Введение.
- Характеристика традиционных концепций лидерства.
1.1. Понятие и концепции лидерства.
1.2. Теория лидерских качеств.
1.3. Теория лидерского поведения.
- Исследование лидерских качеств и лидерского поведения персонала ООО «Джурик Софт».
2.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия.
2.2. Экспертная оценка лидерских качеств и лидерского поведения руководителей
2.3. Оценка лидерского потенциала сотрудников.
- Пути совершенствования лидерского потенциала персонала ООО «Джурик Софт»
3.1. Формирование кадрового резерва.
3.2. Внедрение наставничества.
3.3. Оценка экономической эффективности разработанных мероприятий.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложения.
На современном этапе человеческое общество поднялось в своем развитии до такого уровня, что наиболее результативной оказывается трудовая деятельность высокоразвитых личностей. Для того, чтобы управлять такими индивидами, требуется именно лидер, а не начальник, осуществляющий формальное руководство. Поэтому лидерство востребовано сейчас не случайно, оно, прежде всего, является потребностью современной экономики. Лидер - это символ общности группы, эталон группового поведения. Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно, и принимается последователями.
Для выработки научно обоснованной кадровой политики необходимо иметь теоретические представления о природе лидерства, так как это реальное экономическое и социально-психологическое явление, оказывающее большое влияние на устойчивость работы организации, на ее прибыльность.
Общая модель лидерства объединяет различные концепции лидерства. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства. Традиционные концепции лидерства являются самыми ранними. Изначально они предполагали, что в любой ситуации лидер должен обладать определенными качествами. Несколько позже в исследовании произошел сдвиг в сторону выявления образцов поведения лидеров.
Актуальность изучения традиционных концепций лидерства обусловлена тем фактом, что эффективное применение технологий лидерства позволяет обеспечить выход организации на траекторию саморазвития, достижение и поддержание ее конкурентных преимуществ, что особенно важно в неблагоприятных условиях мирового финансового кризиса.
Целью данной работы является углубленное изучение сущности и традиционных концепций лидерства, исследование лидерских качеств персонала конкретного предприятия и определение путей совершенствования лидерского потенциала.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать понятие лидерства и рассмотреть его основные концепции;
- изучить традиционные концепции лидерства - теория лидерских качеств и теорию лидерского поведения;
- провести исследование лидерских качеств и лидерского поведения персонала в условиях объекта исследования;
- определить пути совершенствования лидерского потенциала персонала и рассчитать их экономическую эффективность.
Объектом исследования в данной работе является общество с ограниченной ответственностью «Джурик Софт». В соответствии с уставом и действующим законодательством, данное предприятие осуществляет оптовую и розничную торговлю компьютерами и оргтехникой, а также осуществляет работы по настройке и медернизации локальных сетей, обеспечению компьютерной безопасности, установке программного обеспечения.
Предмет исследования - методика оценки лидерского потенциала сотрудников ООО «Джурик Софт».
Теоретической и методологической основой курсовой работы являются учебные пособия по управлению персоналом, публикации в периодической печати по теме исследования.
Практической основой курсовой работы является бухгалтерская отчетность и кадровая документация ООО «Джурик Софт» за 2007-2009 г.г.
Методы исследования – системный подход, анализ и синтез, методы логического моделирования.
1. Характеристика традиционных концепций лидерства
1.1. Понятие и концепции лидерства
Лидерство является важнейшим компонентом эффективного управления в условиях стремительного изменения бизнес среды. Однако в современной науке лидерство трактуется неоднозначно. Рассмотрим подходы к определению понятия лидерства у зарубежных и отечественных авторов.
М. Вудкок и Д. Френсис отмечают сложность определения категории «лидерство», поскольку «приняты различные подходы к лидерству, зависящие от личных предпочтений, местных обычаев, природы выполняемых задач и выполняющих их людей». [1]
У. Экстон определяет лидерство как абстракцию высокого порядка, символизирующую различные формы активности - от командования войском в ходе сражения до первенства в сфере создания произведений искусства. Согласно У. Экстону, термин «лидерство» раскрывается следующим образом:
1) эффективные и успешные инновации в высокотехнологичном бизнесе;
2) доминирование по показателям деятельности предприятия, как то: масштаб деятельности, объем продаж, прибыльность, имидж предприятия в глазах общественности, успешный маркетинг.[2]
Другие авторы (Дж. Терри, П. Друкер) рассматривают лидерство в контексте стимулирования деятельности последователей. Дж. Терри понимает лидерство как "воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели.
Согласно статусному подходу (О.С. Виханский, Л. Даунтон, Ж. Блондель), лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений. Такая интерпретация лидерства, по мнению авторов, вытекает из структурно-функционального подхода, рассматривающего общество как сложную, иерархически организованную систему социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций, дает человеку статус лидера.
Представители другого методологического подхода (В. Кац, Л. Эдингер, М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури) понимают лидерство как влияние на других людей. Такое влияние, по мнению авторов, должно отвечать следующим требованиям:
1) влияние должно быть постоянным;
2) руководящее воздействие лидера должно распространяться на всю группу (организацию);
3) лидер должен иметь явный приоритет во влиянии;
4) влияние лидера должно опираться не на прямое воздействие силы, а на авторитет или, по меньшей мере, признание правомерности руководства. [3]
Анализ вышеперечисленных требований показывает, что авторы смешивают понятия «лидерство» и «руководство». Так, в четвертом требовании допускается, что влияние лидера может опираться на признание правомерности руководства, иначе говоря, на признание формального управленческого статуса лидера. Между тем лидер не обязательно является руководителем. Формальная и неформальная структуры в организации (коллективе) могут не совпадать, и в таком случае руководитель нуждается в установлении и поддержании хороших отношений с неформальными лидерами групп, входящих в возглавляемую им организацию. Менее компетентный руководитель вынужден наиболее полно использовать властные полномочия, предоставленные ему сверху, для того чтобы добиваться решения управленческих задач. Идеальный руководитель, одновременно являющийся лидером возглавляемого коллектива, обладает более широким спектром инструментов воздействия на членов коллектива. Для выполнения его указаний нет необходимости использовать официальные санкции, поскольку группа в значительной степени управляема.
[1] Сергеева О. Б. Лидерство и управление как компетенции руководителей среднего звена // Управление персоналом. – 2005. - № 19. – С. 42
[2] Чуркин А. Законы лидерства // Управление персоналом. – 2007. - № 12. – С. 39
[3] Нефедов Ю. На пути к определению национальной модели лидерства // Управление персоналом. – 2007. - № 11. – С. 35