Статьи | Готовые работы скачать бесплатно

Курсовая История развития социальной педагогики в России

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1 ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ

1.1 Развитие социальной педагогики в России до начала ХХ века

1.2 Российская социальная педагогика – век ХХ

2 РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ

2.1 Современное состояние социальной педагогики в России

2.2 Перспективы развития  российской социальной педагогики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 

 

ВВЕДЕНИЕ

На протяжения многих веков в обществе существовали различные проблемы, связанные с отчуждёнными, беспризорными детьми и, следовательно, это требовало создание новой науки – социальной педагогики.

Развитие социальной педагогики в нашей стране, как в области научного знания, и как сферы практической профессиональной деятельности, и как учебной дисциплины,  имеет целый ряд особенности. Несомненно, в отечественной науке и педагогической практике предпосылки и истоки  ответвления социальной педагогики в самостоятельную область знания можно встретить ещё в трудах и практической деятельности  классиков русской педагогики, таких, как К. Д. Ушинский и  Л. Н. Толстой.

Важное значение для становления социальной педагогики имел тот этап в развитии отечественной педагогической науки, который пришёлся на 20-30-е годы прошлого столетия. В то тяжёлое время деятельность таких выдающихся педагогов, как А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский, была направлена, прежде всего, на помощь «выбитым из социальной колеи детям», т. е. по сути это были именно социальные педагоги, а деятельность организованных ими и многими другими педагогами коммун, детских опытных станций, и  ряда других учреждений стала практическим воплощением социальной педагогики в нашей стране.

Актуальность темы исследования. В России социальная педагогика появилась в конце ХIХ века в виде разработки и попытки реализации идеи связи школы с жизнью и социальной средой. Эта идея получила теоретическое обоснование и относительно адекватное практическое воплощение у С. Т. Шацкого, а также в трудах и опыте ряда ярких педагогов.

Проблемы, которые в настоящее время характерны для социальной педагогики, стали проявляться в обществе в 1970-е годы. Начинался новый кризис системы воспитания.

В XXI веке появились разработки новых вариантов работы с детьми по месту жительства и соответствующие методические рекомендации. Сегодня  уже можно констатировать, что накопилось достаточно много  теоретических знаний, которые требуют систематизации и осмысления, смогут создать  условия для интенсивного развития социальной педагогики, дальнейшего оформления её как самостоятельной науки. Актуальность выбранной для исследования темы состоит в том, что для дальнейшего развития необходимо переосмыслить и проанализировать историю развития российской социальной педагогики, как революционного, так и советского и постсоветского периодов,  провести историческое исследование генезиса российской социальной педагогики, показать её истоки.

Источниками для написания данной курсовой работы стали труды В. Г. Бочаровой, М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева, А. В. Мудрика, И. А. Липского и других российских учёных.

Объект исследования: социальная педагогика.

Предмет исследования: история социальной педагогики, её поэтапное становления.

Целью данного исследования является изучение истории становления и развития социальной педагогики в России.

В соответствии с объектом, предметом и целью курсовой работы поставлены следующие задачи:

- дать характеристику историческим и педагогическим предпосылкам развития  социальной педагогики России;

-  охарактеризовать этапы развития российской социальной педагогики;

- проанализировать развитие и современное состояние социальной педагогики  XXI века в России.

 

 

1 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ

1.1 Социальная педагогика в России до начала ХХ века

До недавнего времени в России не было профессии социального педагога. Профессия эта предполагает специальную подготовку людей, которые способны оказывать высококвалифицированную помощь детям, нуждающимся в социальной, морально - психологической и педагогической поддержке. Но в нашей стране деятельность общества по оказанию помощи обездоленным детям, имеет исторические корни, уходящие вглубь веков.

Любая человеческая цивилизация  сталкивалась с проблемой отношения к людям, которые самостоятельно не могут обеспечить своё полноценное существование: старики, больные, дети. Отношения к таким людям на разных этапах развития общества тоже было неоднозначным – от физического уничтожения неполноценных, слабых  людей до полной интеграции в общество.

История русского народа доказывает, что в его культуре со времён родоплеменных отношений были  заложены традиции сострадательного, гуманного отношения к людям немощным и обездоленным, особенно – к детям т.к. они наиболее уязвимы и беззащитны. С принятием христианства на Руси эти традиции закрепились в различных формах благотворительности и милосердия, которые существовали на всех этапах развития российского государства и общества.

