Введение
- Роль мотивации и целенаправленности самостоятельных занятий. Содержание самостоятельных занятий
1.1 Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий
1.2 Формы и содержание самостоятельных занятий
- Интенсивность нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста
- Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности
- Гигиена самостоятельных занятий
- Самоконтроль, цели, методы, показатели. Дневник самоконтроля
Заключение
Список литературы
Значение физической культуры и спорта растет с каждым днем. Физические упражнения в физическом воспитании и спорте готовят человека к жизни, делают его сильным, укрепляют его здоровье, способствуют гармоничному физическому развитию и развивают характер, моральные и физические качества, которые необходимы будущим специалистам в их профессиональной деятельности.
Термины "физическое во спитание" и "спор т" очень час то ис пользуются рядом, но термины они им еют раз ное знач ение. Физическая культ ура – это орган ическая со ставная час ть об щей культ уры об щества и личности, вид со циальной де ятельности людей, на правленной на укрепление здоровья и раз витие их физических способ ностей, на по дготовку к жизненной прак тике. Общество при знает так ую де ятельность по лезной и не обходимой для все х, со здает усл овия для ее раз вития. Показателями со стояния физической культ уры в об ществе и госуд арстве являются:
- со вокупность материальных и духовных цен ностей, со зданных для физического со вершенствования членов об щества;
- уровень здоровья и физического раз вития людей;
- степень ис пользования физических упражнений в сфер е во спитания, об разования, в про изводстве и бы ту, для друг их целей об щественной прак тики.
Понятие "физическая культ ура" является на иболее об щим и на иболее широким. Оно вбирает в себя и так ое час тное, бол ее узкое по нятие, как "спор т".
Спорт — это со ставная час ть физической культ уры, вид со циальной де ятельности людей, за ключающийся в орган изованном со поставлении их сил и физических способ ностей в борьбе за пер венство или вы сокий спор тивный результат.
Общие про изводные от этих двух основ ных по нятий: спор тсмен - чело век, сис тематически за нимающийся до ступной физической де ятельностью для со действия здоровому и гармоничному физическому раз витию и со вершенствованию; и атлет - чело век, сис тематически за нимающийся спец иализированной физической де ятельностью, со ревновательной де ятельностью и тренировками для до стижения максим альных спор тивных результатов для себя или команды. Спортсмен - чело век, сис тематически за нимающийся спец иализированной физической акт ивностью, со ревновательной де ятельностью или тренировками для до стижения максим альных спор тивных результатов для себя или команды.
- Роль мотивации и целенаправленности сам остоятельных за нятий. Содержание сам остоятельных за нятий
1.1 Мотивация и целенаправленность сам остоятельных за нятий
Научно до казано, что за планированная физическая акт ивность и со блюдение со ответствующих физических упражнений и прав ил гигиены являются эффект ивными способ ами про филактики многих за болеваний и по ддержания норм альной физической акт ивности и раб отоспособности. Физическое во спитание улучшает физические качества, так ие как вы носливость, сил а, ловкость и сноровка, и способ ствует раз витию психологических качеств, так их как стремление к не зависимости, на стойчивость в до стижении целей, раз витие сил ы во ли, улучшение орган изованности и усиление сам оконтроля. Физическая без деятельность при водит к на коплению жира в тканях, в результате чего по является лишний вес и снижается устойчивость к про студным за болеваниям и бол езнетворным микроорганизмам. Многочисленные дан ные на уки и прак тики свидетельствуют о том, что физкультурно-спор тивная де ятельность ещё не ста ла для бол ьшинства людей по требностью, не пре вратилась в инт ерес личности. Строить себя, сво ё здоровье по жёсткому графику труд но. Но если это удаётся, то удаётся и всё остальное, и в этом могут по мочь сис тематические сам остоятельные за нятия. Самостоятельные за нятия физической культ урой – это целеустремленное, регулярное физическое сам овоспитание на про тяжении все й жизни.
Важнейшим факт ором об еспечения по стоянных регулярных сам остоятельных за нятий физическими упражнениями является мотивация. Мотив — это вну треннее по буждение личности к тому или ино му вид у акт ивности. Понятие «мотив». Именно она об еспечивает не обходимую и не разрывную цепочку де йствий: мотивация – инт ерес – знания – регулярные за нятия – эффект ивность.
