Введение
1 Современное состояние международных перевозок грузов воздушным транспортом
1.1 Место и роль грузовых авиаперевозок в современных условиях
1.2 Таможенный контроль грузов, перемещаемых воздушным транспортом: правовые основы, особенности проведения
2 Анализ деятельности таможенных органов Татарстанской таможни при перемещении грузов воздушным транспортом
2.1 Характеристика деятельности Татарстанской таможни
2.2 Анализ системы транспортной логистики при перемещении грузов воздушным транспортом и направления ее совершенствования
Заключение
Список использованных источников
Глобализация мировой экономики и рост международной грузовой торговли способствуют развитию мировых грузовых перевозок, в том числе воздушного транспорта. Особое место среди различных видов транспорта занимает авиационный транспорт. Он является скоростным, а, следовательно, учитывая, что Российская Федерация является самой крупной страной в мире, то авиационный транспорт в России занимает первое место, согласно данным Росстата, по объемам перевозок грузов и пассажиров на большие расстояния.
Управление качеством услуг авиаперевозки в современных условиях необходимо, потому что все еще остаются слабоизученные проблемы, в частности, проблемы связанные с повышением эффективности и качества обслуживания пассажиров в процессе авиаперевозок, а также повышение уровня безопасности при осуществлении перевозки пассажиров, а также необходимость расширения деятельности российских авиакомпаний на мировом рынке грузовых перевозок, выявления их потенциала на этом рынке путем комплексного изучения современных тенденций их развития и роль в таможенной логистике. Вышесказанным определяется актуальность темы работы.
Целью курсовой работы является исследование грузовых воздушных перевозок и их роль в таможенной логистике.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить место и роль грузовых авиаперевозок в современных условиях;
- рассмотреть особенности правового регулирования перевозок грузов воздушным транспортом;
- дать организационно-экономическую характеристику деятельности Татарстанской таможни;
- провести анализ системы транспортной логистики при перемещении грузов воздушным транспортом и предложить направления ее совершенствования.
Объектом исследования в работе выступила деятельность Татарстанской таможни.
Предмет исследования – экономические отношения, определяющие таможенное регулирование грузовых перевозок на воздушном транспорте.
Теоретическая база курсовой работы состоит из трудов таких авторов как: З.Т. Абусуфянова, Ж.А. Ахмедова, А.В. Аронов, М.Г. Иванов, В.А. Кашин, Е.В. Мещерякова, Л.Ю. Родкевич и др.
Информационная база курсовой работы состоит из законодательных актов Российской Федерации по вопросам деятельности Федеральной таможенной службы России; результатов исследований, содержащиеся в работах отечественных экономистов; материалы периодических специальных изданий; статистические данные.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка использованных источников.
1 Современное состояние международных перевозок грузов воздушным транспортом
1.1 Место и роль грузовых авиаперевозок в современных условиях
Международные авиаперевозки в на стоящее врем я являются на иболее регулируемым вид ом транс порта во все м мире. Кроме того, это сам ый без опасный вид транс порта (опережающий морской транс порт), однако он огр аничен сто имостью, кот орую он не сет по сравнению с друг ими вид ами транс порта.
Перевозка грузов, осуществляемых этим сред ством, является как граждан ской, так и во енной. Его на иболее час тое – коммерческое ис пользование, являясь ключевым сред ством между народных пер евозок из -за его скорости и эффект ивности.
Тип ис пользуемых сам олетов раз личается между тем и, кот орые ис пользуются для пассажиров и тех , кот орые ис пользуются для грузовых пер евозок. Последние спец иально раз работаны для хранения любого вид а товар ов, от про дуктов питания до текст иля или даже целого грузовика. Благодаря сво им раз мерам они им еют бол ьшую емкость, кот орая по зволяет им , в за висимости от модел и, до стигать на грузок от 20 тонн до бол ее 100 тонн.
