Введение.
- Виды делового общения и его роль в управленческом процессе.
- Психологические приемы влияния на партнера.
Заключение.
Список литературы:
Приложения.
Курсовая работа|Управление персоналом
Авторство: bugalter
Год: 2012 | Страниц: 43
Введение.
Заключение.
Список литературы:
Приложения.
В ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, взглядами, предложениями, знаниями, установками. Все это можно рассматривать как информацию, а сам процесс коммуникации представить как процесс обмена информацией. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, мы называем коммуникации связующим процессом. А одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация. Используя и передавая эту информацию, а также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Поэтому многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена.[1]
Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта — оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей.
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что, осмысливая коммуникации на уровне личности и организации, руководители должны учиться снижать частоту случаев неэффективных коммуникаций и становиться лучшими, более эффективными менеджерами. Эффективно работающие руководители — это те, кто эффективны в коммуникациях. Они представляют суть Коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией.
Целью данной курсовой работы является анализ психологических особенностей делового общения. В связи с поставленной в работе целью необходимо решить ряд задач:
Деловое общение – это особый вид социальных отношений направленных на реализацию общего дела и предполагающих организацию сотрудничества для достижения цели участников. Специфика любой науки определяется через предмет науки.
Предметом делового общения являются разнообразные психические процессы, характеризующие индивида и группы.
Роль и интенсивность делового общения в современном обществе и процессах управления, постоянно возрастают. Это связано с целым рядом причин. Прежде всего, переход от индустриального общества к информативному ведет к увеличению объема информации и соответственно возрастанию интенсивности обмена этой информацией. Вторая причина – все большая специализация работников, занятых в разных областях профессиональной деятельности, что требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей. Параллельно очень быстро увеличивается число технических средств для обмена информацией. Еще одна причина возрастающей роли делового общения в современном мире это увеличение числа людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением. В настоящее время в современном обществе гораздо чаще в прямом, непосредственном деловом общении вырабатываются решения, которые прежде принимались, как правило, отдельными людьми.
В процессе делового общения происходит обмен информацией со стороны субъектов общения. Данная информация может быть как достоверной, так и недостоверной. Она не только передается, но и в процессе взаимодействия формируется, уточняется, развивается. Посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга, т.е. воздействовать на поведение партнера (Г.М. Андреева). Таким образом, в процессе общения возможно решение следующих коммуникативных задач: уточнение не проясненных данных, получение дополнительной информации, что позволяет реально оценить ситуацию и адекватно построить дальнейшее взаимодействие с партнером.
Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно - временная дистанция).
Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально – психологические механизмы.[2]
В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по деланию участников) в любой момент.
Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.
Получая письменное сообщение, мы видим не только слова, но и конверт, марку, бумагу, расположение и выделения текста, шрифт (фонт). Все это создает впечатление от письма, либо усиливая словесное содержание, либо ослабляя его.
Невербальное общение – общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить.
Вербальное (словесное) общение – приобретение нашего сравнительно недавнего прошлого, возникшее вместе с абстрактным (логическим) мышлением.
Рассмотрим виды делового общения (рисунок 1).
Рис. 1. Виды делового общения
Невербальное общение чаще всего используется для установления эмоционального контакта с собеседником и поддержания его в процессе беседы, для фиксации того, насколько, хорошо человек владеет собой, а также для получения информации о том, что люди владеют собой, а также для получения информации о том, что люди в действительности думают о других. Американский психолог Дж. Трейгер назвал неречевые средства общения эмоциональным языком, так как чаще всего они «говорят» нам именно о чувствах собеседника.
Вербальное деловое общение, по способу обмена информацией, различают на устное и письменное деловое общение.
Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.
К монологическим видам относятся:
Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.
Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.
Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.
Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.
Дискуссия;
Совещание (собрание);
Пресс-конференция.
Контактный деловой разговор - непосредственный, «живой» диалог.
Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.
Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.
Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.
По содержанию деловое общение может быть разделено на:
Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;
Когнитивное - обмен знаниями;
Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;
Деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
Перейдем к более конкретной характеристике взаимодействий в деловом общении. В развернутом виде в деловое общение можно организовать, по следующим этапам:
- установление контакта;
- ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т.д.);
- обсуждение вопроса проблемы;
- принятие решения;
- выход из контакта.
В деловом отношении эта схема может быть как свернутой, краткой, так и полной, подробной.
Установление контакта с этого начинается всякое общение. Задачи этого этапа - побудить собеседника к общению и создать максимальное поле возможностей для дальнейшего делового обсуждения и принятие решений. По мнению психологов, существуют защитные психологические механизмы, которые мешают нам сразу принять другого человека, пустить его в зону своего личного «Я». Контактная фаза должна различить границы этой зоны. При установлении контакта нужно прежде всего продемонстрировать доброжелательность и открытость для общения. Это например, достигается мягкой улыбкой, поворотом головы в сторону собеседника, далее - словесное обращение, после которого необходимо выдержать паузу, она необходима для того, чтобы узнать, как партнер откликнулся не ваше поведение, обращение.
Этап ориентации помогает определить стратегию и тактику делового общения, развить интерес к нему и вовлечь партнера в круг совместных интересов. На этом этапе необходимо выяснить, каким по длительности будет разговор, в зависимости от этого строить свою тактику.
Задачи этапа:
[1] Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. - СПб.: Питер, 2003. –С. 29
[2] Конева Е.В. Психология общения: Учеб. пособие. – Ярославль: Лист, 2002. –с. 57
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!