Магистерская диссертация|Психология

Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: gotovoe

Год: 2020 | Страниц: 84

Цена: 2 690
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ. 

ГЛАВА I. Теоретический анализ психолого-педагогического сопровождения развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 

  • 1. Подходы к определению понятия «эмоционально-волевая сфера личности» 
  • 2. Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 
  • 3. Сущность психолого-педагогического сопровождения развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 23

Выводы по главе I 

ГЛАВА II. Организация психолого-педагогического сопровождения развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 

  • 1. Организация исследования эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 
  • 2. Результаты исследования эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 
  • 3. Содержание психолого-педагогического сопровождения развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 
  • 4. Определение результативности проведенной работы. 

Выводы по главе II 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

В последнее время наблюдается значительный рост дошкольников, имеющих нарушения речи, в частности, общее недоразвитие речи (ОНР). ОНР – это речевые расстройства, вследствие которых нарушено развитие всех компонентов речевой системы, относящихся к ее смысловой и звуковой стороне, при сохранном интеллекте и слухе. Для дошкольников с ОНР свойственны типичные проявления, которые определяют нарушения всех компонентов речи.

Основным признаком является задержка речевого развития ребенка: лишь к 3 годам появляются первые слова, а в некоторых случаях и к 5 годам. Речь фонетически недостаточно оформлена и имеет аграмматизмы.

Так же отмечаются нарушения фонематического восприятия, синтаксических и морфологических норм. Активный и пассивный словарный запас беден. Понимание обиходно-разговорной речи, у детей с ОНР, развивается в нормальные сроки, так же, как и потребность к игровой, предметной деятельности и эмоционально избирательное отношение к окружающему миру.

Характерным признаком является недостаточное развитие экспрессивной речи и низкая речевая активность. Дети критично относятся к своему дефекту, данные нарушения оказывают значительное влияние на формирование их эмоционально-волевой сферы. Это обусловлено связью между дефектами речи и другими сторонами психического развития.

Исследования многих специалистов, таких как Е. Ю. Рау, Ю. Б. Некрасовой, О. С. Никольской, Т. А. Добровольской, О. А. Карабановой, Л. В. Кузнецовой, Левченко И. Ю., Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. и др., показывают, что большие затруднения при обучении испытывают дети с логопедическими диагнозами общего недоразвития речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, проявляющихся не только в дефектах произношения и нарушениях лексико-грамматических средств языка, но и в познавательной сфере.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что количество детей, которые имеют дефекты речи, в настоящее время только увеличивается. У них наблюдаются вторичные дефекты, отмечается рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьезные мы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.

Таким детям необходима помощь логопеда, психолога и педагогов, совместная работа которых, позволит осуществить индивидуальный дифференцированный подход к детям с общим недоразвитием речи с вторичными дефектами, в частности в рамках коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ОНР.

Нарушения эмоционально-волевой сферы детей с нарушением речи являются очень распространенными и имеют стойкий характер. К нарушениям в эмоциональном развитии дошкольника можно отнести трудности в адекватном определении эмоциональных состояний людей. Это обусловлено тем, что в практике обучения и воспитания детей задача формирования эмоциональности решается лишь фрагментарно, так как внимание преимущественно уделяется развитию мыслительных процессов [14]. Эти факторы оказывают отрицательное влияние на эффективность их обучения (особенно это важно для детей старшего дошкольного возраста, которым вскоре предстоит обучаться в школе), адаптацию в социуме.

Повышенное внимание к эмоциональному развитию дошкольника обусловлено формированием главного психологического новообразования в этом возрасте – начала произвольности психических процессов и психологической готовности к школе.

Исследованию эмоционально-волевой сферы при речевых нарушениях посвящены работы таких ученых, как В. М. Шкловский, В. И. Селиверстов, Л. А. Зайцева, Г. А. Волкова и других.