Слова «милосердие» и  «благотворительность» близки по своему значению, но синонимами не являются. Милосердие –  готовность помогать кому-то из сострадания и человеколюбия. Милосердие было провозглашено русской православной церковью как один из главных путей исполнения  христианской заповеди «возлюби ближнего как самого себя». Причём милосердие, как одно из доказательств любви к богу, должно было выражаться не только в сострадании и сочувствии к страждущим, но и в оказании им реальной помощи. В древнерусском обществе исполнение этой заповеди сводилось  к требованию подавать нуждающимся людям милостыню. В дальнейшем развивались и другие формы проявления милосердия, такие как  благотворительность[3, с. 32]. Она подразумевает оказание организациями или частными лицами безвозмездной регулярной помощи нуждающимся людям.

Многие исследователи выделяют несколько этапов развития благотворительности в России. Много веков спустя из неё и сформировались основные принципы социальной педагогики.

В  период с IX по XVI век благотворительность не включалась в обязанности государства и начиналась с деятельности отдельных лиц и церкви. Великий князь Владимир «Красное солнышко» прославился добрыми делами и  милосердным отношением к нуждающимся.  Будучи человеком широкой души, он и других призывал заботиться о ближних, совершать добрые дела быть терпеливым и милосердным. Владимир осуществил ряд мероприятий по приобщению россиян к культуре и просвещению. Им были учреждены училища для обучения детей местной знати, среднего состояния и убогих. Князь видел в образовании детей одно из главных условий развития государства и духовного становления личности.

Князь Ярослав Владимирович, взошедший на  престол в 1016 г., учредил сиротское училище, в котором на своём иждивении обучал более 300 юношей.

В тяжёлый период войн и междоусобиц, когда появилось большое число людей, нуждающихся в моральной и материальной помощи, православная церковь взяла на себя эту благородную миссию. Она вдохновила русский народ на борьбу за национальное возрождение и была исключительно важна для сохранения в народе веры в добро, духовности, не давала ему озлобиться и утратить нравственные ценности и ориентиры. Церковью была создана система монастырей, где находили приют страждущие и нищие, обездоленные, сломленные морально и физически люди. В отличие от церкви западных стран, которая видела свою главную благотворительную задачу в том, чтобы призреть немощных и нищих, т.е. давать им пропитание и приют,  русская церковь взяла на себя выполнение трёх важнейших функций: лечение, обучение, призрение [2, с.61].

В России все монастыри и крупные храмы содержали  больницы, приюты и богадельни. Среди священников было немало ярких примеров, когда их жизнь и деяния посвящались помощи страждущим. Так, заслуживают восхищения   глубокого уважения  Преподобный Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Старец Амвросий и многие другие. Они учили словом и делом соблюдать нравственные заповеди, относится уважительно к людям, заботится о детях, вырабатывать достойные образцы поведения, совершать акты милосердия и любви к ближнему.

В русском народе  традиции благотворительности не ограничивались только деятельностью церкви и отдельных князей. Часто оказывали поддержку друг другу простые люди, и в первую очередь – помощь детям. Дети  тогда не осознавались церковью и государством как ценность для общества.

Ещё в догосударственный период сложилась традиция заботиться о ребёнке всей родовой общиной. Затем она преобразовалась в заботу о брошенных детях при скудельницах (общих могилах, в которых хоронили людей, умерших во время эпидемий и т.д.). При скудельницах сооружались сторожки, куда привозили брошенных детей. Старцы и старухи (скудельники),  специально подобранные, занимались их воспитанием и выполняли функции  воспитателя и сторожа. Содержались сироты в скудельницах за счёт подаяний населения окрестных сёл и деревень. Люди приносили продукты питания, одежду, обувь и  игрушки. Именно тогда на Руси появились такие пословицы, как «С миру - по нитке, а бедному сироте – рубашка», «Живой - не без места, а умерший – не без могилы». При всей своей примитивности дома для убогих детей стали выражением народной заботы о сиротах, проявлением человеческого долга перед ними. Скудельники следили за физическим развитием сирот, с помощью сказок учили им нравственным правилам человеческого общежития, а коллективные отношения сглаживали остроту детских переживаний [ 2, с101].

К началу XVI века, вместе с личным участием каждого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся появилась новая тенденция, связанная с благотворительной деятельностью государства.

