ВВЕДЕНИЕ.
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
1.1. Конкуренция и основные характеристики конкуренции и конкурентоспособности предприятия.
1.2. Характеристика конкурентоспособности предприятия.
1.3. Понятие конкурентного преимущества.
1.4. Виды конкурентных преимуществ.
1.5. Управление конкурентными преимуществами.
- РАЗРАБОТКА И УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ ООО ИКП «-».
2.1 Общая характеристика ООО ИКП «-».
2.2. Рынок сбыта ООО ИКП «-».
2.3. Конкуренция на рынке производственно-технических товаров, вентиляции и систем кондиционирования и формирование конкурентоспособных преимуществ ООО ИКП «-».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА
Деятельность любого предприятия ориентирована на получение определенных результатов. Однако одни предприятия уверенно достигают поставленных целей своей деятельности, а другие – работают менее успешно. Успех деятельности предприятия многие связывают с правильным выбором вида деятельности, наличием достаточных ресурсов и умением ориентироваться в сложившейся экономической обстановке. Успех предприятия, бесспорно, зависит от правильной начальной ориентации и благоприятных исходных условий его деятельности – обеспеченности материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами. Однако значительную роль играет уровень конкурентоспособности предприятия.
Разработка и управление конкурентными преимуществами предприятия является одним из наилучших способов реагирования на сложившуюся конкурентную ситуацию. Конкурентное преимущество, которым обладают на конкретных рынках различные соперники (конкуренты) является существенным фактором или конкурентной ситуации на рынке товара.
Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов Конкуренция - очень сложное понятие.
Таким образом, актуальность данной работы определяется необходимостью разработки и управления конкурентными преимуществами предприятия с использованием современных подходов.
Цель работы - разработать конкурентные преимущества и предложить пути их управления для ООО ИКП «-».
Объект исследования - хозяйственная деятельность ООО ИКП «-».
Предмет исследования - рынок сбыта, конкурентная среда, виды деятельности (основные, вспомогательные) ООО ИКП «-».
В соответствии с выдвинутой целью и предметом исследования предусматривается решение следующих задач:
- Показать значимость оценки конкуренции на рынке, в постоянно меняющихся условиях среды и возможных «атак» со стороны конкурентов;
- Выделить и осуществить основные этапы формирования конкурентных преимуществ в структуре создания цепочки стоимости;
- В ходе разработки цепочки создания стоимости определить конкурентное преимущество ООО ИКП «-», предложить пути управления данным конкурентным преимуществом;
Информационной базой для разработки конкурентного преимущества ООО ИКП «-» и определения эффективности предложенного преимущества.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения. Список литературы включает 10 источников.
В первой главе - «Теоретические основания разработки конкурентоспособности предприятия» – представлены понятия «конкуренция» и «конкурентоспособность», основные их характеристики; конкурентные преимущества, их виды и управление ими; цепочка создания стоимости.
Во второй главе – «Разработка и управление конкурентными преимуществами ООО ИКП «-» – проводиться построение цепочки создания стоимости ООО ИКП «-», совершенствование, выявляются возможные конкурентные преимущества; предлагаются пути управления предложенным конкурентными преимуществами.
В заключении показано, как решены поставленные в работе задачи. Формулируются выводы и рекомендации, а также намечаются перспективы дальнейшего изучения конкурентных преимуществ предприятия.
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Конкуренция и основные характеристики конкуренции и конкурентоспособности предприятия
Для понимания сущности понятия конкуренции, приведем ее определения, сформулированные такими авторами, как П. Хейне, Ф. Найт, К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю и другими.
«Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам», - считает современный американский экономист П. Хейне [5, стр. 31].
Конкуренцию как ситуацию, определяет Ф. Найт, в которой конкурирующих единиц много и они независимы [5, стр. 31].
Конкуренция - это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его, считают К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю [5, стр. 31].
Конкуренцию как соперничество, определял Й. Шумпетер, старого с новым, с инновациями [5, стр. 31].
Нобелевский лауреат по экономике 1974 г., австрийский ученый Фридрих А. фон Хайек отмечает, что конкуренция - процесс, посредством которого люди получают и передают знания. По его мнению, на рынке только благодаря конкуренции скрытое становится явным [5, стр. 31].
Конкуренция ведет к лучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получена именно путем состязания, конкуренции. Конкуренция требует рационального поведения как условия пребывания на рынке. Конкуренция стимулирует рациональность.
Конкуренция не может функционировать среди людей, лишенных предпринимательского духа. Конкуренция - особый метод воспитания умов, великих изобретателей и предпринимателей.
Сторонники традиций не должны навязывать другим свою неприязнь к новшествам. Ущерб терпят консерваторы, оказывающие сопротивление новому.
В своей книге «Международная конкуренция» М. Портер отмечает, что конкуренция - динамичный и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты [4].
Г.Л. Азоев под конкуренцией понимает соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели [1].
А.Ю. Юданов утверждает, что рыночная конкуренция - борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка.
Вместе с тем А.Ю. Юданов считает, что до сих пор в мире отсутствует единое понятие «конкуренция». Ученые придерживаются одной из трех трактовок конкуренции: поведенческой, структурной, функциональной.
Поведенческая трактовка конкуренции - борьба за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей.
Структурная трактовка конкуренции - анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя на рынке (формы рынка) и способа выхода из него.
Функциональная трактовка конкуренции - соперничество старого с новым, с инновациями, когда скрытое становится явным.
Анализ структуры и содержания формулировок и трактовок понятия «конкуренция» позволяет сделать следующие выводы [5, стр.32]: