ВВЕДЕНИЕ.
- Содержание понятия «поликультурное образование».
- Этапы развития поликультурного образования и его принципы.
- Проблемы поликультурного образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Человеческая цивилизация на современном этапе вошла в качественно новую фазу развития, для которой характерны усиление интернационализации жизни, рост информационного, культурного, экономического обмена и сотрудничества. Вопросы совершенствования гармонизации отношений между нациями и этносами в российском обществе тесно переплетаются со стратегическими перспективами развития страны, определяют подготовку подрастающего поколения к жизни в многоэтнической среде приоритетным направлением развития отечественного образования, придают особую важность и актуальность поликультурному образованию.
Актуальность темы в том, что современное образование в России, как и во всем мире, развивается в контексте многообразия культур. Возрастание мобильности населения, интеграция европейских государств активно способствуют сближению разных стран и народов и в то же время характеризуются вспышками религиозных и иных конфликтов, ксенофобии и экстремизма.
Усилия политиков, философов, педагогов в конце XX в. и первом десятилетии XXI в. направлены на поиск путей установления гражданского согласия между народами, их примирения, снижения социально-психологической напряженности. В условиях современного процесса глобализации повышается значимость формирования личности новой формации — личности, готовой к транснациональному межкультурному диалогу. Вот почему необходима разработка новой концепции образования, стержнем которой, по прогнозам ученых, станет поликультурное образование, основанное на фундаментальности, многоаспектности и функциональности культур различных народов.
Становится очевидным, что современное общество должно развиваться в рамках поликультуры, которая признает равенство всех культур, воспитывает терпимое отношение к культурному многообразию и различиям, исключает расизм, тоталитаризм и любую дискриминацию по национальному, религиозному, социальному, половому и другим признакам.
Существенно возрастает значимость поликультурного образования и как фактора формирования духовно-нравственного потенциала личности, ее мировоззрения, готовности к самоутверждению, самовыражению и самореализации в многонациональном обществе. Все это требует рассмотрения, обоснования и развития теории и практики поликультурного образования, нацеленного на решение задач подготовки молодежи к жизни в современном обществе, на формирование у нее умений и навыков общения и сотрудничества с людьми разных культур, социальных групп, традиций, менталитетов.
Поликультурная образование - сравнительно молодая, но очень перспективная отрасль научного знания, первые исследования которой относятся к 60-м годам прошлого столетия в США. Обзор научной литературы позволяет сделать вывод, что несмотря на повышенный интерес ученых во всем мире, исследование поликультурной педагогики вызывает множество споров и сомнений, до сих пор не существует общего понимания данной области проблематики, точного, целостного определения понятия, не сложился полноценный понятийный и концептуальный аппарат. Известно множество концепций, определений, претендующих на полноту раскрытия сущности, подчеркивающих различные стороны многогранного феномена поликультурного образования.
Существенно возрастает значимость поликультурного образования и как фактора формирования духовно-нравственного потенциала личности, ее мировоззрения, готовности к самоутверждению, самовыражению и самореализации в многонациональном обществе. Все это требует рассмотрения, обоснования и развития теории и практики поликультурного образования, нацеленного на решение задач подготовки молодежи к жизни в современном обществе, на формирование у нее умений и навыков общения и сотрудничества с людьми разных культур, социальных групп, традиций, менталитетов.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Безрукова В.С., Бордовская Н.В., Бороздина Г.В., Воронов В.В., Вульфов Б.З., Голованова Н.Ф. и др.
Целью данной работы является изучение поликультурногообразования как педагогического направления, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть содержание понятия «поликультурное образование» ;
- Исследовать этапы развития поликультурного образования и его принципы.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения и списка используемой литературы.