегиональной торговли зерном. Затем путем произвольного налогообложения и конфискации частной торговли оно вытесняет из всех сферы экономической деятельности.