Курсовая работа|Литература

Курсовая Природа в творчестве Тургенева

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 35

Введение

  1. Поэтика природы в произведениях И.С. Тургенева
  2. Роль природы в повестях Тургенева
    3. Философские картины природы в стихотворениях и в прозе

     Тургенева

4. Мистическое изображение природных сил
Заключение
Список литературы

Во все времена истории человечества неповторимая сила красоты природы побуждала браться за перо. С давних пор писатели в своих стихах и в прозаических произведениях воспели эту красоту.

В великом наследии литературы XIX века наблюдается отражение характерных черт взаимоотношений человека и природных явлений. Данная особенность прослеживается в произведениях многих классиков, тема природы зачастую становится в их творчестве центральной, наряду с темами искусства, любви и т.д. поэзия таких великих поэтов, как Пушкин, Лермонтов, Некрасов, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова невозможно представить без изображения картин русской природы. В произведениях этих и других авторов раскрывается многообразие и богатство родной природы,  появляется возможность разглядеть в ней превосходные качества души человека.

Непревзойденный мастер изображения русского пейзажа К.Г. Паустовский, который с большой нежностью и любовью относился к родной природе, писал: «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…». В «чистой» лирике природы, пейзажных зарисовках обнаруживается особое проявление патриотизма, гражданственности. Эти качества необходимы для бережного отношения к природе, активности человеческих усилий в ее защите. Именно такая трепетная любовь объясняет желание воспевать и запечатлевать ее многогранную и богатую сущность

Одним из выдающихся пейзажистов в мировой литературе по праву считается И.С. Тургенев. Его рассказы, повести, романы проникнуты поэтичным описанием мира русской природы. Его пейзажи отличает безыскусственная красота, жизненность, поражает удивительная поэтическая зоркость и наблюдательность.  Тургенев проникается особыми глубокими чувствами к природе с самого детства, тонко и чутко воспринимает ее проявления. Состояние природных явлений переплетается с его переживаниями, что и отражается в его произведениях в разных интерпретациях и настроениях. Тургенев-пейзажист впервые предстает перед читателем в «Записках охотника». Непревзойденное мастерство в изображении русского пейзажа явлено и в романе «Отцы и дети», и также во многих других произведениях.

Изображение природы в творчестве Тургенев отличается своей многогранностью.

Тургенев в изображении пейзажа передает глубокое чувство  любви к  родной стране и ее народу, в частности к крестьянству: «Весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханьем теплого ветерка. Все – деревья, кусты, и травы». Картина весеннего пробуждения природы вносит в роман надежду на то, что час обновления родины наступит («Отцы и дети»).

Творчество писателя богато пейзажными зарисовками, которые имеют  свое самостоятельное значение, но композиционно подчинены ключевой идее произведения. Описывая пейзажные картины, Тургенев изображает глубину и силу воздействия природы на человека, в которой содержится источник его настроения, чувств, мыслей. Характерной чертой тургеневского пейзажа является способность отражать душевный настрой и переживания персонажей.

Таким образом, все картины Тургенева, которые содержат в себе реалистичность, конкретность, поэтичность, проникнуты великим чувством любви к родной русской природе. Поражает редкое умение писателя находить наиболее подходящие и конкретные слова и выражения для изображения ее величия.

Но в творчестве писателя природа выступает не только как источник наслаждения, но и в качестве тайной, непостижимой силой, перед которой проявляется бессилие человека. Очевидна мысль обреченности желаний, стремлений человека в силу его смертности. Вечность же – это удел одной лишь природы: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами, не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том вечном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной».

Именно таинственная сущность природы занимает особое место в  творчестве писателя, так как выступает в качестве некой сверхъестественной силы, оказывающей не только влияние на происходящее, но и являющейся конечной идеальной инстанцией. Именно эта мысль, подобное значение, придаваемое автором природе, раскрывается в некоторых произведениях Тургенева называемых «таинственными повестями».

 

  1. Поэтика природы в произведениях И.С. Тургенева

Изображение природы в произведениях И.С. Тургенева достигает ранее небывалой в мировой литературе полноты. Большую роль для выражения связи мировоззрения и творчества И.С. Тургенева играет описание природы в целостной структуре его произведений.

Утвердившийся в литературе реализм как способ отображения действительности во многом определил методы создания пейзажа и принципы введения образа природы в текст произведения. Тургенев вводит в произведения описания природы разнообразные по содержанию и построению: это и общие характеристики природы, и виды местностей, и собственно пейзажи. Все пристальней становится внимание автора к описанию природы как арены и объекта труда. Помимо развернутых, обобщенных картин, Тургенев прибегает и к так называемым пейзажным штрихам, кратким упоминаниям о природе, заставляющим читателя мысленно дорисовывать задуманное автором природоописание. Создавая пейзажи, художник отображает природу во всей сложности процессов, в ней совершающихся, и в многообразных связях с человеком. Тургенев описывает характерные ландшафты России, его пейзажи предельно реалистичны и материалистичны. Примечательно и то, что для русского классика было важно насыщать природоописания яркими эмоциями, в результате чего они приобретали лирическую окраску и субъективный характер. При создании пейзажа автор руководствовался и собственными философскими взглядами на природу и отношения к ней человека.

В монографии «Природа и человек в русской литературе XIX века» В.А. Никольский справедливо замечает: «...Тургенев декларирует... независимость природы от человеческой истории, внесоциальность природы и ее сил. Природа вечна и неизменна. Ей противостоит человек, также рассматриваемый вне конкретных исторических условий его существования. Возникает антиномия: человек и природа, требующая своего разрешения. С нею связывают они мучившие их вопросы о бесконечном и конечном, о свободе воли и необходимости, об общем и частном, о счастье и долге, о гармоничном и дисгармоничном, вопросы, неизбежные для каждого, кто искал путей сближения с народом»[1].

Творческая индивидуальность писателя, особенности его поэтического мироощущения с особой силой отражаются в изображении природы.

Воплощение природы в творческом наследии И.С. Тургенева выступает как силы гармонической, самостоятельной и господствующей, воздействующей на человека. При этом ощущается ориентация писателя на пушкинскую и гоголевскую традиции. Тургенев передает через пейзажные зарисовки свою влюбленность в природу, стремление войти в ее мир. Кроме того, многие произведения писателя исполнены эмоциональной экспрессии пейзажных описаний. Так, в очерках «Певцы», «Свидание», «Касьян с Красивой Мечи»  из цикла «Записки охотника» открывается образ страдающей природы, осознание ее как сложного, противоречивого мира, обладающего таинственностью, загадочностью.

Пейзаж в произведениях Тургенева –  не только фон для развития действия, но одно из главных средств характеристики персонажей. Философия природы с наибольшей полнотой выявляет особенности мировоззрения и художественной системы автора. Тургенев воспринимает природу как «равнодушную», «повелительную», «себялюбивую», «подавляющую»[2]. Природа у Тургенева проста, открыта в своей реальности и естественности и бесконечно сложна в проявлении таинственных, стихийных, часто враждебных человеку сил. Однако в счастливые минуты она для человека – источник радости, бодрости, высоты духа и сознания.

Иван Сергеевич Тургенев в своем творчестве выразил свое отношение к природе как душе России. Человек и мир природы в произведениях писателя выступают в единстве, независимо от того, изображаются ли степи,  звери, леса или реки. В знаменитых рассказах из «Записок охотника» это хорошо прослеживается особенно отчетливо.

[1]  Никольский В.А. Природа и человек в русской литературе XIX века. – М. 1973, – С. 98.

[2] Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем. Письма, т. 1, 1961, – С. 481.

  1. Аднан Салим  «Тургенев-художник,мыслитель». – М., 1983.
  2. Арустамова А.А., Швалёва К.В. Архетип потерянного рая в повести И.С. Тургенева «Фауст»//Проблемы межкультурной коммуникации. Межвузовский сб. научн. трудов – Пермь, 1999.
  3. Безъязычный В.И. Тургенев в  Калужском  крае.  –  Калуга: «Знамя», 1961.
  4. Белинский, Письма, т. II, 1914, стр. 360.
  5. Бялый Г.А. Поздние рассказы. «Таинственные повести» // Г.А. Бялый Русский реализм от Тургенева к Чехову. – Л., 1990. Дмитриев В.А. Реализм и художественная условность. – М., 1974.
  6. Головко В.М. Мифопоэтические архетипы в художественной системе позднего Тургенева (повесть «Клара Милич») // Межвузовская научная конференция «Проблемы мировоззрения и метода И.С. Тургенева» (К 175 – летию писателя). Тезисы докладов и сообщений. – Орёл, 1993.
  7. Голубков В. В. Художественное мастерство  Тургенева. – Москва,             
  8. Грузинский А.Е.  «И.С.Тургенев (Личность и творчество)». – М., 1972.
  9. Данилевский Р.Ю. Что такое Эллис в самом деле? (О «Призраках» Тургенева) // Спасский вестник. – Тула, 2000. – Вып. 6.
  10. Захаров В.Н. Концепция фантастического в эстетике Ф.М. Достоевского // Художественный образ и его историческое сознание. – Петрозаводск, 1974.
  11. Зельдхейи-Деак Ж. «Таинственные повести» Тургенева и русская литература XIX в. – Studia Slavika, Budapest, 1973, t. 19.
  12. Измайлов Н. В. // Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. Л.: Наука, 1973.
  13. Ильина В.В. Принципы фольклоризма в поэтике И.С. Тургенева. Дис. … канд. филол. наук. – Иваново, 2000.
  14. Кpопоткин П. Идеалы и действительность  в  русской   литературе.   С   английского.   Перевод   В. Батуринского под редакцией автора. СПб., 1987.
  15. Краснокутский В.С. О некоторых символических мотивах в творчестве И.С. Тургенева // Вопросы историзма и реализма в русской литературе XIX – н. XX века. – Л., 1985.
  16. Кузьмичёв И.К. Литературоведение XX века. Кризис методологии. – Н. Новгород, 1999.
  17. Лавров П.Л. И.С.Тургенев и развитие русского общества. Литературное наследство. – М.,1967.
  18. Левинтон Г.А. Легенды и мифы // Мифы народов мира. Энциклопедия. – В. 2 т. – М., 2000. Т. 2.
  19. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров // Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб., 2000.
  20. Микушевич В.Б. Струпа в тумане. Проблема несказанного в поздней прозе Тургенева // Тургеневские чтения: Сб. статей. – Вып. 1. – М., 2004.
  21. Муратов А.Б. И.С. Тургенев после «Отцов и детей». – Л., 1972.
  22. Муратов А.Б. Повести и рассказы 60-х годов. И.С. Тургенев. Собр. Соч.:в 12 томах. – М.,1978.
  23. Незеленов А.И. И.С. Тургенев в его произведениях. – СПб., 1985.
  24. Николаев П.А. История русского литературоведения: Уч. пос. для филол. спец. ун-тов и пед. ин-тов / П.А. Николаев, А.С. Курилов, А.Л. Гришунин; Под ред. П.А. Николаева. – М., 1980.
  25. Никольский В.А. Природа и человек в русской литературе XIX века. – М. 1973.
  26. Озеров. Л. «Тургенев И.С.Стихотворения в прозе». – М., 1967.
  27. Островская. Воспоминания о Тургеневе. «Тургеневский сборник», изд. «Огни», 1915.
  28. Осьмакова Л. Н. // Науч. доклады высш. шк. Филолог. науки. 1984. №1.
  29. Осьмакова Л.Н. О поэтике «таинственных» повестей И.С. Тургенева//И.С. Тургенев в современном мире. – М., 1987.
  30. Письма И. С. Тургенева к Людвигу Пичу, М. - Л., 1964.
  31. Письма И. С. Тургенева к Паулине Виардо, М., 1900.
  32. Поддубная Р.Н. Рассказ «Сон» И.С. Тургенева и концепция фантастического в русской реалистической литературе 1860 – 1870-х годов // Русская литература 1870-1890-х годов.– Свердловск, 1980.
  33. Пумпянский Л.В. Группа «таинственных повестей» // И.С. Тургенев. Сочинения. – Т. VIII. – М. – Л., 1989.
  34. Русская повесть XIX века (история и проблематика жанра). – Л.,1973.
  35. Смирнов В.А. Семантика образа «небесной девы» в повести Тургенева «Призраки» // Межвузовская научная конференция «Проблемы мировоззрения и метода И.С. Тургенева» (К 175 – летию писателя). Тезисы докладов и сообщений. – Орёл, 1993.
  36. Созина Е.К. Архетипические основания поэтической мифологии И.С. Тургенева (на материале творчества 1830 – 1860-х годов) // Архетипические структуры художественного сознания. – Сб. статей. – Екатеринбург, 1999.
  37. Стасюлевич М. и его современники в их переписке, в 5-ти томах, 3т.,СПб, переиздание.- 1963.
  38. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Т. 63, Гослитиздат, 1974.
  39. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического: Избранное. – М., 1995.
  40. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в 28 томах. Т. 7. - М.-Л., «Наука», 1964.
  41. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. Письма в 18 т. – М., 1987.
  42. Фишер В.М. Повесть и роман у Тургенева. – В сб.: Творчество Тургенева / Под ред. И.П. Розанова и Ю.М. Соколова. – М., 1960.
  43. Фишер В.М. Таинственное у Тургенева//Венок Тургеневу. Сб. статей. – Одесса, 1989.
  44. Чернышева Е.Г. Проблемы поэтики русской фантастической прозы 20 – 40-х гг. XIX века. – М., 2000.
  45. Шаталов С.И. «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева». – М., 1969.
  46. Щеблыкин И. П. История русской литературы 11-19 вв. «Высшая школа». – Москва, 1985.
  47. Юдин Ю.И. Фольклорно-этнографические истоки сюжета повести И.С. Тургенева «После смерти» // Литература и фольклорная традиция. – Волгоград, 1993.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское