Проблема конфликтного поведения и ухудшения психоэмоциональной сферы детей сегодня представляет особую актуальную тему для исследований. При обучении в школе ребенок переживает серьезные изменения в своей психоэмоциональной сфере, которые начинаются еще с дошкольного возраста и сопровождаются различными реакциями и последствиями: отрицание, проявление агрессивности, конфликтность, упрямое поведение и т.д.
Для окружающих ребенка людей наиболее опасным является конфликтное и агрессивное поведение, что усугубляется еще и тем, что ребенок не осознает тяжесть и вред своих действий. Дети с повреждениями психоэмоциональной сферы чаще всего тревожны, озлобленны, эгоцентричны, нечувствительны к чувствам других людей, имеют неадекватную самооценку (завышенную или заниженную) и трудности в решении жизненных проблем. У них бедный духовный мир, мало или совсем нет никаких увлечений – именно такие дети чаще всего склонны к конфликтности.
На развитие конфликтного поведения ребенка влияет множество факторов. Эти факторы могут быть вызваны и проблемами в семье, во взаимоотношениях со сверстниками, неудачами в спортивной деятельности, плохой успеваемостью в школе и т.д. Взаимосвязь среды и психоэмоциональной сферы личности широко изучается в психологии. В частности, Л.С. Выготский писал, что надо изучать среду ребенка и прежде всего то, что она означает для него, каково отношение у ребенка к этим отдельным сторонам среды
Современные дети растут в совершенно ином мире, который значительно отличается от того, в котором жили наши родители, и представители старшего поколения. В то же время, современные родители пытаются отобрать в постоянно нарастающем потоке информации самую безопасную для их детей. Но защитить от всех негативных факторов невозможно. В связи с этим свою актуальность приобретает организованная деятельность педагогов и учителей, направленная на снижение конфликтности у детей в подростковом возрасте. Снижение конфликтности улучшает психологический климат в детском коллективе, способствует их сплоченности, развитию дружеских связей, повышает успеваемость детей и их целеустремленность в учебной деятельности.
Целью данной работы выступает изучение уровня конфликтности детей подросткового возраста.
Задачам работы выступают:
– охарактеризовать особенности подросткового возраста и причины конфликтного поведения в этом возрасте;
– описать педагогические условия и методы регулирования конфликтного поведения в подростковом возрасте;
– организовать и провести экспериментальное исследование уровня конфликтности школьников подросткового возраста;
– разработать методические рекомендации для классного руководителя по снижению уровня конфликтности в классе.
Объект исследований в курсовой работе является конфликтность детей в подростковом возрасте.
Предмет исследования – педагогическая деятельность по снижению уровня конфликтности школьников подросткового возраста.
Методологическая база исследования:
– теоретические: обобщение, описание, анализ педагогической литературы;
– эмпирические: диагностические методы, а именно – опросник Басса-Дарки «Оценка уровня агрессивности» и тест В.Ф. Ряховского «Самооценка конфликтности».
Гипотезой исследование выступает предположение о том, что в подростковом возрасте у детей наблюдается повешенный уровень агрессивности, который обуславливает их конфликтное поведение.
Эмпирическая база исследования: В исследовании приняли участие ученики 7 «Б» класса в количестве 24 человек, обучающиеся МБАУ СОШ №..
Структура работы: введение, теоретическая и практическая главы, заключение, список использованных источников и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения конфликтности у детей в дошкольном возрасте
1.1 Психологические особенности детей подросткового возраста
Существует большое количество фундаментальных изысканий, гипотез и теорий подросткового возраста. Почти все из рассмотренных раньше концепций ребяческого становления приходят в столкновение и показывают себя в сфере психологии подростка.
Советский психолог и педагог Л.С. Выготский досконально осматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее «ключом ко всей проблеме психологического становления подростка». По мнению ученого, решение вопроса «Что такое Я?» может быть обнаружено лишь методом столкновения с реальностью [6].
Отличительные черты становления ребенка в данном возрасте появляются в следующих симптомах: образуются проблемы в отношении со взрослыми: негативизм, упрямство, апатия к оценке успехов, уход из школы, потому что главное для ребенка наблюдается сейчас вне школы; детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять); ребенок начинает вести дневник. Почти все из исследователей сообщали о тайных тетрадях и дневниках, в каких молодой человек находит исключительно свободное пристанище, где никто и ничто не стесняет [6,c.105].
Предоставленный лично себе, он непринужденно и независимо выражает собственные внутренние, тотчас глубоко интимные треволнения, тревожащие идеи, сомнения и наблюдения. Все перечисленное говорит о обращении ребенка к самому себе.
Во всех признаках просматривается вопрос «Кто Я?». Что становится основным для ребенка в школе? Ребята разговаривают, их дела строятся на кодексе товарищества, полного доверия и рвения к полнейшему взаимопониманию.
В данный период учебная работа для ребенка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной работы, хотя она и остается преобладающей, в работу общения.
Также, своеобразно формируется система взаимоотношений с учителем: тогда место, которое ребенок занимает внутри коллектива, становится в том числе и главнее оценки учителя. В общении осуществляется отношение к человеку конкретно как к человеку. Как раз тут наблюдается усвоение нравственных норм, осваивается система нравственных ценностей. Тут следует мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых трудных сторон грядущей жизни [1].
Работа общения необыкновенно важна для формирования персоны в полном толке слова. В данной работе складывается самосознание. Главное новообразование этого возраста – общественное понимание, перенесенное вовнутрь. Контролирование собственного поведения, проектирование его на базе нравственных норм это и есть личность.
Дети не похожи друг на друга. Это совершенно очевидно всякому, кто наблюдает за ними, и поэтому особенно удивительно, что только относительно недавно этот факт получил достойное освещение как в исследованиях, нацеленных на формирование личности ребёнка. Знание того, что между детьми существуют заметные индивидуальные различия, не особенно поможет в работе с трудными детьми, если не будут представлены данные о том, что эти отличия связанны с развитием расстройства, и если не известно чем вызваны эти различия и как они влияют на развитие. Было проведено немного исследований, призванных ответить на эти вопросы, в то же время уже собрано достаточно информации, подтверждающей, что проблема индивидуальных особенностей имеет большое значение, как практическое, так и теоретическое [4].
Самым очевидным различием между детьми является различие по половому признаку. В физиологическом плане разница между мальчиками и девочками столь очевидна, что о ней едва ли стоит говорить. Одно из наиболее детально описанных различий касается скорости созревания организма. Это наиболее заметно как раз в подростковом возрасте [5].
Девочки созревают гораздо раньше мальчиков. Эта разница в темпах роста между мальчиками и девочками, определяемая х-хромосомой, составляет 2 недели с момента родов, ровна почти году к моменту поступления в школу, а в период полового созревания - от 18 месяцев до 2 лет.
В любом возрасте мальчики крупнее девочек и к тому же физически сильнее, существуют данные, что они более чувствительны и уязвимы к практически всем видам физических воздействий. Психические нарушения также значительно чаще встречаются среди мальчиков. Психоаналитическая теория не даёт удовлетворительного объяснения, и, как убедительно указывают сторонницы феминизма, на то, как Фрейд понимал женщин, сильно влияли распространенные в его время предрассудки о мужском превосходстве.
Изменение соотношения психических нарушений у подростков происходит параллельно до полового созревания, и такие нарушения больше всего распространены у мужчин, тогда как после него они начинают преобладать у женщин. Это объясняется социальным влиянием.
Совершенно независимо от половых различий дети значительно отличаются друг от друга также и своим темпераментом, причём эти различия проявляются с момента рождения. Особенности темперамента имеют выраженную генетическую природу с возможной модификацией при черепно-мозговых травмах, однако было бы совершенно неправильно рассматривать их как полностью конституциональные. Подобно любым другим свойствам психики человека, они зависят от жизненного опыта ребёнка, являясь результатом сложного и непрерывного взаимодействия между генетическими, биологическими и многочисленными социальными факторами [4].
Итак, к психологической специфике исследуемого возраста можно отнести:
- возникающие трудности в отношении со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы;
- детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять);
- ребенок начинает вести дневник.