Муниципальное имущество является социально-экономической основой местного самоуправления. Решение текущих задач социально-экономического развития территории, планирование целевых показателей экономического развития муниципального образования в будущем прямо пропорционально зависит от получения максимальной отдачи от имущественных активов муниципального образования. Эффективное управление муниципальной собственностью является одной из важнейших задач, стоящих перед органами местного самоуправления.
Актуальность темы управления муниципальным имуществом подчеркивается рядом нормативно-правовых актов, регламентирующих правовые аспекты управления муниципальным имуществом: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы «О финансовой аренде (лизинге)»,
«О приватизации государственного и муниципального имущества»,
«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и др.
Кроме того, теме эффективного управления муниципальным имуществом посвящены исследования экономистов, юристов:
С.Е. Прокофьевой [35],А.С. Шпак [38], В.В. Шадурской [37], Л.А. Чердаковой [36], О.В. Малиновской, И.П. Скобелевой,
А.В. Бровкиной [20] и др.
Несмотря на разработанность нормативно-правовой и теоретической базы по управлению муниципальным имуществом существует ряд противоречий, которые требуют решения как на федеральном, так и на местном уровне, что в свою очередь влечет проблемы в достижении высокой эффективности от управления муниципальным имуществом. Анализ состояния муниципального имущества, способы его использования, эффективность управленческих решений индивидуальны для каждого муниципального образования, что также подчеркивает актуальность исследования в отношении отдельного муниципального образования.
Целью работы является изучение особенностей управления муниципальным имуществом Пышминского ГО, выявление проблем
и определение перспектив эффективного использования муниципального имущества.
Задачи:
- Описать теоретико-методические основы управления муниципальным имуществом как инструмента регулирования социально-экономического развития муниципального образования;
- Проанализировать практики управления муниципальным имуществом в целях социально-экономического развития муниципального образования (на примере Пышминского ГО);
- Выявить проблемы и определить перспективы управления муниципальной собственностью в Пышминском ГО.
Объект исследования: социально-экономическое развитие муниципального образования Свердловской области «Пышминский городской округ».
Предмет исследования: особенности управления муниципальным имуществом муниципального образования Свердловской области «Пышминский городской округ».
Информационно-эмпирической базой исследования являются нормативно-правовые акты различных уровней, регулирующие аспекты управления муниципальным имуществом; теоретические исследования специалистов в области управления муниципальным имуществом; практики регионов по организации управления муниципальным имуществом; локальные нормативные акты, документация, отчеты КУМИ Пышминского ГО; официальный сайт Пышминского ГО; статистические данные по социально-экономическому развитию Пышминского ГО.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Текст размещен на 76страницах, материал представлен в 21 таблице, 5рисунках. Список литературы содержит 43 источника.
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ
Вопросы муниципальной собственности регулируются, в первую очередь, на уровне Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ). Статьей 130 Конституции РФ закреплены права органов местного самоуправления на владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, а также самостоятельное управление ею (ст. 132) [17].
Государственной или частной собственностью в РФ является имущество. Таким образом, уточним, что понятия муниципальная собственность и муниципальное имущество будут тождественны.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в муниципальной собственности находится имущество муниципальных образований, принадлежащее им на праве собственности [7]. Муниципальное имущество предназначено для непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, эффективного решения вопросов местного значения, соответственно, состав муниципального имущества строго ограничен (рисунок 1).
Согласно статье 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.
№ 131-ФЗ) [29], в муниципальной собственности может находиться:
- имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, перечень которых строго установлен для разных муниципальных образований;
- имущество, необходимое для осуществления некоторых государственных полномочий, если они передаются органам местного самоуправления;
- имущество, необходимое органам местного самоуправления для осуществления своих функций;
- имущество, предназначенное для решения вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, но право решения которых предоставлено органам местного самоуправления.
В перечень имущества муниципальных образований могут входить:
- оборудование, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
- автомобильные дороги местного значения, находящиеся в границах населенных пунктов муниципального образования;
- жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в населенных пунктах муниципального образования и нуждающихся в жилых помещениях;
- пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования;
- имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования;
- имущество, предназначенное для обеспечения первичных мер пожарной безопасности;
- имущество библиотек муниципального образования;
- имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей муниципального образования услугами организаций культуры;
- объекты культурного наследия (памятники истории и культуры);
- имущество, предназначенное для развития на территории муниципального образования физической культуры и массового спорта и другое имущество [6, с. 135].
Как указано на рисунке 1, муниципальное имущество делится на две части:
- имущество, закрепленное за определенными юридическими лицами (муниципальными предприятиями и учреждениями, органами муниципальной власти),
- казна (имущество, находящееся в управлении непосредственно органов местного самоуправления) [21, с. 68].
В состав казны входят находящиеся в муниципальной собственности:
- земельные участки, участки недр, лесные участки, водные объекты;
- акции (доли, вклады) хозяйственных обществ.
Таким образом, в управлении муниципальной собственностью объектами муниципальной собственности могут выступать такие виды недвижимости как: земельные участки, предприятия, жилые и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения, средства производства и предметы бытового, потребительского характера. А также: ценные бумаги (например, акции приватизированных предприятий, ставших акционерными обществами), вклады в кредитных учреждениях, иностранная валюта и валютные ценности, памятники истории и культуры [38, с. 12].
В статьях 125, 215, 294 и 296 ГК РФ указывается, что права собственника муниципального имущества принадлежит муниципальным образованиям, в границах которых осуществляется местное самоуправление [7].
Полномочия по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности муниципального образования принадлежат главам администрации, комитету по управлению имуществом и фонду имущества муниципального образования.
Основной целью управления муниципальным имуществом является повышение качества жизни населения муниципального образования. Достижение общей цели реализуется через частные муниципальные политики, которые являются составными частями целостной муниципальной политики. Каждая из частных политик реализуется органами местного самоуправления через конкретную муниципальную услугу.
Эффективное управление муниципальным имуществом, принадлежащими муниципалитету, является одним из центральных вопросов деятельности муниципальных органов.
Д.Д. Миронова определяет управление муниципальным имуществом, как комплекс экономических и нормотворческих действий органов местного самоуправления, которые объединены единой политикой и направлены на достижение следующих результатов:
- оптимизация структуры муниципальной собственности, предназначенной для решения вопросов местного значения;
- выполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, а также предназначенного для обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
- увеличение неналоговых доходов бюджета через эффективное управление муниципальной собственностью [21, с. 68].
С.Г. Еремин указывает, что управление муниципальной собственностью –это система организационно-экономических отношений между различными субъектами для организации воспроизводства и использования объектов муниципальной собственности путем применения организационно-экономических функций, форм и методов с целью обеспечения реализации социальных и экономических интересов муниципального
образования [9, с. 22].
Таким образом, управление муниципальной собственностью подразумевает целенаправленное воздействие субъекта на объект с целью достижения определенных целей.
Управление муниципальным имуществом имеет специфические особенности[36, с.37].
- Управление муниципальным имуществом имеет конечной целью обеспечение должного уровня защиты и развития муниципальных образований в отдельности и страны в целом, соответственно, политика, проводимая в отношении муниципального имущества, выражает интересы населения.