Введение.
Глава 1. Образность в публицистике.
1.1. Публицистический образ как категория.
1.2. Свойства публицистического образа.
1.3. Типология публицистических образов.
Глава 2. Искусство создания публицистического образа.
2.1. Оснвоные принципы создания публицистического образа.
2.2. Стилистические фигуры как средство создания образности в публицистике
Заключение.
Список использованной литературы.
Тенденция к максимальной экспрессивизации и образности текстов газетной публицистики обусловлена такими факторами, как полемичность, рекламность и манипулятивность современной газетной речи.
Данная тенденция, в свою очередь, повлияла на обращение публицистов к обширному арсеналу приемов, которые призваны помочь создать образный текст. К этим приемам главным образом относятся и стилистические (риторические) фигуры русского языка. Они не только активно используются, но и развиваются газетной публицистикой. Практически каждый день появляются новые варианты сочетаний различных стилистических фигур речи на страницах прессы.
Стандартизированный, но в то же время образный и яркий (благодаря стилистическим фигурам) язык средств массовой информации в последнее время привлекает особое внимание ученых. Актуальность данной темы также обусловлена значительным влиянием газетной речи на современную речевую культуру.
Объектом исследования является публицистический текст.
Предметом исследования являются приемы создания образности в публицистическом тексте.
Исходя из этого цель нашей работы – изучение приемов создания образа в публицистическом тексте.
В соответствии с целью исследования в работе сформулированы следующие задачи:
- Определить теоретические основы исследования – дать понятие публицистического образа, выявить его свойства, классифицировать публицистический образ.
- Выявить основные принципы создания публицистического образа.
- Выделить основные стилистические фигуры, которые помогают создать образ в публицистическом тексте.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Для написания курсовой работы нами использовались следующие методы исследования:
- изучение, обработка и систематизация теоретического и исторического материала;
- эмпирические наблюдения, анализ сложившейся практики: формально-логические - индуктивные, дедуктивные, традуктивные умозаключения; содержательно-теоретические - анализ и синтез.
В качестве теоретической основы изучения в работе применялись труды и учебные пособия таких исследователей, как Стюфляева М.И. («Образные ресурсы публицистики»), Солганик Г.Я. («Лексика газеты: Функциональный аспект», «О языке и стиле газеты»), Клушина Н.И. («Общие особенности публицистического стиля»), Львов М.Р. («Риторика. Культура речи»), Костомаров В.Г. («Русский язык на газетной полосе»), Москвин В.П. («Тропы и фигуры: параметры общей и частных классификаций»), Михалкович В.И. («Изобразительный язык средств массовой коммуникации»), Сковородников А.П («Фигуры речи в современной российской прессе»), и многие другие.
В рамках практической части были проанализированы материалы федеральных и областных газет: «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Аргументы и факты», «Челябинский рабочий», «Независимая газета», «Российская газета».
Глава 1. Образность в публицистике
1.1. Публицистический образ как категория
Публицистика – искусство слова. Исходный материал, которым оперирует публицистика – факт. Ни одна серьезная статья автора не обходится без ссылки на факт. Тем самым, факт представляет собой начало всех начал.
Произведения художественной литературы, прежде всего эпические жанры, представляют собой замкнутое бытие, вмещенное в сознание автора. Этот придуманный мир живет по своим собственным законам, которые чаще всего отражают законы окружающей среды. Если же писатель нарушает сложившийся литературный «этикет», замечая читателя как объект воздействия, апеллируя к нему, пытаясь его завоевать, тогда можно говорить о публицистических тенденциях в художественном творчестве.
Публицистика располагает художественными возможностями, неведомыми беллетристике. По мере обретения публицистикой суверенных прав происходит становление ее поэтики. Полная и объективная картина публицистики как эстетического явления может быть создана лишь при учете как литературных, так и публицистических тенденций, при условии выработки наукой объективных критериев, которые определяются в первую очередь социальной функцией публицистики. [3, с. 36]
Приступая к исследованию специфики публицистической образности, определим исходные позиции в отношении образа – основополагающей категории искусства вообще и искусства слова в частности.
История развития эстетической мысли демонстрирует равные подходы к определению образа, и сама по себе принципиальная несхожесть взглядов дала начало различным эстетическим направлениям.
В существующих определениях образа есть некий инвариант, который обнаруживается в такой, например, формулировке Ю.М.Лотмана: «…каждая деталь и весь текст в целом включены в разные системы отношений, получая в результате более чем одно значение. Будучи обнажено метафорой, это свойство имеет более общий характер». [7, с.3-4]
Применительно к публицистике надо учитывать два вида отношений: отношения образных элементов и отношения образных понятийных элементов в пределах системы текста в целом.
Образ в публицистике не является независимой сущностью. Взаимодействие художественных и научных методов в публицистическом творчестве приводит к тому, что образный ряд развивается в тесном единении с логико-понятийным рядом при общем приоритете рационального начала. Самодвижение образа, его развитие за счет внутренних сил, в публицистике невозможно.
Сотрудничество образа и понятия не просто обеспечивает повторное воспроизводство одного и того же смысла: образ и понятие обогащают друг друга. Именно гармония двух начал создает неповторимый феномен публицистической формы.
Недостаточно изучить движение «чистых» категорий содержания – формы в публицистике в их надтекстовом бытии, как недостаточно фиксировать образные формы только на текстовом уровне. Во всей полноте художественную природу публицистики удастся постигнуть тогда, когда будет прослежена обусловленность публицистического слова общественным предназначением публицистики. Процесс формотворчества в публицистике интенсивен, это определяется ее чуткой реакцией на запросы времени. Эстетические эталоны постоянно претерпевают превращение, многие новшества скоро становятся анахронизмом.