 В  период с начала XVII века и до реформ 1861года, происходит становление государственных форм призрения, начинается открытие  первых социальных учреждений. На Руси историю призрения детства связывают с указом царя Федора Алексеевича от 1682 года, в котором говорилось о необходимости обучения детей ремёслам и грамоте.

Петром I, во времена его правления был создана государственная система призрения нуждающихся, были определены категории нуждающихся, введены превентивные меры борьбы с социальными пороками и урегулирована частная благотворительность. Все свои нововведения император Пётр I закрепил законодательно. Впервые при Петре I сиротство и детство стали объектом попечения государства. В 1706 году были открыты приюты для «зазорных младенцев», куда приказано было брать незаконнорожденных детей с соблюдением анонимности происхождения, а за «погубление зазорных младенцев» полагалась смертная казнь. Младенцев обеспечивало государство, в казне на содержание детей и обслуживающих их людей были предусмотрены денежные средства. Подросших детей отдавали в богадельни на пропитание или приёмным родителям, детей старше 10 лет - в матросы, незаконнорожденных или подкидышей - в художественные училища [8, с.100 ].

Екатериной Великой были построены сначала  в Москве (1763 год), а затем в Петербурге (1772 год) императорские воспитательные дома для «зазорных младенцев».

в этот период приобретает форму устойчивой традиции благотворительная деятельность Российского императорского двора. Так, жена Павла I, Мария Фёдоровна, была первым министром благотворительности, и проявляла большую заботу о сиротах. В 1797 г. ею был написан доклад императору  о работе приютов и воспитательных домов.  В докладе, в частности, предлагается «…отдавать младенцев (сирот) на воспитание в государевы деревни к крестьянам «доброго поведения». Но только когда малыши в воспитательных домах окрепнут, а главное - после оспопривития. Мальчики могут жить в приёмных семьях до 18 лет, девочки - до 15». Обычно такие дети вступали в брак в деревнях, а  будущее их управлялось органами общественного призрения. Таким образом  было положено начало системе воспитания сирот в семьях, а чтобы воспитатели были «умелы и искусны», Мария Фёдоровна открывала на личные средства педагогические классы при воспитательных домах и пепиньерские классы - в женских гимназиях и институтах, которые готовили гувернанток и учительниц. В 1798 году ею же было основано Попечительство о глухонемых детях [8, с.142].

В этот же период были созданы общественные организации, которые самостоятельно выбирали объект помощи и работали в той социальной нише, которую государство не охватило своим вниманием. Например, во времена правления Екатерины II, в середине XVIII века, в Москве было открыто государственно-филантропическое «Воспитательное общество». В 1842 году, также в Москве, был создан опекунский совет детских приютов, возглавляемый княгиней Н. С. Трубецкой. Вначале деятельность этого совета заключалась в организации свободного времени бедных детей, остававшихся в дневное время без присмотра родителей. Далее при совете были открыты отделения для сирот, а в 1895 году - больница для детей московских бедняков.

Император Александр I уделял много внимания детям с нарушением зрения. По его приказу в Петербург был приглашен знаменитый французский учитель Валентин Гаюи,  разработавший оригинальную методику обучения слепых детей. С этого времени начинается строительство учреждений для этой категории детей, а в 1807 году был открыт первый институт для слепых, где обучалось всего 15 слепых детей, но учебное заведение было рассчитано на 25 человек. В данный период в России складывается система призрения людей, начинает развиваться определенная социальная политика и законодательство, и в частности – для нуждающихся в помощи детей. Церковь, выполняя другие функции, постепенно отходит от отдела призрения, а государство создает специальные институты. Эти учебные заведения начинают осуществлять государственную политику в деле оказания социальной поддержки и защиты. В первой половине XIX века появились первые сиротские институты - Гатчинский в Петербурге и Александровский в Москве. При воспитательных домах были созданы сиротские отделения.

В конце XIX века в деятельности воспитательных домов принимали активное участие земства. В этих учреждениях открывались школы, где обучали ремёслам, а затем трудоустраивали воспитанников. Часть внебрачных детей и сирот была распределена по крестьянским семьям. Мальчиков приписывали в «сельское сословие» по достижении семнадцатилетнего возраста, наделяли землёй, а девочкам в 19 лет выдавали «вечноувольнительное свидетельство».

