Введение
Глава 1. Теоретические основы маркетинговой деятельности в ресторанном бизнесе
1.1. Тенденции и проблемы развития ресторанного бизнеса
1.2. Особенности организации маркетинга в ресторанном бизнесе
Глава 2. Анализ маркетинговой деятельности в ресторане «-»
2.1. Структура и функции отдела маркетинга фирмы. Организация маркетинговой работы.
2.2. Маркетинговый анализ фирмы и выявление проблем
Глава 3. Совершенствование маркетинговой работы ресторана «-»
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию маркетинговой службы
3.2. Маркетинг-план на 2012 год в ресторане «-»
Заключение
Список использованных источников
Ресторанный бизнес по обороту занимает в мире весьма высокое место. Вместе с этим, это один из самых рискованных видов бизнеса: 50% новых ресторанов разоряются на первом году своего существования, за два года - 65% и только один ресторан из десяти доживает до 5 лет.
Вместе с ростом уровня жизни увеличивается и число отечественных ресторанов, а индустрия питания ныне - одна из самых перспективных отраслей экономики. Со всеми вытекающими: повышением инвестиционной привлекательности рынка и его крупнейших игроков в глазах российских и иностранных инвесторов, появлением все новых операторов и концепций ресторанов, освоением региональных рынков крупнейшими игроками и развитием сопутствующих рынков.
Цель работы – дать предложения по маркетинговой политике ресторана.
Объектом исследования выступает маркетинг сети ресторанов «-».
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- рассматриваются теоретические аспекты маркетинговой деятельности в ресторанном бизнесе;
- проводится исследование маркетинговой политики современного ресторанного предприятия «-»;
- вырабатываются предложения по совершенствованию маркетинга.
Структурно работа состоит из следующих разделов: введения, трех логически связанных глав, заключения и списка использованных источников.
Для исследования в работе использованы как специальная литература по теме проекта, таки результаты маркетинговых исследований, проведенных ЗАО ««-»», Интернет – источники и материалы СМИ.
Глава 1. Теоретические основы маркетинговой деятельности в ресторанном бизнесе
1.1. Тенденции и проблемы развития ресторанного бизнеса
В последние годы происходят заметные изменения в системе организации общественного питания в нашей стране. По сравнению с началом 90-х годов ХХ века количество предприятий общественного питания резко увеличилось, повысились показатели их работы, улучшились качество и организация обслуживания. Рост благосостояния, возроЯпонияя деловая активность, все более ускоряющийся темп жизни, изменение менталитета россиян с ориентацией на западные общества потребления, необходимость более экономного использования рабочего времени - все это обуславливает активное развитие сети общественного питания.
Отечественный ресторанный рынок в настоящий момент развивается, следуя тенденциям присущим мировому ресторанному рынку. Однако, анализируя развитие ресторанного бизнеса в России, следует учитывать, что ситуация в каждом регионе специфичная и говорить о тенденциях развития ресторанного рынка в целом не представляется возможным. Но, если рассматривать, как этот рынок развивался в Москве и Санкт-Петербурге (учитывая, что многие эксперты маркетинговых компаний отмечают запоздалость в развитии регионов по отношению к лидерам российского ресторанного рынка в 3-5 лет), можно выделить следующие особенности и тенденции развития ресторанного бизнеса в России.
На сегодняшний день ресторанный бизнес в России представлен большим разнообразием типов заведений:
классический фаст-фуд;
рестораны «Quick Service» («ускоренное обслуживание»);
рестораны «Free Flow» («свободное движение»), где часть технологических процессов вынесена на обозрение посетителей. Это новое направление в развитие предприятий быстрого обслуживания, суть концепции «Free Flow» заключается в максимально демократической работе с гостем. Данная концепция дает возможность посетителю самому определиться в выборе различных видов блюд, перемещаясь от одной зоны раздачи и приготовления блюд к другой;
«тиражируемые» рестораны - заведения среднего класса с высоким качеством традиционной кулинарии, которые используют полуфабрикаты, и выпечку собственного приготовления. Их отличают хороший уровень обслуживания официантами, различные дополнительные услуги, такие как, бесплатная парковка, городской телефон, свежая пресса, еда навынос;
авторские рестораны, где высокий уровень кухни, сервиса и цен ориентирован на постоянных клиентов[1].
Но, несмотря на большое разнообразие, сегодня одной из главных тенденций является тенденция взаимодействия элитных ресторанов и демократических кафе с уютной обстановкой и невысокими ценами. Эти заведения, в основном, рассчитаны на средний класс.
По данным исследования, проведенного по заказу отраслевого журнала «МД-Ресторан», на начало 2010 года в Москве функционировало около 10 тысяч предприятий общественного питания, из них более 8 тысяч являются открытой сетью, из которых около 3,5 тысяч заведений имеют посадочные места.
По данным Мосгоркомстата товарооборот общественного питания за второе полугодие 2009 года увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 11,9% и составил 25 017,8 млн. рублей. Ежегодный рост рынка составляет 20% (в то время как рост общероссийского рынка общественного питания составил около 30 %). Более подробные данные представлены на диаграмме
[1] Людковская А. Будем сетями// Food Service. 2010. №8. с. 13-14.