ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы в том, что в течение всего обозримого исторического периода развития человечества деятельность государственного аппарата повсеместно сопровождалась этим негативным системным явлением. Массовые коррупционные проявления ослабляли эффективность функционирования государственного механизма, нарушая нормальное функционирование публичной власти и создавая дополнительные препятствия возникновению и развитию легальных общественных отношений. Коррупцию не удалось окончательно искоренить еще ни в одном обществе.
Сегодня коррупция представляет собой реальную угрозу нормальному функционированию публичной власти, верховенству закона, демократии, правам человека и социальной справедливости; проблема коррупции занимает одно из основных мест в перечне угроз национальной безопасности, сформулированных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ № 537 от 12 мая 2009 г.
Коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает эффективное государственное управление, нарушает принципы равенства и социальной справедливости и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества Негативное воздействие коррупции на общество не ограничивается указанными факторами. Она ведет к искажению условий конкуренции, затрудняет экономическое развитие и препятствует развитию рыночных отношений.
Мировое сообщество осознает всю опасность коррупции. Можно отметить недавние шаги, принятые Организацией Объединенных Наций, ОЭСР, Европейским Союзом, Советом Европы, Африканским Союзом, Группой государств против коррупции (ГРЕКО). В современном международном праве сформировался институт сотрудничества в борьбе с коррупцией. Нормы этого института определяют преступность «коррупционных» деяний, характеризуют субъектов коррупции, устанавливают правила осуществления юрисдикции, предусматривают меры «содействия» и правовой помощи и другие меры.
Важной гарантией эффективной реализации международно-правовых норм о борьбе с коррупцией является наличие действенного внутригосударственного механизма имплементации международных обязательств. Многие страны предприняли существенные усилия по гармонизации своего права с международными антикоррупционными нормами. Этого, к сожалению, нельзя сказать о России. В отечественном законодательстве до сих пор нет даже определения коррупции.