Анализ действующего законодательства и практики его реализации дает основания утверждать, что система органов исполнительней власти (именно они реализуют наибольший объем мер государственного принуждения) изменяется, перераспределение функций и полномочий между ними продолжается. Несомненно, что без глубокого научного обоснования, без выявления объективных закономерностей, на основе которых формируются системные, функциональные связи и отношения в механизме государственного принуждения совершенствование, развитие механизма государства, его правоохранительной системы будет обречено на путь проб и ошибок. В связи с этим исследование механизма государственного принуждения, его элементов, функций и роли в современном российском обществе более чем актуально.
Среди государственных органов, реализующих в своей деятельности правовое принуждение как средство обеспечения правопорядка, особое место занимает уголовно-исполнительная система (далее - УИС). Сегодня она функционирует в новом качестве: произошел переход от репрессивно-карательного придатка механизма тоталитарного государства к системе пенитенциарного типа, деятельность которой основывается на принципах уважения прав человека и законности. Вместе с тем главным назначением УИС остается осуществление государственного принуждения. Более того, в современных условиях учреждения и органы УИС обеспечивают реализацию такого важнейшего вида мер государственного принуждении, как уголовное наказание.
Президент РФ В.В. Путин в одном из ежегодных посланий Федеральному собранию РФ обратил внимание на то, что сегодня крайне важна гуманизация уголовного законодательства и системы наказаний. «Наша цель - добиться неотвратимости наказания, а не его чрезмерной суровости» . Думается, что это в полной мере может быть отнесено к числу целей УИС как системы органов, реализующих наказания.
В связи с этим представляется, что общетеоретический анализ механизма государственного принуждения, места и роли занимаемого в нем УИС будет способствовать не только уточнению некоторых аспектов проблемы государственного принуждения в современном российском обществе, и соответственно, развитию и дополнению некоторых положений теории государственного принуждения в общей теории права, но также и совершенствованию деятельности УИС как государственного органа, практически обеспечивающего процесс реализации юридической ответственности.
Таким образом, есть все основания утверждать, что настоящее исследование является актуальным как в практическом, так и в научно-теоретическом плане.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Блохин Ю.И., Винокуров А.Ю., Досюкова Т. В., Зотов А.Т., Исаенкова О.В., Казакова В.А., Копшева К.О., Лупинская П.А., Михлин А.С., Ольшевская Н., Пономарев П.Г., Радько Т.Н., Селиверстов В.И., Фокин В.М., Хатуаева В.В., Чуфаровский Ю.В., Эминов В.Е., Ярцев Г.М. и др., а так же были использованы Уголовно-исполнительный кодекс, Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Конституция Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с задачами уголовно-исполнительной системы.
Предметом исследования выступают теоретические, организационные и правовые основы выполнения задач уголовно-исполнительной системы.
Целью данной работы является изучение задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой России, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие уголовно-исполнительной системы;
- Исследовать цели уголовно-исполнительной системы;
- Охарактеризовать основные задачи уголовно-исполнительной системы;
- Проанализировать проблемы уголовно-исполнительной системы и пути их решения.
Методологическую основу исследования составляют диалектические методы научного познания: системный анализ, комплексный и ситуационный подходы.
Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения, списка используемой литературы.