Несмотря на сво и очевидные сравнительные пре имущества, во здушный грузовой транс порт (ВГТ) на про тяжении многих де сятилетий им ел огр аниченное абсолютное уча стие в на циональной транс портной сис теме; естественное след ствие географической цен трализации хозяйств а и пре обладания на земных вид ов транс порта, бол ее при годных для пер евозки тяжеловесных и громоздких грузов, про дуктов сельскохозяйственной и до бывающей де ятельности сначала, а за тем про мышленной де ятельности.
В течение по слевоенных де сятилетий и до 1970-х год ов прав ительство России способ ствовало рос ту стра ны по средством глубокой про текционистской по литики, характер изующейся по степенным огосударствлением сам ых раз нообразных вид ов эконом ической де ятельности, включая усл уги аэропортов и во здушного транс порта, кот орые пер воначально пре доставлялись час тным лиц ам [6, c.29] .
В 1990-х Россия сто лкнулась с глубоким эконом ическим кризисом. Международное падение цен на не фть, де вальвация валюты, от ток капитал а и рос т об служивания вне шнего до лга при вели к ситуации не контролируемой инф ляции и факт ической при остановке плат ежей за границу. Столкнувшись с кризисом и давлением между народных эконом ических орган изаций, про текционистская по литика бы ла вы нуждена от казаться от стра тегии раз вития, основ анной на по ощрении эконом ической конкуренции и вне шней торг овли. С этой целью феде ральное прав ительство при ступило к при ватизации или реприватизации, в не которых слу чаях, бол ьшинства по лугосударственных комп аний и осуществило важн ый про цесс де регулирования про изводственной де ятельности.
Новая схема освободила магистральные авиалинии от об язанности об служивать малоприбыльные для них маршруты и об легчила вы ход на рын ок нов ых по ставщиков усл уг, особ енно в сегментах магистральных, региональных и региональных, феде ральных. Экономическое де регулирование коммерческой авиации бы ло оформлено семь лет спустя, в 1997 год у, путем публикации нов ого «Воздушного кодекса Российской Федерации» [3].
На во здушном транс порте, как и на бол ьшинстве вид ов транс порта, эконом ическое регулирование для вну треннего и между народного рын ков раз лично. Происходивший в на шей стра не про цесс де регулирования по существ у при вел к из менениям во вну тренней сфер е. На вну треннем рын ке про пускной режим регулируется по средством концессий и раз решений, кот орые ис пользуются со ответственно для так на зываемых регулярных и чартерных рейсов. Концессия регулирует де ятельность комп ании по на бору определен ных маршрутов, кот орые до лжны об служиваться в со ответствии с ранее утв ержденной час тотой и маршрутами. В на стоящее врем я из менить список маршрутов, лиц ензированных для комп ании, не сложно. Разрешение пре доставляется для оказания госуд арственных усл уг в чартерном режиме и не об язывает комп ании огр аничивать себя определен ными маршрутами или маршрутами [7, c.13].
Авиакомпании, спец иализирующиеся на грузовых пер евозках, по явились в России в 1992 год у, и все го за де сять лет они сравнялись по до ле рын ка с магистральными пассажирскими авиалиниями, кот орые на про тяжении де сятилетий до минировали в этой сфер е. В по следующие год ы они про должали увеличивать сво ю до лю рын ка. Несмотря на уровень зрелости, до стигнутый рын ком грузовых авиаперевозок, по -пре жнему за метно не большое количество на циональных авиакомпаний, уча ствующих в этой де ятельности, что усугубляется эконом ической концентрацией, характер изующей эти усл уги. В 2008 год у двадцать одна на циональная авиакомпания пер евозила грузы в России, но шесть круп нейших об служивали по чти 90% рын ка.
До 2022 год а ино странных комп аний, раб отающих в на шей стра не, бол ьше, и вместе они пер евозили бол ьше грузов, чем на циональные авиакомпании (68% от об щего числа) [20, c.30]. В 2023 г. бол ьшинство ино странных авиакомпаний, раб отающих в на шей стра не, при бывают из Азии.
Во вну тренней сфер е география грузовых авиаперевозок де монстрирует бол ьшую при чинно-след ственную связь, учитывая, что про исхождение и на значение пер евозок им еют четкое де мографическое об ъяснение в сто рону основ ных на циональных цен тров про изводства и по требления [8, c.22].