Введение.
- Теоретические аспекты государственного бюджета.
1.1. Экономическая сущность государственного бюджета и его роль в общей системе финансовых отношений.
1.2. Функции и структура государственного бюджета.
- Значение бюджета в структурной перестройке экономики.
2.1. Роль бюджета в переходной экономики.
2.2. Характеристика доходов и расходов государственного бюджета.
2.3. Финансирование детских домов из государственного бюджета.
Заключение.
Список использованной литературы.
Центральное место в финансовой системе России, как и любого другого государства, занимает бюджет.
Во всяком государстве он существует не иначе, как в правовой форме. В связи с этим о бюджете можно говорить и в экономическом, и в юридическом аспектах.
В экономическом аспекте бюджет – это «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. № 145 [1]).
Избранная тема, несомненно, весьма актуальна.
Причем правовой анализ государственного бюджета имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение.
Объектом исследования являются общественные отношения, урегулированные нормами финансового права, связанные с государственным бюджетом.
Предметом исследования является государственный бюджет РФ.
Целью работы является комплексный анализ государственного бюджета как важнейшего элемента государственных финансов.
Исходя из цели были поставлены задачи проанализировать экономическую сущность государственного бюджета и его роль в общей системе финансовых отношений, значение бюджета в структурной перестройке экономики, характеристику доходов и расходов государственного бюджета.
Были изучены нормативно-правовые источники по данной теме, комментарии к законодательству, а также периодическая и монографическая литература.
1. Теоретические аспекты государственного бюджета
1.1. Экономическая сущность государственного бюджета и его роль в общей системе финансовых отношений
Государственный бюджет занимает центральное место в системе государственных финансов. Финансовый план государства имеет силу закона на текущий финансовый год[2].
Во всяком государстве бюджет существует не иначе как в правовой форме. В связи с этим о бюджете можно говорить в экономическом и юридическом аспектах.
В экономическом аспекте бюджет – это «форма образования и распределения фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» (ст. 6 БК РФ).
Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.
В юридическом аспекте бюджет есть финансовый план, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом в форме закона или правового акта представительного органа муниципального образования. В связи с этим в юридическом смысле бюджет представляет собой финансово-плановый акт и закон (постановление).
Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде не существует никогда, потому что по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Как правило, сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей государственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения.
Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации и ее бюджетном устройстве.
Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально-экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на конкретный год[3].
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации. Бюджету государства (федеральному) придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона.
Федеративное устройство российского государства, а также наличие системы местного самоуправления объективно породили существование на территории РФ целой системы бюджетов. Научное описание бюджетной системы осуществляется с помощью категории «бюджетное устройство».
Бюджетное законодательство РФ не дает понятия «бюджетное устройство». Однако раздел 1 БК РФ называется «Бюджетное устройство РФ». Исходя из анализа этого раздела, а также опираясь на выводы финансово-правовой науки можно утверждать, что понятие бюджетного устройства включает три элемента:
1) структура бюджетной системы РФ;
2) бюджетную классификацию;
3) принципы бюджетной системы РФ.
Согласно ст. 10 БК РФ бюджетная система РФ является трехуровневой. Первый уровень образуют федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Третий уровень – местные бюджеты. При этом в рамках данного уровня бюджеты подразделяются на два подуровня. Первый подуровень образуют бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских территорий муниципальных образований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Второй подуровень образуют бюджеты городских и сельских поселений.
[1] Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 31. – Ст. 3823
[2] Финансовое право / под ред. О.Н. Горбуновой, Е.Ю. Грачевой. – М.: ТК Велби, 2004. – 536 с.
[3] Вострикова Л.Г. Финансовое право. – М.: «Юстицинформ», 2005. – С. 156.