Курсовая работа|Русский язык

Курсовая Номинативный аспект речевой деятельности

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 23

Введение. 

  1. Номинативный аспект знаковой теории языка в лингвистических исследованиях 

1.1. Значение слова как основной номинативной единицы в знаковой теории языка  

1.2. Исследование процессов номинации как языковой единицы.

  1. Номинативный аспект речевой деятельности. 

2.1. Употребление и классификация номинативных предложений. 

2.2. Характеристика номинативных средства общения. 

  1. Методы обучения в преподавании номинативной функции слова. 

Заключение. 

Список использованной литературы.

Актуальность исследования. Русский язык, как и всякий развитой язык с длительной культурной традицией, предоставляет говорящим богатейшие выразительные возможности, в том числе стилистические. Однако овладение этими ресурсами языка требует знаний, развитого лингвостилистического чутья и навыков употребления языковых единиц. Общение уже давно привлекало внимание исследователей, но каждый исследователь подходил к описанию общения со своих позиций. Одни исследователи придавали большее значение коммуникативной стороне, другие – номинативной. В 50е гг. ХХ века обращение рассматривалось прежде всего как единица коммуникации. Но, уже начиная с В.П. Проничева, в общении стали выделять не только коммуникативный, но и номинативный аспект. Позже появилась теория аппелятивации (называния), находящаяся на грани номинации и коммуникации.

В настоящее время проблема общения выдвигается в ряд важнейших проблем. Это связано, прежде всего, с увеличением интереса к коммуникативно-прагматическому аспекту речевых актов, к социолингвистической, психолингвистической проблематике и к изучению «человеческого компонента» в языке. Несмотря на то, что отдельные аспекты изучения обращений нашли свое отражение в работах современных лингвистов, до сих пор отсутствует комплексное описание системы типов и функций обращения в совокупности. В связи с этим возникает вопрос о возможностях изучения совокупностей номинативных единиц языка, дающих представление о действительном взаимодействии этих единиц в речевом общении людей, а следовательно, и о возможностях изучения системы номинативных средств языка в коммуникативном аспекте. Нам такие исследования представляются не только возможными, но и совершенно необходимыми

В настоящей работе слово рассматривается и как единица номинации, и как единица коммуникации. Актуальность такого подхода связана с тем, что слово является не только средством номинации адресата, но и  средством выражения взаимных отношений между участниками общения в различных языковых и социальных ситуациях.

 Цель данной работы – выделить те аспекты в исследовании слова как номинативной единицы языка, которые непосредственно связаны с его ролью в речевом процессе.

Предметом исследования выступает значение слова в процессах номинации в аспекте речевой деятельности.

Выполнение цели работы предполагает решение нескольких задач:

  1. Рассмотреть значение слова, как важнейшей номинативной единицы языка.
  2. Исследовать процессы номинации как языковой единицы.
  3. Обозначить классификацию номинативных предложений в лингвистической литературе.
  4. Описать номинативные характеристики общения.
  5. Внести предложения в методику преподавания рассмотренной темы в школьном курсе обучения.

Теоретическая значимость работы. В исследовании уточняются и конкретизируются некоторые принципы подхода к номинативным единицам языка. Проведенное исследование позволяет уточнить ряд общетеоретических положений относительно форм и способов существования языка и методов его описания.

Практическая значимость работы. В практическом отношении результаты работы могут найти применение прежде всего в целях преподавания лингвистических дисциплин и в учебной лексикографии. Они могут быть использованы при чтении курсов лекций и проведении практических занятий по общим и частным проблемам языкознания. Свое место полученные данные должны найти и в практике преподавания русского языка.

 

1. Номинативный аспект знаковой теории языка в лингвистических исследованиях

В современной лингвистической литературе термин "номинация", его содержание до сих пор остается многозначным, что вносит некоторый интерес в данном исследовании. В свете теории номинации исследуются вопросы системности слов не только в их прямых, но и переносных значениях. Что предусматривает изучение языка как важнейшего средства общения, его номинативную и коммуникативную сущность.

1.1. Значение слова как основной номинативной единицы в знаковой теории языка

Чрезвычайно важная функция языка – номинативная, или назывная. Человек, обобщая массу конкретных явлений, отвлекаясь от их случайных признаков и выделяя существенные, испытывает потребность закрепить полученное знание в слове. Так появляется название. Следовательно, вся та система понятий, которой обладает современный человек, покоится на системе названий.

Слово, как важнейшая номинативная единица языка, рассматривается с различных сторон: фонетической, лексико-семантической, грамматической.

В описании номинативной системы языка важно исследование связей между номинативными единицами разной структуры. Основной номинативной единицей является слово. "Полнозначное слово - всегда название (предмета, признака, действия и т. д.), т. е. всегда номема. Но номема не всегда слово. В языке нет однозначного соответствия между значением и способом его выражения. Процесс словообразования (образования слов) является лишь частью процесса образования производных номинаций, которые бывают не только однословными"[Новиков Л.А., 2001, с. 42].

Полнозначный словесный знак как номинативная единица языка может: 1) репрезентировать, обозначать предмет, быть обозначением последнего; 2) служить обозначением, наименованием целого класса предметов, указывая в линейном ряду на один из них, иметь предметное (денотативное) значение; 3) выражать (называть) отличительные признаки, содержательное понятие о данном классе предметов — сигнификативное значение знака. Поэтому любой полнозначный словесный знак служит обозначением как единичного предмета, так и именем целого класса предметов, указывает на конкретный предмет и очерчивает круг подобных предметов, могущих быть названными данным словесным знаком; наконец, такой словесный знак выражает — иногда более, иногда менее полно — содержательную характеристику, понятие о данном классе предметов[Уфимцева А.А., 1997, с. 98].

Лексическое значение слова имеет специфические свойства. Так, М.И.Фомина выделяет разные способы номинации предметов, понятий, явлений по характеру соотнесения с действительностью, по степени мотивированности, по способам и возможностям лексической сочетаемости, по характеру выполняемых функций.

По способу номинации выделяются два типа лексических значений – прямое и переносное.

Слово с прямым значением прямо указывает на предмет, признак, действие, качество. Это первичное значение.

Переносное значение называют вторичным. Оно обусловлено возникновением сравнений, ассоциаций, объединяющих один предмет с другим. Это значение появляется в результате переноса прямого обозначения предмета на новый предмет.

По характеру выполняемых назывных функций выделяются собственно номинативные и экспрессивно-синонимические лексические значения слов.

  1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник для вузов. - Под ред. Н.С. Валгиной. - Изд. 6-е, перераб. И доп. - М.: Логос, 2001
  2. Гак В.Г. К типологии лингвистической номинации // Языковая номинация: общие вопросы. М., 1987.
  3. Кубрякова Е.С. Текст и его понимание // Русский текст, 1994, № 2
  4. Лайонз Д. Введение в теоретическую лингвистику. М.: Прогресс, 1998.
  5. Николаева Т.М. К вопросу о коммуникативном описании лексики в целях обучения РКИ // Семантика в преподавании русского языка: (Методические рекомендации для преподавателя). – Вып.3. – Ч.I: (Общие вопросы. Лексикология. Семантика частей речи и других номинативных классов). – Харьков, 1999
  6. Норман Б.Ю. Основы языкознания функции языка. Минск, 2002
  7. Позднякова Е.М. Учебный текст как средство системного обучения лексике // Проблемы учебного текста в обучении русскому языку как иностранному. – СПб., 1994.
  8. Современный русский язык под ред.Е.М. Галкиной-Федорук, М., 1964
  9. Синтаксис современного русского языка Н.С. Валгиной. М., 1978
  10. Современный русский язык. Учебник ... — 3-е изд. Л.А. Новиков, Л.Г. Зубкова, В.В. Иванов и др.; Под общ. ред. Л.А. Новикова. — Спб: Изд-во
    "Лань", 2001.
  11. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений: В 2ч. - ч. «: Морфология. Синтаксис/ В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др.; Под ред. Е.И. Дибровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  12. Телия В.Н. Вторичная номинация и ее виды // Языковая номинация: виды наименований. М., 1977.
  13. Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в 9 классе. Изд.: Просвещение, М., 2005
  14. Уфимцева А.А., Азнаурова Э.С., Кубрякова Е.С., Телия В.Н. Лингвистическая сущность и аспекты номинации / Языковая номинация: общие вопросы. М., 1997.
  15. Ширяев Е.Н. Вербальные ассоциации и организация лексикона человека // Филологические науки. – 1989, N 3

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Русский язык
2014 год 28 стр.
Курсовая Работа над сочинением-повествованием в начальной школе
Svetlana
Курсовая работа Русский язык
2013 год 26 стр.
Курсовая Работа над изложением в начальной школе
Svetlana
Курсовая работа Русский язык
2019 год 23 стр.
Курсовая Активизация устаревших слов в современной речи
NataliKor

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское