Курсовая работа|Философия

Курсовая Свобода как принцип человеческого бытия

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: bugalter

Год: 2012 | Страниц: 24

Введение.                                                                                                                             

  1. Эволюция понятия «свобода». 
  2. «Свобода» в трудах западных философов 
  3. «Свобода» для русских философов 

Заключение                                                                                                       

Литература                                                                                                       

Понятие свободы, ее необходимость и возможность являются, наверное, одними из самых обсуждаемых философских проблем, но актуальность этой темы остается постоянной. Философия свободы личности была предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Фромма, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью, с произволом и анархией, с равенством и справедливостью.

Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующая сущность человека и его существование, состоящие в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. В истории понятие «свобода» прошло длительную эволюцию - от "отрицательной" («свобода от») до "положительной" («свобода для») трактовки. В настоящее время диапазон понимания понятия  свободы чрезвычайно широк - от полного отрицания самой возможности свободного выбора (бихевиористы) и разрешимости проблемы свободы (позитивисты), до обоснования "бегства от свободы" (Фромм) и необходимости полного отказа от свободы (Белл), в условиях современного цивилизованного общества. Современными философами свобода трактуется как универсалия культуры субъективного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания.[1] Но отсутствие внешнего целеполагания еще не означает гарант подлинной свободы, ибо не снимает связанности деятельности условиями ее протекания. Поэтому очень сложно говорить о наличии свободы даже при отсутствии средств принуждения. Очень часто проблему свободы для облегчения ее рассмотрения дробят ее на свободу существования, свободу выбора, и т.д. Но при изучении свободы как сущностного принципа бытия более рациональным  будет рассмотрение свободы в общем, и проблемы свободы «хотения»[2], то есть свободы самих человеческих желаний в частности.

  Возможна ли свобода, насколько она является абсолютной, насколько действия, мысли и желания человека предопределены, каково действие закона причинности в отношении свободы, является ли свобода для человека даром или испытанием, - все эти вопросы не раз ставили перед собой философы. Но каждому удавалось обнаружить новый аспект этом проблемы, рассмотреть ее в новом ракурсе.

Поэтому целью работы является рассмотрение различных  подходов к понятию свободы, выявление ее связи с человеческим бытием. Поэтому в данной работе представлены взгляды основных западных философов (Канта, Спинозы, Гегеля, Шопенгауэра, Фромма, Скиннера, Ясперса, Сартра, Белла), внесших свой вклад в изучение проблемы свободы, а также для выявления специфики русского отношения к свободе, изложены мысли некоторых русских философов, таких как Бердяев Н.А., Трубецкой Е.Н., Лосский Н.О., Левицкий С.А., Соловьев Вл.

 

  1. Эволюция понятия «свобода»

Свобода личности – это конкретно-историческое понятие. В каждую историческую эпоху она определяется степенью познания людьми процессов, происходящих в природе и обществе, социальным и политическим строем данного общества. Поэтому понимание свободы различается как по различным историческим эпохам, так и по общественным укладам обществ.

Часто проблему свободы рассматривают как проблему свободы выбора. В проблеме свободы выбора ставится вопрос о внутренних границах самого хотения. «Способна ли воля выбирать между мотивами, если она является лишь регистратором, приводящим в действие наиболее сильный мотив?» Детерминисты утверждают, что волевая жизнь человека сводится к борьбе мотивов, в которой автоматически побеждает сильнейший. Но критерия силы или слабости мотивов нет. И какой мотив оказался сильнейшим, мы узнаем только из практики. И детерминисты попадают в замкнутый круг: сначала за причины победы мотива выдается сила мотива, а затем за критерий силы – победа мотива. Непосредственный опыт говорит нам, что мы способны выбирать между мотивами только в случае приблизительного равенства их сил (иначе выбор будет автоматическим). Но при этом победа достигается через прибавление нового, «третьего» мотива, так как наше «Я» не может оставаться пассивным зрителем мотивов и должно вмешаться в грозящую «ничью» мотивов или временно отказаться от решения. Но никто не гарантирован от того, что то, что представляется свободным актом выбора, на самом деле предопределено характером, воспитанием, средой и т.д. То есть «свободный» акт выбора может оказаться на самом деле не выбором, а тем же автоматическим следованием «сильнейшему» мотиву, но о силе которого в данный момент мы не имеем истинного представления. Кроме того, ощущение свободного выбора еще не является доказательством действительной свободы выбора. Скорее наоборот, самое мучительное –  необходимость выбирать, и чем больше предметов выбора, тем интенсивнее это психологическое ощущение несвободы. Таким образом, необходимо поставить вопрос «соответствует ли ощущению свободы выбора действительная свобода выбора»?

 По существу в проблеме свободы ставится вопрос об отношении нашей воли к истинно сущему и ставится под сомнение истинно сущее нашей воли. Последовательные позитивисты, отрицающие метафизику, отрицают  и разрешимость проблемы свободы. Материалисты принимают за истинно сущее материю, а психику – за эпифеномен. Следовательно, мы несвободны в наших действиях, даже обладая субъективным ощущением свободы. В богословии, например, представлен супранатуралистический детерминизм, согласно которому все наши действия предопределены Господом Богом. И Лейбниц не без основания говорил о «духовных автоматах», каковыми являются все живые существа. Различны подходы к свободе в детерминизме и индетерминизме. Традиционно вопрос ставится так: или моя воля есть одно из звеньев в сложной цепи мировой причинности – и тогда моя воля несвободна; или же моя воля обладает способностью к самопроизвольным актам – способна нарушать цепь причинности, внося в нее прерывность и принципиальную непредвиденность. Индетерминисты утверждают, что отрицание свободы с неизбежностью влечет за собой отрицание моральной ответственности, и, следовательно делает человека существом морально невменяемым. Тогда лишается основы любая мораль. Детерминисты, обратно, утверждают, что способность к самопроизвольным актам делала бы человека невменяемым в другом отношении: человек стал бы действовать согласно собственным иррациональным капризам, и тем самым вопрос  моральной вменяемости лишился бы своего смысла. Индетерминисты утверждают, что при наличии абсолютно равных мотивов человек был бы обречен на пассивность, так как не смог бы решиться на выбор. Детерминисты возражают, что невозможно подыскать в природе двух абсолютно равных величин.

[1] Новейший философский словарь/ сост. А.А. Грицанов, Минск: изд-во В.М.Скакун, 1998, с.602

[2] Левицкий С.А. Трагедия свободы – М.: Канон, 1995, т.1. с.9

  1. Ачильдиев В.А. Философия жизни на пороге XXI века: новые смыслы// Вестник МГУ, сер.7, Философия, 2000, №6, с.177-190
  2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества.- М.: «Правда», 1989. 610с.
  3. Бороноев А.О., Соловьев О.М. Человек и свобода// Социально-политический журнал, 1995, №4, с.219-231
  4. Бузгалин А. «…это сладкое слово – свобода»// Свободная мысль XXI, 1999, №9, с.92-103
  5. Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте. - М.: Наука, 1990. 126с.
  6. Камю.А. Бунтующий человек. - М.: Наука, 1990. 386с.
  7. Левицкий С.А. Трагедия свободы – М.: Канон, 1995, т.1. 512с.
  8. Невважай И.Д. Свобода и знание. – Саратов. Саратовская государственная академия права: ред.-издат. Отдел, 1995. 204с.
  9. Новейший философский словарь/ сост. А.А. Грицанов. - Минск: изд-во В.М.Скакун, 1998. 896с.
  10. Проблемы свободы человека в современной идеологической борьбе/ отв. Ред. В.А.Штейнберг. – Рига: Зинатне, 1987. 207с.
  11. Сабиров В.Ш. Два лика зла. -М.: Знание, 1992. 64с.
  12. Самченко В.К. Связь и свобода. Эволюция связи в природе и обществе. - Красноярск, изд-во Красноярского ун-та, 1995. 151с.
  13. Семинарские занятия по философии/ под ред. К.М. Никонова. - М.: Высш. Шк., 1991. 287с.
  14. Социальная философия: Хрестоматия / сост. Д.И.Заров; под. ред. А.С.Борщова. –Саратов: изд-во Сарат. Ун-та, 1998. 156с.
  15. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. - М.: Республика, 1994. 432с.
  16. Философия/ под ред. Л.Г. Конопович, Г.И. Медведевой. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 596с.
  17. Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Прогресс, 1989. 272с.
  18. Фромм Э. Душа человека. –М.: Республика, 1992. 430с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Философия
2015 год 23 стр.
Курсовая Нравственное сознание
diplomstud
Курсовая работа Философия
2013 год 34 стр.
Курсовая Принципы верификации и фальсификации
Svetlana
Курсовая работа Философия
2013 год 31 стр.
Курсовая Особенности русского национального характера
Курсовая работа Философия
2013 год 27 стр.
Курсовая Идеальное государство Платона

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское