Введение
1 Молодежь как особая социально-демографическая
группа: характеристика основных проблем
2 Положение молодежи в Российской Федерации:
рассмотрение государственной молодежной политики
3 Рассмотрение федеральной целевой программы
«Молодежь России»: особенности молодежной
политики в настоящее время
4 Характеристика социальной работы с молодежью
Заключение
Список используемой литературы
Наше обращение к такой теме как «Специфика социальных проблем молодежи, пути их решения в практике социальной работы» вызвано следующими обстоятельствами.
Во-первых, развитие института социальной защиты в России происходит не всегда последовательно, без ясного представления о том, на кого они должны быть направлены. Часто из перечня социально незащищенных слоев населения выпадает молодежь. Обострение социальных проблем, затрагивающих права и интересы молодежи, ухудшение их положения в целом – все это вынуждает принять экстренные меры по усилению социально – правовой защиты. Последствия социально – экономического кризиса в России наиболее тяжело отразились на условиях жизни и на развитии подрастающего поколения.
Проблемы социальной защищенности молодежи, как достаточно многочисленной социально-демографической группы населения страны, требуют самого пристального изучения. Именно сейчас, когда государство переживает постоянные социально-политические и экономические кризисы, и положение молодежи во многих сферах жизни общества ухудшается, задачи изучения и отслеживания реального положения молодых людей и выработки мер по усилению их социальной защищенности выдвигаются в число первоочередных.
Государство должно выступать гарантом социальной защищенности молодых людей, взять на себя обязанности и располагать достаточными экономическими, социальными, духовными и нравственными ресурсами, способными обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы, развития всех задатков и способностей, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде и максимально эффективное вхождение в эту среду.
Необходимость реализации прав молодежи на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами, а также конкретными проблемами положения современной молодежи заставляют в качестве приоритетных выбрать следующие направления государственной социальной политики по улучшению положения молодежи в Российской Федерации:
- укрепление правовой защиты молодежи;
- доступность образования;
- возможность трудоустройства;
- содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию молодых людей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности.
Для решения указанных задач необходимо активнее привлекать все общество, всех граждан, различные общественные организации, при этом создавая условия для их деятельности, оказывая поддержку и помощь.
В настоящее время наблюдается разрыв между уровнем постоянно растущих притязаний молодых людей, наличием огромного творческого потенциала личности и ограниченными пока возможностями его реализации в пределах того социального пространства, где располагается жизненный путь ныне живущего человека. Углубление этого противоречия ведет к деградации личности, к укреплению ложных ценностей в духовном мире, что и является, в конечном счете, причиной антиобщественного поведения.
К сожалению, реалии сегодняшней жизни таковы, что угрожающий характер приобретает рост безработицы среди молодежи. Государство на сегодняшний день не гарантирует выпускникам высших и средних учебных заведений дальнейшего трудоустройства. Многие отсеиваются из образовательных учреждений, тем самым пополняют ряды безработной молодежи. За последнее время наблюдается значительное снижение интеллектуального потенциала страны, ухудшение положения молодежи различных возрастных групп и различной степени профессиональной подготовки. Потеря значимости у молодого поколения таких понятий как «труд», «жизненные ценности», все это грозит дальнейшим углублением негативных тенденций в социально-экономической, социальной и культурной сферах общества.
Социальные мероприятия по отношению к студенческому возрасту имеют особую значимость, поскольку в полной мере могут способствовать более успешному профессиональному становлению будущих специалистов. Очень важно своевременно отслеживать и реагировать на изменения, происходящие в условиях жизни студентов, молодых специалистов их социальной защищенности, а также выявлять положительные и отрицательные тенденции. Молодежь, в общем, и студенчество в частности являются важнейшей социальной группой. Именно молодое поколение самое активное и в социальной и в экономической сфере. Молодые люди создают семьи, от того, на сколько они социально защищены сейчас зависит как состояние разных сфер общества, так и генофонда нации [17, С.83].
Именно поэтому на наш взгляд, это и обусловило актуальность выбранной темы.
- Молодежь как особая социально-демографическая группа: характеристика основных проблем
Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, мы обречены на вымирание.
В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.
Для того, чтобы оказать помощь молодежи нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д. Социология молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам для того чтобы эффективно построить работу.
Молодежь - это социально- демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения.
Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.
Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).
В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.
Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу.
По данным переписи населения 1989 г. молодежи от 14 до 30 лет в РФ насчитывается 34,4 млн. человек, или 23,4%. За 10 лет (с 1979 г.) численность молодежи сократилась на 8 млн. человек и эта тенденция развивается [27, С.528].
Падение рождаемости в Российской Федерации привело к «старению» молодежи: увеличилась доля 25-29 летних.
Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 19% и составляет лишь 18,5% сельского населения России.