Своевременное и целенаправленное психолого-педагогическое сопровождение развития эмоционально-волевой сферы детей с нарушением речи может способствовать более успешной социальной адаптации будущих школьников. Вместе с тем в настоящее время имеется лишь очень незначительное количество научных исследований, отражающих современные представления о характере эмоционально-волевой сферы детей с ОНР и особенностях их коррекции у данной группы дошкольников. Это и объясняет актуальность исследования выбранной темы.

Цель исследования: разработать программу психолого-педагогического сопровождения развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: эмоционально-волевая сфера детей с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение развития эмоционально-волевой сферы детей с общим недоразвитием речи.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Определить ключевые понятия «общее недоразвитие речи», «эмоционально-волевая сфера», «психолого-педагогическое сопровождение».
  2. Рассмотреть особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с общим недоразвитием речи.
  3. Изучить сущность процесса психолого-педагогического сопровождения развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
  4. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения развития эмоционально-волевой сферы у детей с ОНР.

Гипотеза исследования: Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет результативным, если в его программу будут включены игровые технологии, обеспечивающие сенсорную стимуляцию, формирование у детей навыков психической саморегуляции эмоций и контроль за своими действиями, связанные с манипуляцией различными изобразительными материалами (глина, песок, соленое тесто краски).

Методологические основы исследования: социально-психологическое учение о роли общения в развитии эмоционально-личностной сферы А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева; исследования по проблемам эмоционально-нравственной регуляции поведения личности и деятельности дошкольников А.В. Запорожца, С.Г. Якобсона, Я.З. Неверовича, Т.И. Бабаевой; концепция игровой деятельности в дошкольном возрасте Д.Б. Эльконина, исследования игровой деятельности дошкольников Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой; теория педагогического проектирования образовательной среды О.Г. Брикот, С.С. Лебедевой, Е.Н. Герасимовой; идеи личностно-ориентированного подхода в педагогическом процессе Л.Г Субботиной, Е.И Казаковой, Н.А. Алексеевой, Д.А. Белухина.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Деятельность психолога по сопровождению развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи должна предполагать разработку и реализацию программы, включающей комплекс мероприятий, предполагающих целенаправленное формирование у детей навыков регуляции своих эмоций и поведения, вследствие имеющихся у них нарушений эмоционально-волевой сферы (тревожности, агрессивности, импульсивности).
  2. Положительные результаты в развитии эмоционально-волевой сферы детей с ОНР можно получить, если в основу реализации мероприятий программы будут положены игровые технологии, обеспечивающие сенсорную стимуляцию, формирование у детей навыков психической саморегуляции эмоций и контроль над своими действиями (манипуляция различными изобразительными материалами - глина, песок, соленое тесто, краски).
  3. Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы должно проводиться как индивидуально с каждым ребенком, так и с группой детей, включая участие в этом родителей.

Методы исследования:

- теоретический анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- наблюдение;

- диагностика.

Методики исследования:

- Методика «Паровозик» С.В. Велиевой.

- Методика «Кактус» М.А. Панфиловой.

- Тест детской тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

Методы математической статистики: Т-критерий Стъюдента для зависимых групп.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации имеющихся в психологии и педагогике знаний относительно особенностей эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, а также в разработке программы, включающей комплекс мероприятий психолого-педагогического сопровождения развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Практическая значимость исследования: разработано содержание программы психолого-педагогического сопровождения развития эмоционально-волевой сферы старшего дошкольника с общим недоразвитием речи и описана технология ее реализации. Программа может быть использована в работе психологов и воспитателей дошкольных образовательных организаций.

Эмпирическое исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 109» города Ярославля.

Структура работы. Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, библиографического списка, включающего 60 источников, 3 приложений.

 

ГЛАВА I. Теоретический анализ психолого-педагогического сопровождения развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

  • 1. Подходы к определению понятия «эмоционально-волевая сфера личности»

Личность – это сущность человека со специфическим (отличным от других людей) сознанием и самосознанием. Личность является совокупностью полученных от рождения особенностей психики (темперамент, характер, чувства и др.) со знаниями и установками, которые человек приобретает в процессе социализации, воспитания, образования, трудовой деятельности [33].

С точки зрения Д.А. Леонтьева, личность человека состоит из нескольких сфер [33]:

1) потребностно-мотивационная (включает в себя потребности, которые человек испытывает и мотивы, связанные с удовлетворением этих потребностей, побуждающие к действиям);

2) эмоционально-волевая (включает в себя эмоциональное отношение к миру, к себе, к людям, а также волевые усилия, волевые качества);

3) когнитивно-познавательная (включает в себя когнитивно-познавательные состояния, процессы и свойства личности);

4) морально-нравственная (включает в себя представления человека о нормах и правилах, о морали и нравственности, что проявляется в действиях и поступках);

5) экзистенционально-бытийная (включает в себя самопрезентации (представления о своем «Я»), самоанализ, переживание своей самости, экзистенциональную уверенность/неуверенность);

6) действенно-практическая (включает в себя проявление способностей, навыков, умений, достижений);

7) межличностно-социальная (включает в себя межличностное взаимодействие, обмен информацией, отношения).

В данной работе фокусом внимания является эмоционально-волевая сфера личности – сфера, отражающая характер отношения человека к окружающему миру, являясь средством ориентировки во внешней среде. Эмоции и чувства воздействуют на структуру личностного опыта, формирование жизненных смыслов, мотивационных тенденций поведения¸ а сформированные волевые характеристики позволяют преодолевать трудности, препятствия, достигать поставленной цели.

Развитие эмоциональных и волевых характеристик личности происходит с самого рождения и длится всю жизнь, способствуя социализации человека в обществе, усвоению им социокультурных способов поведения в общении с другими людьми.

Как отмечает В.В. Бойко, под эмоциональным развитием понимается осознание человеком своего отношения к окружающему миру, что рождает соответствующие чувства и эмоции, стимулирующие деятельность и влияющие на развитие направленности личности. Это постепенный процесс дифференциации эмоций и чувств; их осознание и вербализация; формирование способности увидеть и распознать эмоции другого человека; и затем расширение способов регулирование и контроля своих эмоций, их экспрессии [8].

Эмоции представляют собой определенное отношение человека к событиям, происходящим с ним в окружающей действительности. Механизм возникновения эмоций тесно связан с потребностями и мотивами личности. Условия, предметы и явления, способствующие удовлетворению потребностей и достижению целей, вызывают у человека положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес, возбуждение. Напротив, ситуации, воспринимаемые человеком, как препятствующие реализации потребностей и целей, вызывают у него негативные эмоциональные переживания: горе, печаль, страх, грусть, тревогу и т.д. [8].

Таким образом, можно говорить о двойной обусловленности эмоций, с одной стороны, они обусловлены потребностью, с другой – особенностью конкретной ситуации. Эмоции создают связь и взаимоотношения между этими аспектами, сигнализируя человеку о том, возможно или невозможно удовлетворение его потребностей в данных условиях.

Как отмечает В.К. Вилюнас, эмоции имеют оценочно-отражательную функцию, которая сигнализирует человеку о том, что для него субъективно значимо, полезно, приятно или неприятно. Другими словами, с помощью эмоциональных переживаний человек определяет и распознает события, затрагивающие систему его ценностей [10].

Б.И. Додонов предлагает концепцию эмоциональной направленности как проекции направленности личности, отражающей ее ценностные ориентации. Фокусом данной концепции являются эмоции, предстающие в сознании людей как ценные переживания, при этом эмоции человека рассматриваются не только с точки зрения их оценочно-отражательной функции, но и с точки зрения ценностей для личности в первую очередь [15].

Эмоциональный аспект функционирует параллельно с мотивационным аспектом в структуре личности. Эмоции появляются в результате первичной активации эмоциогенных структур мозга. Возбуждение одних структур способствует появлению положительных эмоций, которые организм стремится повторить. Активизация других структур вызывает появление отрицательных эмоций, которые организм будет пытаться устранить или снизить. Таким образом, выполняя функции положительного или отрицательного подкрепления, эмоции помогают осуществлять выработку, закрепление и сохранение биологически и социально целесообразных форм мотивационной активности человека.

В. Вилюнас в своем подходе связывает такие понятия как эмоциональная экспрессивность и мотивационная обусловленность, подчеркивая роль смыслообразования, роль интеллектуального компонента в осмыслении эмоций человеком и нахождении способов их выражения [10].

С точки зрения Г.М. Тарнапольской, эмоция представляет собой переживание какого-либо содержания в длительности, в силу чего вся деятельность человека в той или иной степени испытывает влияние эмоциональной направленности. Осознание этой длительности является процессом, который создается за счет двух факторов сознания – усилия и переживания [46].

Эмоции и чувства, которые часто смешиваются в обыденном представлении, являются разными понятиями. Эмоция выступает в качестве конкретного темпорального переживания, чувство же возникает на основе разных эмоций, но не сводится к ним. Чувства представляют собой отношение к комплексу различных эмоций, связанное с тем, принимает или не принимает их сам человек, позволяет им быть или борется со своими переживаниями. То есть чувства не зависят от конкретной ситуации, могут выходить за ее пределы. К примеру, человек может переживать обиду или раздражение по отношению к другому человеку, но при этом чувство любви к нему сохраняется безотносительно конкретной ситуации, которая раздражает или вызывает обиду.

Чувства всегда социально обусловлены, являясь вершиной культурно-эмоционального развития человека.

Чувства и эмоции отражают отношение человека к миру, другим людям и самому себе. А.Н. Леонтьев подчеркивает, что эмоции являются внутренними сигналами, выступая психическим отражением окружающего мира. Эмоции выражают отношения мотивов, потребностей и возможностей их успешной реализации в деятельности человека [32].

По мнению Б.И. Додонова, эмоциональное развитие человека последовательно проходит следующие ступени:

- уровень элементарных физических чувствований, связанных с удовольствием, неудовольствием (эмоции характеризуются беспредметностью);

- уровень предметных эмоций, более осознанное отношение к чему-то или кому-то;

- уровень мировоззренческих, нравственных, интеллектуальных, эстетических, религиозных эмоций [15].

Второй и третий уровни эмоциональности являются не врожденными, а приобретенными в процессе социализации человека.

Развитие эмоциональной сферы является необходимым условием для становления личности, усвоения ценностей, нравственных категорий, мировоззрения в целом.

П.М. Якобсон предлагает свою точку зрения на развитие эмоциональной сферы личности, делая акцент на воспитании чувств. С точки зрения данного автора, эмоциональное развитие проходит ряд следующих стадий:

- сначала преодолевается импульсивность выражения эмоций;

- наряду с ситуативными эмоциями, начинают развиваться более стойкие и постоянные эмоции, чувства;

- формируется регулятивность выражения эмоций во внешний мир (социализация эмоций) [60].

С точки зрения Н.Е. Разенковой, эмоциональная сфера включает в себя эмоциональные состояния, эмоциональный тон ощущений, эмоциональные реакции и эмоционально-личностные качества. В то же время, сами эмоции и чувства могут рассматриваться как состояние [40].