Мотивация так же определяет цель упражнения. Цели сам озанятий включают акт ивный от дых, физические упражнения, улучшение физического раз вития и уровня физической по дготовки, из менение физического раз вития и физических не достатков, а так же до стижение спор тивных результатов. В не которых слу чаях для до стижения сам оактуализации мож но об ъединить две или бол ее мотивации.
Мотивацию за частую труд нее по ддерживать на до лжном уровне, чем из начально по высить. Чтобы со хранить рекрутинговый пул с мин имальными по терями и при влечь де тей к за нятиям структур ированным спор том, тренеры до лжны сначала из учить психологические и физиологические особ енности каждого ребенка и пре дугадать при чины, по кот орым юные спор тсмены пре кращают тренировки. В прак тике раб оты тренеров-пре подавателей сформированы след ующие рекомендации:
- Строго со блюдать при нцип во зрастной адекватности тренировочных на грузок, учитывать их до ступность и реакцию орган изма юных спор тсменов сразу по сле вы полнения упражнений и к концу тренировки;
- Наращивать на грузки тол ько при уверенности, что де ти усвоили про йденный материал и готовы физически к увеличению об ъема и инт енсивности упражнений или из менению со держания за нятий;
- Улучшать эмоциональный фон учебно-тренировочного про цесса, при меняя по движные игры и эстафеты, ввод ить игровые за дания, стремиться к раз нообразию со держания тренировок, акт ивно ис пользуя мет оды по ощрения;
- Осуществлять мер оприятия по сплочению групп ы и укреплению дружественных от ношений;
- Необходимо стремиться уделять вним ание каждому спор тсмену в про цессе тренировки, корректируя прав ильность его движений;
- Давать инд ивидуальные за дания (в том числе до полнительные на до м) и ввод ить элемент ы со ревновательной де ятельности;
- Интересоваться со стоянием опорно-двигательного аппарата де тей на за нятиях («Не бол ят ли мышцы?», «Как на строение?») и вы яснять по следствия про веденной на кануне тренировки;
- Интересоваться школьными и семей ными про блемами де тей, оказывать психолого-педагогическую по ддержку (при не обходимости в рекомендательной форм е давать со веты).
Формирование мотивации – это сложный про цесс, со стоящий не из за кладывания готовых мотивов и целей в голову уча щегося, а ста вящий его в так ие усл овия, где бы желательные мотивы форм ировались и раз вивались сам остоятельно.
Важную роль играют сам оконтроль, рас судительность и эмпатия тренера. Богатство об щения и количество до ступной инф ормации влияют на характер от ношений между тренером и учен иком и, в сво ю очередь, на сил у и устойчивость мотивации учен ика к за нятиям спор том.
Существует множество раз личных мотивов для уча стия в спор те. Желания могут бы ть сам ыми раз ными, на пример, улучшение здоровья, форм ирование установок, раз витие спор тивных на выков и сил ы во ли. Внешние факт оры, так ие как до машнее во спитание и влияние тренера, оказывают знач ительное влияние на раз витие устойчивой мотивации к успеху в спор те, про являющейся в по зитивном и вним ательном от ношении к способ ностям де тей и их по требности двигаться и со ревноваться. В по вседневной тренировочной де ятельности спор тсменам требуется вы сокий уровень мотивации для пре одоления пре пятствий, связанных с сил ьной усталостью и дис комфортом из -за усилий.
В этом слу чае уровень со противления факт ору упражнения буд ет за висеть от сил ы пре дыдущего факт ора и связанных с ним стимулов. Существует две мотивации для до стижения успеха в спор те. С одно й сто роны, существ уют до лгосрочные (сил а и сто йкость мотивации для по становки и до стижения буд ущих целей) и ситуативные (сил а и сто йкость мотивации для до стижения успеха, чтобы раб отать лучше, чем «здесь и сейчас»). Мотивация к за нятиям спор том не тол ько по буждает людей за ниматься спор том, но и при дает субъективный и личностный смысл спор тивной де ятельности. Спортсмены, за нимающиеся одним и тем же вид ом спор та и вы полняющие сложные и инт енсивные упражнения, час то руко водствуются раз ными, ино гда про тивоположными мотивами и при дают раз ное знач ение сво ей де ятельности, по этому оценка их по ведения до лжна бы ть раз ной. Следует учитывать, что мотивы спор тсменов вес ьма динамичны по сво ему со держанию. В про цессе спор тивного со вершенствования они из меняются, пре образуются по д влиянием об стоятельств, друг их спор тсменов, оценки со бственных де йствий и по ступков, а главное - целенаправленной во спитательной раб оты.