Введение
- Поэтика природы в произведениях И.С. Тургенева
- Роль природы в повестях Тургенева
3. Философские картины природы в стихотворениях и в прозе
Тургенева
4. Мистическое изображение природных сил
Заключение
Список литературы
Курсовая работа|Литература
Авторство: bugalter
Год: 2012 | Страниц: 35
Введение
Тургенева
4. Мистическое изображение природных сил
Заключение
Список литературы
Во все времена истории человечества неповторимая сила красоты природы побуждала браться за перо. С давних пор писатели в своих стихах и в прозаических произведениях воспели эту красоту.
В великом наследии литературы XIX века наблюдается отражение характерных черт взаимоотношений человека и природных явлений. Данная особенность прослеживается в произведениях многих классиков, тема природы зачастую становится в их творчестве центральной, наряду с темами искусства, любви и т.д. поэзия таких великих поэтов, как Пушкин, Лермонтов, Некрасов, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова невозможно представить без изображения картин русской природы. В произведениях этих и других авторов раскрывается многообразие и богатство родной природы, появляется возможность разглядеть в ней превосходные качества души человека.
Непревзойденный мастер изображения русского пейзажа К.Г. Паустовский, который с большой нежностью и любовью относился к родной природе, писал: «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…». В «чистой» лирике природы, пейзажных зарисовках обнаруживается особое проявление патриотизма, гражданственности. Эти качества необходимы для бережного отношения к природе, активности человеческих усилий в ее защите. Именно такая трепетная любовь объясняет желание воспевать и запечатлевать ее многогранную и богатую сущность
Одним из выдающихся пейзажистов в мировой литературе по праву считается И.С. Тургенев. Его рассказы, повести, романы проникнуты поэтичным описанием мира русской природы. Его пейзажи отличает безыскусственная красота, жизненность, поражает удивительная поэтическая зоркость и наблюдательность. Тургенев проникается особыми глубокими чувствами к природе с самого детства, тонко и чутко воспринимает ее проявления. Состояние природных явлений переплетается с его переживаниями, что и отражается в его произведениях в разных интерпретациях и настроениях. Тургенев-пейзажист впервые предстает перед читателем в «Записках охотника». Непревзойденное мастерство в изображении русского пейзажа явлено и в романе «Отцы и дети», и также во многих других произведениях.
Изображение природы в творчестве Тургенев отличается своей многогранностью.
Тургенев в изображении пейзажа передает глубокое чувство любви к родной стране и ее народу, в частности к крестьянству: «Весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханьем теплого ветерка. Все – деревья, кусты, и травы». Картина весеннего пробуждения природы вносит в роман надежду на то, что час обновления родины наступит («Отцы и дети»).
Творчество писателя богато пейзажными зарисовками, которые имеют свое самостоятельное значение, но композиционно подчинены ключевой идее произведения. Описывая пейзажные картины, Тургенев изображает глубину и силу воздействия природы на человека, в которой содержится источник его настроения, чувств, мыслей. Характерной чертой тургеневского пейзажа является способность отражать душевный настрой и переживания персонажей.
Таким образом, все картины Тургенева, которые содержат в себе реалистичность, конкретность, поэтичность, проникнуты великим чувством любви к родной русской природе. Поражает редкое умение писателя находить наиболее подходящие и конкретные слова и выражения для изображения ее величия.
Но в творчестве писателя природа выступает не только как источник наслаждения, но и в качестве тайной, непостижимой силой, перед которой проявляется бессилие человека. Очевидна мысль обреченности желаний, стремлений человека в силу его смертности. Вечность же – это удел одной лишь природы: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами, не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том вечном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной».
Именно таинственная сущность природы занимает особое место в творчестве писателя, так как выступает в качестве некой сверхъестественной силы, оказывающей не только влияние на происходящее, но и являющейся конечной идеальной инстанцией. Именно эта мысль, подобное значение, придаваемое автором природе, раскрывается в некоторых произведениях Тургенева называемых «таинственными повестями».
Изображение природы в произведениях И.С. Тургенева достигает ранее небывалой в мировой литературе полноты. Большую роль для выражения связи мировоззрения и творчества И.С. Тургенева играет описание природы в целостной структуре его произведений.
Утвердившийся в литературе реализм как способ отображения действительности во многом определил методы создания пейзажа и принципы введения образа природы в текст произведения. Тургенев вводит в произведения описания природы разнообразные по содержанию и построению: это и общие характеристики природы, и виды местностей, и собственно пейзажи. Все пристальней становится внимание автора к описанию природы как арены и объекта труда. Помимо развернутых, обобщенных картин, Тургенев прибегает и к так называемым пейзажным штрихам, кратким упоминаниям о природе, заставляющим читателя мысленно дорисовывать задуманное автором природоописание. Создавая пейзажи, художник отображает природу во всей сложности процессов, в ней совершающихся, и в многообразных связях с человеком. Тургенев описывает характерные ландшафты России, его пейзажи предельно реалистичны и материалистичны. Примечательно и то, что для русского классика было важно насыщать природоописания яркими эмоциями, в результате чего они приобретали лирическую окраску и субъективный характер. При создании пейзажа автор руководствовался и собственными философскими взглядами на природу и отношения к ней человека.
В монографии «Природа и человек в русской литературе XIX века» В.А. Никольский справедливо замечает: «...Тургенев декларирует... независимость природы от человеческой истории, внесоциальность природы и ее сил. Природа вечна и неизменна. Ей противостоит человек, также рассматриваемый вне конкретных исторических условий его существования. Возникает антиномия: человек и природа, требующая своего разрешения. С нею связывают они мучившие их вопросы о бесконечном и конечном, о свободе воли и необходимости, об общем и частном, о счастье и долге, о гармоничном и дисгармоничном, вопросы, неизбежные для каждого, кто искал путей сближения с народом»[1].
Творческая индивидуальность писателя, особенности его поэтического мироощущения с особой силой отражаются в изображении природы.
Воплощение природы в творческом наследии И.С. Тургенева выступает как силы гармонической, самостоятельной и господствующей, воздействующей на человека. При этом ощущается ориентация писателя на пушкинскую и гоголевскую традиции. Тургенев передает через пейзажные зарисовки свою влюбленность в природу, стремление войти в ее мир. Кроме того, многие произведения писателя исполнены эмоциональной экспрессии пейзажных описаний. Так, в очерках «Певцы», «Свидание», «Касьян с Красивой Мечи» из цикла «Записки охотника» открывается образ страдающей природы, осознание ее как сложного, противоречивого мира, обладающего таинственностью, загадочностью.
Пейзаж в произведениях Тургенева – не только фон для развития действия, но одно из главных средств характеристики персонажей. Философия природы с наибольшей полнотой выявляет особенности мировоззрения и художественной системы автора. Тургенев воспринимает природу как «равнодушную», «повелительную», «себялюбивую», «подавляющую»[2]. Природа у Тургенева проста, открыта в своей реальности и естественности и бесконечно сложна в проявлении таинственных, стихийных, часто враждебных человеку сил. Однако в счастливые минуты она для человека – источник радости, бодрости, высоты духа и сознания.
Иван Сергеевич Тургенев в своем творчестве выразил свое отношение к природе как душе России. Человек и мир природы в произведениях писателя выступают в единстве, независимо от того, изображаются ли степи, звери, леса или реки. В знаменитых рассказах из «Записок охотника» это хорошо прослеживается особенно отчетливо.
[1] Никольский В.А. Природа и человек в русской литературе XIX века. – М. 1973, – С. 98.
[2] Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем. Письма, т. 1, 1961, – С. 481.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!