В период до начала ХХ века наблюдался переход от государственной благотворительной деятельности к частной. В стране появились первые общественные филантропические организации. Одна из них - «Императорское человеколюбивое общество», где были сосредоточены денежные благотворительные пожертвования частных лиц, включая и особ императорской фамилии. По примеру  Западной Европы, в России  формировалась сеть благотворительных заведений и учреждений, налаживались механизмы благотворительной помощи. Она охватывала всё более широкий круг детей с разными социальными проблемами: дефект развития или болезнь, бродяжничество, сиротство, беспризорность, алкоголизм, проституция и т. д. На детей с физическими недостатками также распространялись общественные филантропические деяния. Были организованы приюты для слепых, глухонемых детей, детей-инвалидов, где им давали образование и обучали различным ремеслам в соответствии с их недугом.

Попечительство о глухонемых детях, основанное еще императрицей Марией Фёдоровной, содержало за счёт своих средств учебные мастерские, школы, приюты и убежища для детей, выдавало пособия семьям, где были глухонемые иждивенцы. Казенное обеспечение выдавалось также бедным воспитанникам. Так же императрицей Марией Фёдоровной были организованы Воспитательные дома. Были установлены специальные источники доходов для их содержания, в частности монопольное производство карт, ссудная и сохранная казна. В воспитательные дома стали принимали внебрачных детей, сирот, а так же детей, имеющих родителей, но  за дополнительную плату. Мальчики и девочки  находились в воспитательных домах до 19 – 21 года, обучались чтению, письму, счёту, ремеслу. В воспитательных домах даже открывались латинские классы, где преподавались иностранные языки (латинский и немецкий). Французские классы были открыты для наиболее способных воспитанников, здесь обучали будущих воспитательниц для частных домов.

Не менее значительным было Попечительство Марии Александровны о слепых детях. Основным источником дохода Попечительства стал кружечный сбор - материальное пожертвование всех монастырей и церквей, которое собиралось на пятой неделе после Пасхи. В училища принимались дети от 7 до 11 лет, в случае крайней нужды учащиеся были на полном казённом содержании. В 1882 году было открыто Общество попечения о бедных и больных детях «Синий крест» под  руководством Великой Княгини Елизаветы Маврикиевны. Через одиннадцать лет в рамках этого общества появилось отделение защиты детей от жестокого обращения, включая убежища и общежития с мастерскими.

В XIX веке начали создаваться  первые детские приюты. Официально первый немонастырский приют был открыт фабрикантом А. Демидовым при доме призрения учащихся. Он предназначался для дневного присмотра за детьми работниц его промышленных предприятий. Для руководства такими учреждениями был создан Комитет главного попечительства детских приютов.

Основная задача таких приютов состояла в том, чтобы предоставить детям элементарное образование и временное убежище. Впоследствии в них был разрешен ночлег, а затем и постоянное проживание для наиболее обездоленных[12, с.38].

Параллельно на средства частной предпринимательницы А. С. Балицкой создаётся первый приют для парализованных детей и калек. В конце XIX века открываются первые приюты для детей эпилептиков и душевнобольных, которые требовали специального ухода и заботы. Такой благородной миссией занималось Общество призрения калек несовершеннолетнего возраста и идиотов, которое открыло приют  в Петербурге. Там же врачом-психотерапевтом И. В. Маляревским открывается врачебно-воспитательное заведение для умственно отсталых детей, с  целью содействия детям с проблемами психического здоровья.

Также создавались приюты для безнадзорных детей в возрасте от 6 до 17 лет. Здесь получали начальное образование и обучались ремёслам или сельскохозяйственному труду, готовились к самостоятельной жизни.

В период с 1839 г. по 1899 г. открывалось более двух приютов в год и к концу века их насчитывалось в стране более 160. Примерно 6,5 тыс. человек находилось на полном содержании в приютах, а с приходящими – более 13 тыс. Можно говорить об активном участии общественности в создании воспитательных учреждений для детей беднейших слоёв населения. Многие учреждения находились в плачевном положении, не могли вместить всех нуждающихся, деятельность ограничивалась жёсткими бюрократическими предписаниями и т.д. Но в целом воспитательно – благотворительные учреждения для детей готовили полноценных членов общества к самостоятельной жизни.

Очень большое влияние на развитие общественного воспитания оказали революционные демократы А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.П. Огарёв, А.Н. Радищев. Их взгляды сходились в том, что человек есть существо общественное, что его развивает и образует общество. Цель воспитания – подготовка борца за справедливый общественный строй, активного общественного деятеля.

Значительный интерес для характеристики развития социального воспитания представляют взгляды крупнейшего представителя русской педагогики XIX в., основателя научной педагогики в России К.Д. Ушинского. Он утверждал, что духовное воспитание человека совершается не только школой, но и такими великими воспитателями, как семья, природа, общество, язык, религия, другими словами, - историей и природой  в широком смысле этих понятий.

Таким образом, в России в конце XIX века система общественно-государственного призрения детей представляла собой разветвленную сеть благотворительных обществ и учреждений, деятельность которых значительно опережала становление профессиональной социальной работы и социальной педагогики в Европе. Благотворительность в этот период принимает светский характер. Личное участие в ней воспринимается обществом как морально-нравственный поступок. Благотворительность считается неотъемлемым делом каждого, связывается с благородством души. Примечательной чертой этого периода становится появление профессиональных специалистов и зарождение профессиональной помощи. Начинается организация различных курсов, которые стали началом Профессионального обучения кадров для социальных служб. «Социальная школа» была образована на юридическом факультете Психоневрологического института, где одной из кафедр была «кафедра общественного призрения», основанная в октябре 1911 года. В этом же году  прошёл первый набор студентов по специальности «общественное призрение». Первый и второй съезды деятелей социальной сферы состоялись в 1910 и 1914гг.  

Оказание помощи и построение системы воспитательно-исправительных учреждений, куда попадали беспризорные дети и нищие,  стало одним из важнейших направлений деятельности ученых и практиков в этот период. В Москве при Городской думе действовал Благотворительный совет и образованная им специальная Детская комиссия, осуществлявшая статистический сбор данных о детях, исключенных из школы или выгнанных из приютов за плохое поведение; содействовала в открытии детских приютов, контролировала условия содержания малолетних преступников.

Вопросам исправления малолетних преступников путем психического воздействия на почве любви к ближнему были посвящены съезды представителей русских исправительных заведений для малолетних. Всего в период  с 1881 до 1911 года прошло восемь съездов.

Широкие масштабы в России принимала просветительская деятельность по отношению к малолетним преступникам. Читались лекции, проводились беседы по вопросам деятельного участия каждого гражданина в судьбе ребенка, совершившего правонарушение. Открывались благотворительные общества, которые на собственные деньги создавали учреждения для оказания помощи детям, вставшим на путь преступления.

 

1.2 Российская социальная педагогика – век ХХ

В начале XX века в России продолжала развиваться система различных социальных служб. В 1902 году действовало 11400 благотворительных учреждений, 19108 попечительских советов. Только в Петербурге их приход составил огромную по тем временам сумму в 7200 рублей. Деньги шли на создание учебно-воспитательных учреждений, ночных приютов для бродяг, содержание домов для бедных детей, народных столовых, больниц и амбулаторий. К благотворительности в обществе сохранялось и укреплялось устойчивое положительное отношение.

Октябрьская революция 1917 года стала переломным моментом в развитии благотворительности в России. Большевики считали благотворительность буржуазным пережитком, и поэтому любая благотворительная деятельность была строжайше запрещена, к тому же ликвидация частной собственности прекратила возможные источники частной благотворительности. Путь церковной благотворительности закрыло отделение церкви от государства и фактически её репрессирование.  Новое правительство признало наиболее соответствующей идеалам социализма модель «школы труда»,  трудовой школы, которая была популярна  на Западе.

Запретив благотворительность, которая стала реальной формой помощи нуждающимся детям, государство берёт  на себя заботу о социально обездоленных. А их число в результате острейших социальных катаклизмов, таких как первая мировая война, нескольких революций, гражданская война,  резко увеличилось. Беспризорность, сиротство, правонарушения среди подростков, проституция несовершеннолетних – все эти острейшие социальные и педагогические проблемы того периода, которые требовали немедленного решения.

