Введение.
- Номинативный аспект знаковой теории языка в лингвистических исследованиях
1.1. Значение слова как основной номинативной единицы в знаковой теории языка
1.2. Исследование процессов номинации как языковой единицы.
- Номинативный аспект речевой деятельности.
2.1. Употребление и классификация номинативных предложений.
2.2. Характеристика номинативных средства общения.
- Методы обучения в преподавании номинативной функции слова.
Заключение.
Список использованной литературы.
Актуальность исследования. Русский язык, как и всякий развитой язык с длительной культурной традицией, предоставляет говорящим богатейшие выразительные возможности, в том числе стилистические. Однако овладение этими ресурсами языка требует знаний, развитого лингвостилистического чутья и навыков употребления языковых единиц. Общение уже давно привлекало внимание исследователей, но каждый исследователь подходил к описанию общения со своих позиций. Одни исследователи придавали большее значение коммуникативной стороне, другие – номинативной. В 50е гг. ХХ века обращение рассматривалось прежде всего как единица коммуникации. Но, уже начиная с В.П. Проничева, в общении стали выделять не только коммуникативный, но и номинативный аспект. Позже появилась теория аппелятивации (называния), находящаяся на грани номинации и коммуникации.
В настоящее время проблема общения выдвигается в ряд важнейших проблем. Это связано, прежде всего, с увеличением интереса к коммуникативно-прагматическому аспекту речевых актов, к социолингвистической, психолингвистической проблематике и к изучению «человеческого компонента» в языке. Несмотря на то, что отдельные аспекты изучения обращений нашли свое отражение в работах современных лингвистов, до сих пор отсутствует комплексное описание системы типов и функций обращения в совокупности. В связи с этим возникает вопрос о возможностях изучения совокупностей номинативных единиц языка, дающих представление о действительном взаимодействии этих единиц в речевом общении людей, а следовательно, и о возможностях изучения системы номинативных средств языка в коммуникативном аспекте. Нам такие исследования представляются не только возможными, но и совершенно необходимыми
В настоящей работе слово рассматривается и как единица номинации, и как единица коммуникации. Актуальность такого подхода связана с тем, что слово является не только средством номинации адресата, но и средством выражения взаимных отношений между участниками общения в различных языковых и социальных ситуациях.
Цель данной работы – выделить те аспекты в исследовании слова как номинативной единицы языка, которые непосредственно связаны с его ролью в речевом процессе.
Предметом исследования выступает значение слова в процессах номинации в аспекте речевой деятельности.
Выполнение цели работы предполагает решение нескольких задач:
- Рассмотреть значение слова, как важнейшей номинативной единицы языка.
- Исследовать процессы номинации как языковой единицы.
- Обозначить классификацию номинативных предложений в лингвистической литературе.
- Описать номинативные характеристики общения.
- Внести предложения в методику преподавания рассмотренной темы в школьном курсе обучения.
Теоретическая значимость работы. В исследовании уточняются и конкретизируются некоторые принципы подхода к номинативным единицам языка. Проведенное исследование позволяет уточнить ряд общетеоретических положений относительно форм и способов существования языка и методов его описания.
Практическая значимость работы. В практическом отношении результаты работы могут найти применение прежде всего в целях преподавания лингвистических дисциплин и в учебной лексикографии. Они могут быть использованы при чтении курсов лекций и проведении практических занятий по общим и частным проблемам языкознания. Свое место полученные данные должны найти и в практике преподавания русского языка.
1. Номинативный аспект знаковой теории языка в лингвистических исследованиях
В современной лингвистической литературе термин "номинация", его содержание до сих пор остается многозначным, что вносит некоторый интерес в данном исследовании. В свете теории номинации исследуются вопросы системности слов не только в их прямых, но и переносных значениях. Что предусматривает изучение языка как важнейшего средства общения, его номинативную и коммуникативную сущность.
1.1. Значение слова как основной номинативной единицы в знаковой теории языка
Чрезвычайно важная функция языка – номинативная, или назывная. Человек, обобщая массу конкретных явлений, отвлекаясь от их случайных признаков и выделяя существенные, испытывает потребность закрепить полученное знание в слове. Так появляется название. Следовательно, вся та система понятий, которой обладает современный человек, покоится на системе названий.
Слово, как важнейшая номинативная единица языка, рассматривается с различных сторон: фонетической, лексико-семантической, грамматической.
В описании номинативной системы языка важно исследование связей между номинативными единицами разной структуры. Основной номинативной единицей является слово. "Полнозначное слово - всегда название (предмета, признака, действия и т. д.), т. е. всегда номема. Но номема не всегда слово. В языке нет однозначного соответствия между значением и способом его выражения. Процесс словообразования (образования слов) является лишь частью процесса образования производных номинаций, которые бывают не только однословными"[Новиков Л.А., 2001, с. 42].
Полнозначный словесный знак как номинативная единица языка может: 1) репрезентировать, обозначать предмет, быть обозначением последнего; 2) служить обозначением, наименованием целого класса предметов, указывая в линейном ряду на один из них, иметь предметное (денотативное) значение; 3) выражать (называть) отличительные признаки, содержательное понятие о данном классе предметов — сигнификативное значение знака. Поэтому любой полнозначный словесный знак служит обозначением как единичного предмета, так и именем целого класса предметов, указывает на конкретный предмет и очерчивает круг подобных предметов, могущих быть названными данным словесным знаком; наконец, такой словесный знак выражает — иногда более, иногда менее полно — содержательную характеристику, понятие о данном классе предметов[Уфимцева А.А., 1997, с. 98].
Лексическое значение слова имеет специфические свойства. Так, М.И.Фомина выделяет разные способы номинации предметов, понятий, явлений по характеру соотнесения с действительностью, по степени мотивированности, по способам и возможностям лексической сочетаемости, по характеру выполняемых функций.
По способу номинации выделяются два типа лексических значений – прямое и переносное.
Слово с прямым значением прямо указывает на предмет, признак, действие, качество. Это первичное значение.
Переносное значение называют вторичным. Оно обусловлено возникновением сравнений, ассоциаций, объединяющих один предмет с другим. Это значение появляется в результате переноса прямого обозначения предмета на новый предмет.
По характеру выполняемых назывных функций выделяются собственно номинативные и экспрессивно-синонимические лексические значения слов.