Введение
Глава 1. 1. Товарные запасы и экономические принципы их формирования
1.1. Сущность, понятие и классификация товарных запасов предприятия
1.2. Управление запасами предприятия
Глава 2. Анализ оптового товарооборота ООО «КЕНГУРУ»
2.1. Анализ структуры товарооборота
2.2. Анализ товарных запасов
2.3. Исследование проблемных групп товаров
Глава 3. Методика расчета оптимальных товарных запасов торгового предприятия для повышения их эффективности
Заключение
Список использованной литературы
В современных условиях для осуществления непрерывного процесса товарного обращения на любом торговом предприятии необходимы определённые запасы товаров. Именно товарные запасы можно рассматривать как материальную основу розничного товарооборота, так как они представляют собой массу товаров, поступившую на предприятие из различных источников, которая предназначена для последующей продажи конечному потребителю для личного или коллективного потребления.
В условиях конкуренции в организациях потребительской кооперации возрастает значение товарных запасов, определения их необходимой величины. Товарные запасы представляют собой совокупность товарной массы, находящейся в сфере обращения, предназначенной для продажи.
Товарные запасы – это количество товаров определенного вида, находящихся в данный момент в сфере товарного обращения, в перевозке и на складах, в хранилищах. Наличие товарных запасов служит важным условием непрерывности процесса производства и обращения товаров. В то же время запасы не должны быть избыточными, так как при этом увеличиваются издержки производства и обращения. Цель создания товарного запаса – обеспечение бесперебойной торговли всем ассортиментом товаров, что является условием удовлетворения спроса населения, повышение качества обслуживания, развития розничного товарооборота и, в конечном итоге, повышения конкурентоспособности торговой организации.
В торговле в большей мере, чем в других отраслях, проявляет себя категория коммерческого риска. Последний зависит прежде всего от постоянной колеблемости спроса и предложения, от несовершенства маркетинговой информации и службы менеджмента. Отсюда трудности с выявлением ситуаций, вызывающих коммерческий риск, определением зоны коммерческого риска, "мертвой" финансовой позиции; более часты случаи банкротств, поэтому возрастает роль анализа ликвидности баланса торговых предприятий-банкротов.
Особое место занимает проблема анализа по товарно-групповой издержкоемкости, доходоемкости и рентабельности. В промышленности, как известно, калькулируется себестоимость каждого изделия или группы однородных изделий. В торговле этого нет. Издержки обращения учитываются и анализируются по статьям принятой номенклатуры. Поэтому здесь в отличие от производства не определяется величина затрат живого и овеществленного труда, связанная с реализацией произведенного товара; торговая калькуляция не осуществляется. Дистрибьюторам, следовательно, весьма затруднительно участвовать в конкурентной борьбе, оперируя продажными ценами, сохраняя при этом уверенность, что будет обеспечен положительный и достаточный доход от каждой товарной операции.
Из выше сказанного можно судить об актуальности выбранной темы.
Предметом исследования выступают товарные запасы на предприятии.
Объектом исследования работы является ООО «КЕНГУРУ».
Цель работы – анализ оптового товарооборота предприятия.
В рамках поставленной цели основными задачами работы являются:
- общая характеристика объекта исследования;
- анализ динамики и структуры оптового товарооборота;
- оценка конкурентоспособности предприятия.
- определение методологии расчета повышения запасов.
В процессе подготовки работы использовались научно-учебные пособия и монографии, публикации специальной периодической печати.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы труды Памбухчиянца О.В Трухановича Л.В., Шерр И.-Ф., Петрова П. В., Соломатина А. Н. и др.
В процессе работе были использованы методы исследования и обработки информации: количественной и качественной оценки, метод сравнительного анализа, методы экономического анализа, редактирования и др.
Глава 1. Товарные запасы и экономические принципы их формирования
1.1. Сущность, понятие и классификация товарных запасов предприятия
Предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения, образуют товарные запасы. Постоянное наличие товарных запасов в обращении является необходимым условием удовлетворения спроса населения, выполнения плана товарооборота.
Торговые запасы должны находиться в соответствии с объемом продажи товаров. Их размер должен быть достаточным для обеспечения бесперебойной торговли и широкого выбора товаров покупателями. Товарные запасы являются важным разделом плана разделения труда, необходимым условием обеспечения непрерывности процесса продажи [6, с. 67].
При планировании товарных запасов исходят из научно-обоснованных норм запасов и оборачиваемости товаров, при этом не следует допускать как завышения, так и недостатка товарные запасы. Излишние товарные запасы вызывают затоваривание и порчу товаров, замедляют их оборачиваемость, ведут к дополнительным издержкам по хранению и т.д. Недостаточные товарные запасы вызывают перебои в торговле, невыполнение плана товарооборота, ухудшают торговое обслуживание, снижают степень удовлетворения потребностей населения.
Товарные запасы как категория товарного обращения обеспечивают стабильный процесс обращения товаров и выполняют определённые функции:
- обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходят их систематическое образование и расходование;
- удовлетворяют платёжеспособный спрос населения, поскольку являются формой товарного предложения;
- характеризуют соотношение между объёмом и структурой спроса и предложения [9, с. 85].
Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах оптовых и розничных предприятий, на складах предприятий-производителей, в пути. Это обусловлено следующими факторами:
– сезонными колебаниями в производстве и потреблении;
– временем, необходимым для перевозки товаров от места производства до места продажи;
– необходимостью преобразования производственного ассортимента в торговый, что требует подсортировки, подработки и упаковки; условиями транспортировки товаров, расстоянием между поставщиками и торговым предприятием;
– звенностью товародвижения;
– возможностями для хранения товаров;
– необходимостью образования страховых резервов и другими.