В 1917 – 1918 гг. было принято более 30 декретов и постановлений по культурному строительству и народному просвещению; 22 ноября 1917 года Учреждена Государственная комиссия по просвещению,  в тот период ставшая центром педагогической мысли. Перед Советской Россией стояла очень серьёзная  задача борьбы с детской беспризорностью и её причинами. Решением этих  вопросов занимались так называемые соцвосы — отделы социального воспитания при органах власти. Также в стране были созданы учреждения по социально-правовой охране несовершеннолетних, в вузах Ленинграда и Москвы началась подготовка специалистов для системы социального воспитания. Этот период смело можно назвать расцветом педологии, основной задачей которой было на основе синтезированных знаний о ребенке и среде обеспечить наиболее успешное его воспитание: помогать детям в учёбе, предохранять детскую психику от перегрузок, безболезненно овладевать профессиональными и социальными и ролями и т. д.

К 1920-м годам относится появление целой плеяды талантливых психологов и педагогов,  теоретиков и практиков, в числе которых А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, Л. С. Выготский и многие другие. Получили заслуженное международное признание их научные труды, впечатляющие достижения в практической работе по социальной реабилитации «трудных» детей и подростков. Это и первая опытная станция Наркомпроса, где ведущим принципом организации воспитательного процесса стало самоуправление, и знаменитая трудовая колония им. М. Горького и др.

В журнале «Свободное воспитание» С.Т. Шацким была опубликована статья «Дети и общество», в которой говорилось о необходимости соотношения цели воспитания с целью социального окружения, в котором происходит сам воспитательный процесс: важно использовать в качестве строительного материала в обучении и воспитании всё лучшее в детской субкультуре[13, с.92].

Но педология и система социального воспитания и развивались недолго, фактически они прекратили существовать после печально известного постановления 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Педология становится «антиленинской теорией отмирания школы», будто бы растворяющей последнюю в среде.  Социальное воспитание и понятие среды были  дискредитированы и изъяты из профессионального сознания педагогов на долгие годы, а многие представители этой теории подверглись репрессиям.

Проблема массовой детской беспризорности становится наиболее острой в годы гражданской войны. К 1920 году в России насчитывалось свыше 4 млн.  детей - беспризорников. В январе 1918 года Совнаркомом был издал Декрет «О комиссиях для несовершеннолетних», которым поручалась организация работы с беспризорными. Во время голода 1921 года была проведена огромная работа по спасению детей и подростков, началась массовая перевозка детей из бедственных районов в другие регионы, более благополучные, где создавались детские дома.

С 1930-х годов, которые историк называют «великим переломом», опустился «железный занавес», на десятилетия отделивший советских учёных и практиков от зарубежных коллег. В сложившемся тоталитарном государстве общечеловеческие ценности  были заменены на классовые. Провозглашение утопической идеи построения самого справедливого и совершенного общества, ликвидации пережитков прошлого, сделало закрытой тему социальных проблем и систему социальной поддержки нуждающимся детям [13, с.129]

Вновь обострили положение детей новые социальные потрясения, связанные с Великой Отечественной войной (1941—1945 гг.). «Теперь, когда тысячи советских детей лишились родных и остались без крова, их нужды должны быть приравнены к нуждам фронта» [18, с. 30]. К социально обездоленным детям стали относиться как к жертвам войны. Государство попыталось решить их проблемы путем расширения сети детских домов для детей воинов и партизан, создания школ-интернатов для эвакуированных детей. Война потребовала серьёзной перестройки воспитательной работы школ и внешкольных учреждений. Связи школы с жизнью укреплялись в годы войны. Школьники оказывали помощь совхозам, колхозам, промышленности и транспорту. Была разработана широкая программа привлечения учащихся к общественно полезному труду. В январе 1942 года правительством было  принято постановление «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», которое предусматривало создание соответствующих республиканских, областных и краевых комиссий. Детские приёмники были созданы во всех населённых пунктах. Туда направлялись дети до 15 лет включительно, а те, кто были младше 14 лет, направлялись через органы образования в детские учреждения.

В трудные военные годы продолжалось развитие педагогической науки. В октябре 1943 года правительством было принято решение о создании Академии педагогических наук РСФСР. В этот период  советские учёные – педагоги сосредоточили своё внимание на исследовании важных проблем воспитания подрастающих поколений. К середине 1940 – х. гг. советской педагогической наукой был накоплен грандиозный исследовательский материал по основным проблемам воспитания и обучения. Он получил отражение в крупном исследовании Н.К. Гончарова «Основы педагогики» (1947г.) и в работе П.Н. Груздева «Вопросы воспитания и обучения» (1950). Также  были изданы новые учебные пособия по педагогики для ВУЗов таких авторов как И.Т. Огородников, А.И. Каиров и др.

В 60-70 гг. в педагогической науке и практике намечался явный поворот в сторону социальной педагогики, создавались  и развивались её организационные формы и институты, возобновились теоретические исследования педагогики среды, связанные с разработкой системного подхода в воспитании и обучении.

 

Выводы. Начальный этап социальной педагогики - с древнейших времен до XVII в.; развитие ведущих направлений в социальной педагогике произошло с XVIII до конца XIX вв.; развитие социальной педагогики как науки и социально-педагогической практики происходило с конца  XIX века. Появившись в виде социально-педагогической практики ещё в первобытную эпоху, превратившись в социально-педагогическую мысль в древне-русский период и развившись в социально-педагогические направления в XVIII-XIX вв., социальная педагогика в конце XIX в. оформилась как самостоятельная наука.

 

2 РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ

2.1 Современное состояние социальной педагогики в России

Кардинальные изменения в политической, экономической, социальной жизни в начале 90-х годов XX века, после распада СССР, в России  актуализировали проблему субъектности личности. Прошедшие изменения повлекли появление новых социальных проблем, сказавшихся, в первую очередь,  на человеке. Следовательно, общественная ситуация начала 90-х годов XX века создала объективные условия для развития социальной педагогики. Специфика развития социальной педагогики на новом этапе развития страны обусловлена её выходом на государственный уровень.

Социальных проблем и людей, в том числе детей, которые нуждаются в социальной помощи, не становилось меньше, а наоборот, их число увеличивалось, особенно в переломные периоды развития России. Поэтому в период демократических преобразований в России в 1990 году был официально введен институт социальной педагогики. С этого момента начался новый исторический период развития социальной педагогики в России. Начали развиваться одновременно социальная педагогика как наука  и социальная педагогика как профессиональная подготовка социальных педагогов. Но развивались они в большом отрыве друг от друга. Науки ещё фактически не было, поэтому  практика не могла опираться на научные знания,  а науке нечего было осмыслять, потому что практическая деятельность социального педагога только начинала формироваться. Конечно, это отразилось и на профессиональной подготовке социальных педагогов. Поэтому теория, практика и профессиональная подготовка специалистов в области социальной педагогики в России начали развиваться одновременно и очень быстрыми  темпами. За последние  25 лет можно с уверенностью заявить, что социальная педагогика в России существует, она состоялась. Этому свидетельствуют многие факторы.

Во-первых, начала активно развиваться, а затем и  совершенствоваться область практической деятельности социальных педагогов. Была разработана квалификационная характеристика специалистов, определены их места работы  и функциональные обязанности. Социальные педагоги начали работать с  подростками и детьми, не имеющими общего образования, асоциальными семьями, в домах ребенка и детских домах, кризисных центрах и  социальных приютах, в закрытых школах и НПУ для несовершеннолетних правонарушителей, в воспитательных колониях и других социальных учреждениях. Появились многочисленные  работы ученых и практиков в этой области.

Социальная педагогика стала развиваться как педагогика «социальных отклонений». Разрабатывали данное направление, в первую очередь, те исследователи, которые в своих научных изысканиях исходили из потребностей формирующейся в стране практической сферы социальной педагогики.

При этом необходимо подчеркнуть, что в России научными проблемами социальной педагогики активно занимались, прежде всего, преподаватели педагогических вузов, – организаторы профессиональной подготовки социальных педагогов. К этому их  подводила острая необходимость разработки содержания и подготовки в целом, и отдельных учебных курсов, способных раскрыть различные аспекты социально-педагогической деятельности, учебных пособий по этим курсам. Ещё в первой половине 1990-х годов на базе различных учебных заведений Санкт-Петербурга, Москвы, Омска Екатеринбурга и других городов России сформировались научные коллективы, активно решающие прикладные и теоретические вопросы социальной педагогики. Круг исследователей проблем социальной педагогики – постепенно расширялся  за счет тех практических работников социально-педагогической сферы, которые в своей деятельности могли выйти на уровень научного осмысления практического  опыта.

С развитием теоретико-методологических основ связано следующее  направление  основ социальной педагогики. Опубликованы монографические работы по становлению и развитию социальной педагогики как науки. В работах известных ученых в этой области, таких как Г. Бочарова, М. А. Галагузова, И. А. Липский освещены различные научные подходы к определению объекта, предмета, категорий этой науки и многие другие основополагающие другие вопросы. Противоречия в определении сущности социальной педагогики разными учеными – это закономерный и естественный процесс развития очень молодой отрасли педагогического знания – социальной педагогики. С тех пор, как был введён  институт социальной педагогики начала активно развиваться  область профессиональной подготовки социальных педагогов в средних профессиональных и высших учебных заведениях.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / С.В. Алиева. - М.: Дашков и К, 2014. - 424 c.
  2. Бадя, Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность / Л.В. Бадя — М.: изд. центр «Академия», 2015. – 210 с.
  3. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. – М.: Академия, 2016. – 271с.
  4. Галагузова, М. А., Лушников, М.А. История социальной педагогики / М.А. Галагузова, А.М. Лушников. - М.: Владос, 2017. - 244
  5. Горячев, М. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом / М. Горячев. - Самара: Изд.Самарского ун-та, 2016. - 132 с
  6. Егошина, В.Н. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России / В.Н. Егошина – М.: Педагогика, 20066. – 215 с.
  7. Липский, И.А. Социальная педагогика: Учебник для бакалавров / И.А. Липский, Л.Е. Сикорская. - М.: Дашков и К, 2014. - 280 с.
  8. Нещеретний, П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России /П.И. Нещеретний – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 320 с.
  9. Просветова, Т.С. Становление, современное состояние и перспективы социальной педагогики в России / Т.С. Просветова – М.: Феникс, 2013. – 314 с.
  10. Ромм, Т. А. История социальной педагогики / Т.А. Ромм. - М.: Феникс, 2015. - 352 c.
  11. Селевко, Г. К. Социально-воспитательные технологии / Г. К. Селевко, А. Г. Селевко. - М.: Народное образование; Школьные технологии, 2010. - 176с. 
  12. Холостова,Е.И. Генезис социальной работы в России / Е.И. Холостова М.: Институт социальной работы, 2005. - 89 с.
  13. Шацкий,С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 2-х тт. / Под ред. Н.П.Кузина / С.Т. Шацкий. - М.: Педагогика, 1980. – 401с.
  14. Галагузова, М.А.Проблемы развития социальной педагогики в России / М.А. Галагузова // Педагогическое образование и наука, 2009, № 10. - с.4-8.
  15. Джуринский, А. Н. У истоков педагогической мысли и образования / А. Н. Джуринский // Педагогическое образование и наука. –2016. – № 3. – С. 35–37. 
  16. Перминова, Л. М. Немеркнущий свет идей К. Д. Ушинского / Л. М. Перминова // Педагогика. – 2014. – № 2. – С. 90–95.
  17. Дорохова Т. С. О значимости принципа историзма в методологии истории социальной педагогики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 25. – С. 1–5.
  18. Филонов,Г.Н. Социальная педагогика: сопряжение наук о человеке /Г.Н. Филонов // Педагогика. 1996. - № 6. - С.35-40.
  19. Галагузова М.А. Социальная педагогика в России: история и современность [Электронный ресурс] – Доступ свободный: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-pedagogika-v-rossii-istoriya-i-sovremennost (дата обращения: 12.03.2019).
  20. Гиенко, Л. Н. Социальная педагогика. Электронные образовательные ресурсы АлтГПУ, [Электронный ресурс] – Доступ свободный http://books.altspu.ru/document/80 (дата обращения 11.03 2019).
  21. Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе: [Электронный ресурс] – Доступ свободный http//studentam.net/content/view/54/12/ (дата обращения: 12.03.2019).

 

Нужен файл с работой полностью? Вышли нам несколько своих готовых рефератов или курсовых работ, не выложенных в Интернете (на topwork2424@gmail.com) и получи файл с этой работой в формате .docx себе на электронную почту бесплатно!

 

С данной работой смотрят также:

Ответы на вопросы к ГОСам Социальная педагогика

Ответы на вопросы к ГОСам Теоретическая педагогика СибУПК

Ответы на вопросы к экзамену Педагогика ОмГПУ

Ответы на вопросы Педагогика как наука. Предмет и задачи педагогики. Понятие о педагогике среднего профессионального образования НГПУ

 

Больше готовых курсовых работ смотрите в нашем каталоге!

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское