События, происшедшие в результате нарушения тех или иных правил безопасности дорожного движения, в котором обязательно участвовало транспортное средство и после которого наступили вредные последствия, именуется дорожно-транспортным происшествием (ДТП). Однако не все, а лишь те дорожно-транспортные происшествия, в результате которых наступили серьезные вредные последствия – менее тяжкие или тяжкие телесные повреждения либо смерть потерпевшего, именуется дорожно-транспортными преступлениями, то есть деяниями, влекущими уголовную ответственность в соответствии с УК РФ. Остальные случаи дорожно-транспортных происшествий являются, как правило, основанием дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности.
Видами ДТП являются: а) наезд транспортного средства на пешеходов, велосипедистов, гужевой транспорт и животных; б) столкновение транспортных средств; в) опрокидывание транспортного средства; г) наезд транспортного средства на препятствие; д) падение пассажиров; е) прочие ДТП.
В подавляющем большинстве случаев ДТП возникают в результате нарушения правил дорожного движения (ПДД) водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, а также вследствие грубых нарушений работниками транспортных хозяйств правил технической эксплуатации и плохого контроля за состоянием дорог и организации регулирования уличного движения.
В данной работе будет проводиться анализ наиболее значимых, на мой взгляд, аспектов и положений, касающихся методики расследования дорожно-транспортных происшествий.
Цель данной работы состоит в том, чтобы определить проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий, а также охарактеризовать методику расследования ДТП.
Для достижения цели данной работы были поставлены следующие задачи:
- Установить проблемы расследования дорожно-транспортных происшествий;
- Исследовать первичные следственные действия при расследовании дорожно-транспортных происшествий;
- Изучить последующие следственные действия при расследовании дорожно-транспортных происшествий.
Значительное внимание исследованию запаховых следов уделили Бунина А.Ю., Герасимов В.Н., Еленюк Г.А., Ищенко П.П., Ярослав Ю.Ю., Ищенко Е.П., Топорков А.А., Яблоков Н.П., Онучин А.П., Россинская Е.Р., Савельева М.В., Смушкин А.Б., Спицын Д., Суняев Л.В., Федосюткин Б.А., Шамонова Т.Н. и другие.
При изучении данной темы мною были исследованы различные нормативные акты и ряд учебной литературы. Среди источников правового регулирования использовались ныне действующие нормативные акты. К ним относятся Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
-
Основные проблемы расследования дорожно-транспортных
происшествий
Обеспечение транспортной безопасности остается для Российской Федерации весьма актуальной проблемой.
К преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта, включающего все многообразие транспортных средств (железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный, гужевой, другой механический, электротранспорт, трактора и иные самоходные машины), относятся нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ); оставление места дорожно-транспортного происшествия (ст. 265 УК РФ); недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ). Эти составы объединены общими признаками тяжести преступных последствий: причинение тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного материального ущерба (ч. 1 ст. 264, ст. 265, ч. 1 ст. 266, ч. 1 ст. 267, ч. 1 ст. 268 УК РФ); смерть человека (ч. 2 ст. 264, ст. 265, ч. 2 ст. 266, ч. 2 ст. 267, ч. 2 ст. 268 УК РФ); смерть двоих и более людей (ч. 3 ст. 264, ст. 265, ч. 3 ст. 266, ч. 3 ст. 267, ч. 3 ст. 268 УК РФ).
Значительный рост автомобильного парка, увеличение грузо- и пассажиропотоков, неудовлетворительное состояние дорог и эксплуатационных характеристик старого транспорта, низкий уровень подготовки, недисциплинированность, а нередко и пьянство водителей, беспечное поведение пешеходов и ряд других факторов приводят к возникновению аварийной обстановки на дорогах. Последние годы отмечены ростом числа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с тяжелыми последствиями. Гибнут и становятся инвалидами люди, приходят в негодность транспортные средства, что причиняет существенный ущерб государству.
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - это нарушение нормальной работы транспорта при его передвижении по дорогам, повлекшее различные вредные последствия. В зависимости от последствий различают преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспорта и административные правонарушения на транспорте.
В число наиболее распространенных видов ДТП входят:
1) наезд транспортного средства на пешехода, велосипедиста, животное;
2) столкновение транспортных средств между собой;
3) опрокидывание транспортных средств;
4) наезд транспортного средства на препятствие. Случается и такая разновидность ДТП, как выпадение пассажиров из транспортного средства.[1]
По причинам возникновения ДТП можно подразделить на происшествия:
1) возникшие по вине водителей, управляющих транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, при сильном утомлении, несоблюдении правил при маневрировании, перевозке пассажиров и грузов, превышении безопасной скорости при повороте, обгоне, объезде препятствия или неровности на дороге, при необходимости уклониться от столкновения или наезда; вследствие несоблюдения очередности проезда перекрестков, безопасной дистанции движения; при неожиданном выезде из своего ряда, в том числе на полосу встречного движения, ослеплении светом фар, неподчинении сигналам светофора, дорожным знакам и указателям; ввиду неправильной оценки конкретной дорожной обстановки и др.[2];
[1] Герасимов В.Н. Методика расследования автотранспортных преступлений. М., 2000. С. 23.
[2] Бунина А.Ю. ДТП: виноват водитель // Бюджетный учет, 2010 г. № 6. С. 12.