Метод фокус-групп получил широкое распространение в социальных исследованиях. ФГ и похожими терминами называют семейство техник сбора качественных данных посредством группового обсуждения заранее определенной темы под руководством модератора.
В то же время эти техники зачастую фокусируются на разных предметах: как минимум, исследователя могут интересовать социальные представления (вокабуляр описания и его структура) как о фактически произошедшем (что было и есть), так и о возможном (что будет, что делать, как должно быть); как готовые представления, с которыми приходят участники, так и вырабатываемые в ходе групповой динамики; как представления о конкретной предметной ситуации, так и абстрактные, имеющие понятийную природу и т. п. Все эти и другие особенности фокусировки должны отражаться в инструкциях по организации сбора данных и критериях качества планируемого продукта. Однако, на наш взгляд, в обильном корпусе источников о методе ФГ особенности разных фокусировок даются больше в описательном ключе, без строгой и систематической операционализации в критерии качества собираемых данных.
Актуальность темы в том, что метод фокус-групп является популярным междисциплинарным инструментом изучения различных областей жизнедеятельности общества.
В последние двадцать лет метод переживает свое второе рождение в связи с широким распространением исследований, проводимых в рамках качественной методологии. По мнению Р. Крюгера , об этом свидетельствует и увеличение количества публикаций посвященных фокус-группам, и высокий индекс цитируемости соответствующей литературы. Он (еще в 1995 году) подчеркивал, что метод, зародившийся в середине XX века, стал предметом обсуждения не только узкопрофессиональной аудитории. Сегодня эта тенденция сохраняется, все более расширяется круг проблем, инструментальным средством изучения которых является метод фокус-групп. Так, отечественные исследователи А.Г. Левинсон и О.И. Стучевская отмечают, что «.фокус-группу можно считать сложившимся в своей морфологической определенности комплексом действий и состояний, предметных и информационных средств. Международный рынок исследований существует давно, и фокус-группа — это продаваемая на нем -стандартная услуга».
Несмотря на широкую популярность метода и достаточно большой объем специализированной литературы по соответствующей проблематике, практически отсутствует в систематизированном виде информация о проблемах, возникающих в процессе его реализации на практике и оказывающих решающее влияние на конечные результаты исследований, проводимых с использованием метода фокус-групп. Такая ситуация порождает некоторую неопределенность эпистемологического статуса метода, обусловленную нарушением основных постулатов его применения, обозначением термином «фокус-группа» методик, отдаленно его напоминающих. Это приводит к необоснованной критике и, как следствие, к дискредитации метода.
Рост исследовательских практик является положительной тенденцией (частые обращения к методу фокус-групп только подчеркивают его достоинства), однако, на наш взгляд, необходимо предельно четко соблюдать терминологическую точность в соответствие с методологическими традициями. В противном случае, возникает недопонимание не только между исследователями и заказчиками, но и внутри социологического сообщества; когда профессиональные исследователи вынуждены прибегать к бесконечному ряду уточнений для понимания сути исследовательских процедур, используемых коллегами. Этот вывод обусловлен результатами включенного наблюдения (автору диссертации не раз приходилось принимать непосредственное участие в исследовательских проектах с использованием качественного подхода, включая метод фокус-групп). Определенность эпистемологического статуса метода важна и в процессе профессионального образования - в контексте преподавания дисциплин методологического профиля, и для' развития методологии эмпирической социологии.
В этой связи возникает проблема, связанная с изучением использования метода фокус-групп, с их выявлением и оценкой силы влияния на результативность исследования.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Безрукова В.С., Бордовская Н.В., Бороздина Г.В., Воронов В.В., Громкова М.Т., Гусейнова А.С., Киреева Э.А., Коджаспирова Г.М., Кравцова Е.Е., Марцинковская Т.Д., Неменский Б.М., Павленко Н.Н., Самойлов В.Д., Столяренко Л.Д., Чернышова Л.И., Щербакова Е.В. и др.
Целью данной работы является изучение разновидности метода фокус-групп, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть общую характеристику фокусированного интервью;
- Исследовать виды фокус-групп.
Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.