  1. Абромян, Л.А. Игра дошкольника [Текст] / Л.А. Абромян, Т.В. Атонова, Е.М. Гаспарова. – М.: Просвещение, 2014. – 394 с.
  2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст] / В.А. Аверин. – М. 2018. – 110 с.
  3. Бабаева, Т.И. О социально-эмоциональном развитии дошкольников [Текст] / Т.И. Бабаева// Дошкольное воспитание. – 20 – №6. – С. 13-17.
  4. Белопольская, Н.Л. Азбука настроений: Развивающая эмоционально- коммуникативная игра для детей 4-10 лет [Текст] / Н.Л. Белопольская. –М.: Когито-Центр, 20 – 36 с.
  5. Белякова, Л.И., Гаркуша, Ю.Ф., Усанова, О.Н., Фигередо, Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / Л.И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо. – М., 2015. – 120с.
  6. Бодалев, А.А. Общая психология [Текст] / А.А. Бодалев, В.В. Столин. – М.: Просвещение, 20 – 110 с.
  7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2017. – 283 с.
  8. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В.В. Бойко. – М.: АСТ, 2014. – 472 с.
  9. Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением [Текст] / М.Е. Бурно. –М.; Екатеринбург: Академический проект; Деловая книга, 20 – 363с.
  10. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений [Текст] / В.К. Вилюнас. – М.: Владос, 2014. – 142 с.
  11. Воропаева, И.П. Коррекция эмоциональной сферы ребенка[Текст] / И.П. Воропаева. – М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 2013. – 56 с.
  12. Выготский, Л.С. Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский. Собр. соч. 6т. – М., 2004. Т.4. – 458 с.
  13. Грив, Б.Т. Когда мне грустно... для детей. Как поднять себе настроение? [Текст] / Б.Т. Грив. – М.: Добрая книга, 2014. – 27 с.
  14. Дилео, Дж. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация [Текст] / Дж. Дилео. – М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 20 – 262 с.
  15. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность [Текст] / Б.И. Додонов. – М.: АСТ, 2013. – 272 с.
  16. Дубрынина, Т.Е. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста [Текст] / Т.Е. Дубрынина // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. – 2017. – №1. – С. 7-1
  17. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда [Текст] / Л.Н. Ефименкова.– 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2015. – 112 с.
  18. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – 2-е изд.перераб. – М.: Просвещение, 20 – 233 с.
  19. Запорожец, А.В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / А.В. Запорожец. – М., 20 – 240 с.
  20. Захаров, А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез [Текст] / А.И. Захаров. – М.: АСТ, 20 – 244 с.
  21. Калинина, Р.Р. Развитие и коррекция эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников [Текст] /Р.Р. Калинина. –Ярославль: Гринго, 20 –90 с.
  22. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка [Текст] / О.А. Карабанова. – М.: Российское педагогическое агентство, 2017. – 190 с.
  23. Корепанова, М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников [Текст] / М.В. Корепанова. – М: Балас, 2015. – 144с.
  24. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми [Текст] / Л.М. Костина. – СПб.: Речь, 20 – 160 с.
  25. Кошелева, А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка [Текст] / А.Д. Кошелева // Психолог в детском саду. – 20 – № 2-3. – С. 45.
  26. Крылова, Т.А., Сумарокова, А.Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны: Программа эмоционально волевого развития детей 4-5 лет [Текст] / Т.А. Крылова, А.Г. Сумарокова. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 20 – 139с.
  27. Крюкова, С.В., Слободяник, Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие [Текст] / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. – М.: Генезис, 2015. – 208 с.
  28. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 20 – 208 с.
  29. Кэдьюсон, Х., Шефер, Ч. Практикум по игровой психотерапии [Текст] / Х. Кэдьюсон, Ч. Шефер; пер. с англ. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 20 –415 с.
  30. Левина, Р.Е. Специальная психология [Текст] / Р.Е. Левина. – М.: Просвещение, 20 – 274 с.
  31. Левченко, И.Ю., Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М.: Академия, 2013. – 318 с.
  32. Леонтьев, А.Н. Эволюция, движение, деятельность [Текст] / под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Издательство «Смысл», 2015. – 220 с.
  33. Леонтьев, Д.А. Теория личности А.Ф. Лазурского: от наклонностей к отношениям [Текст] / Д.А. Леонтьев // Методология и история психологии. – 2012. – №4. – С. 7-2
  34. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 20 – 320 с.
  35. Мамаева, М.Н., Русакова, О.В. Пойми меня: развивающая игра для детей от 5 лет и старше [Текст] / М.Н. Мамаева, О.В. Русакова. – Киров: Радуга, 20 – 14 с.
  36. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2013. – 400 с.
  37. Оклендер, В. Окна в мир ребёнка. Руководства по детской психотерапии [Текст] / В. Оклендер. – М.: Класс, 20 – 190 с.
  38. Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры [Текст] / М.А. Панфилова. – М.: Гном и Д, 2018. – 155 с.
  39. Прихожан, А.М. Формы и «маски» тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности [Текст] / А.М. Прихожан. – СПб.: Питер, 2014. – 155 с.
  40. Разенкова, Н.Е. Теоретические аспекты эмоционально-экспрессивного развития личности [Текст] / Н.Е. Разенкова // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – №1. – С. 296-304.
  41. Романов, А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: Альбом игровых коррекционных задач [Текст] / А.А. Романов. – М.: Плейт, 2015. – 112 с.
  42. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2013. – 705 с.
  43. Свешникова, Л.В. Рефлексивные техники эмоционального состояния детей [Текст] / авт.-сост. Л.В. Свешникова. – изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 20 – 79 с.
  44. Смирнова, Е.О., Хузеева, Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности [Текст] / Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева // Вопросы психологии. – 20 – №1. – С. 17-25.
  45. Социально-эмоциональное развитие ребенка в дошкольном периоде [Текст] / Материалы международного семинара. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. – 190с.
  46. Тарнапольская, Г.М. Эмоциональное ожидание в структуре эмоциональной сферы [Текст] / Г.М. Тарнапольская // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – №1. – С. 178-180.
  47. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.: АСТ, 20 – 220 с.
  48. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада [Текст] / Под ред. Г.А. Урунтаевой. – М.: Владос. 2018. – 291 с.
  49. Ферс Грегг, М. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство [Текст] / М. Ферс Грегг. – СПб.: Деметра, 20 – 165 с.
  50. Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М: Гном-Пресс, 2015. – 80с.
  51. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 20 – 200 с.
  52. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно педагогические аспекты [Текст] / С.Г. Шевченко. – М.: Владос, 20 – 136 с.
  53. Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста [Текст] / Г.А. Широкова. – М.: Феникс, 20 – 304 с.
  54. Шоттенлоэр, Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии [Текст] / Г. Шоттенлоэр. – СПб.: Изд-во Пирожкова, 2014. – 256 с.
  55. Эйнон, Д. Творческая игра. От рождения до десяти лет [Текст] / Д. Эйнон. – М.: Педагогика-Пресс, 2015. – 191 с.
  56. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебник [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 20 – 383 с.
  57. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 20 – 260 с.
  58. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 2015. – 170 с.
  59. Юсупова, Г.Х. Особенности личностного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография [Текст] / Г.Х. Юсупова. – Уфа: БИРО, 2015. – 110 с.
  60. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации. Монография [Текст] / П.М. Якобсон. – Воронеж: МОДЭК; Москва: Институт практической психологии, 20 – 304 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Магистерская диссертация Психология
2014 год 151 стр.
Детерминанты конфликтного взаимодействия в супружеских парах
diplomstud
Магистерская диссертация Психология
2020 год 82 стр.
Дипломная Влияние производственной среды на работников Крайнего Севера
avtorklass
Магистерская диссертация Психология
2019 год 79 стр.
Диссертация Мотивация к достижению успеха у подростков
avtorklass
Магистерская диссертация Психология
2017 год 99 стр.
Диссертация Внутриличностный конфликт
Alcofribas
Магистерская диссертация Психология
2019 год 84 стр.
Диплом Особенности познавательного развития детей в предшкольном образовании
avtorklass

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское