Управление человеческими ресурсами как ключевое направление управления реализуется через пять основных функций – планирование, организация, мотивация, контроль и регулирование, слабая мотивация, ранняя корректировка программ адаптации и развития сотрудников.
Актуальность темы заключается в том, что до недавнего времени контроль как неотъемлемая часть управленческого процесса был связан со строгими мерами проверки выполнения различных планов и санкциями за их несоблюдение, носил в основном итоговый характер и осуществлялся установить факты отклонений и найти виновных Изменение условий труда Организации, которым свойственна высокая степень неопределенности и динамичности, тем не менее требуют от хозяйствующих субъектов быстрой адаптации к новым условиям труда. Важнейшим фактором эффективности современной организации является налаженная работа с человеческими ресурсами. Управление человеческими ресурсами все больше превращается в гибкую систему, способную оперативно реагировать на изменения рынка труда, конкуренции, изменение внешней и внутренней кадровой среды. Гибкость управления человеческими ресурсами является важным условием адаптации хозяйствующего субъекта к новым рамочным условиям.Одним из путей повышения гибкости организации является разработка эффективного механизма контроля в управлении человеческими ресурсами, который позволит контролировать его человеческие ресурсы. среда и реализация кадровых решений и человеческий фактор их исполнителей, увеличение количества внешних обстоятельств кадровой среды и необходимость изменения решений непосредственно в процессе реализации.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Афанасьев B.C., Баринов B.C., Веснин В.В., Коноваленко В.В., Коноваленко М.В., Соломатин А.М., Косьмин А.Т., Свинтицкий Н.С., Шапкин И.М., Шекова Е.Н., Тульчинский Г.И., Евланов В.Е., Новаторов Э.К. и др., а так же был использован Интернет-ресурс.
В качестве предмета исследования выступают управленческие отношения в процессе контроля, характерные для подсистемы формирования персонала.
Объектом исследования является контроль в управлении ЦТО ООО «Ассар».
Целью данной работы является раскрытие контроля как функции управления, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие контроля;
- Исследовать виды и принципы контроля в управлении;
- Определить этапы контроля в управлении;
- Охарактеризовать ЦТО ООО «Ассар»;
- Проанализировать состояние контроля в ЦТО ООО «Ассар»;
- Выявить мероприятия по совершенствованию контроля в ЦТО ООО «Ассар».
Методы, применяемые при анализе: метод сравнения, сопоставления, балансовый и метод, способ цепной подстановки.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ В УПРАВЛЕНИИ
1.1 Сущность контроля
Контроль – это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Это необходимо для выявления и решения возникающих проблем до того, как они станут слишком серьезными, а также может использоваться для поощрения успешной работы.
Процесс контроля состоит из установления нормативов, изменения фактически достигнутых результатов и внесения корректировок, когда достигнутые результаты значительно отклоняются от установленных нормативов.
Менеджеры начинают выполнять функцию контроля после того, как они сформулировали цели и создали организацию. Контроль очень важен для успешного функционирования организации.
Функция контроля является одной из таких функций управления, которая позволяет выявлять проблемы и соответствующим образом корректировать деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.
Классики науки управления (Ф.У.Тейлор, А.Файоль, Г.Эмерсон, Г.Черч) подчеркивали, что без контроля невозможно управлять ни одним процессом. Так, А. Файоль отмечал, что целью контроля в любом случае является проверка того, что все происходит в соответствии с принятым планом, действующими инструкциями и установленными принципами. Целью контроля является выявление слабых мест и ошибок, их своевременное исправление и недопущение их повторения. По его мнению, все должно контролироваться: предметы, люди, действия[1].
Рассматривая контрольную деятельность в управлении компанией, А. Файоль разделил ее на шесть основных групп:
- с административной точки зрения - необходимо выяснить, существует ли рабочая программа и актуальна ли она;
- с коммерческой точки зрения - все входящие и исходящие материалы должны точно учитываться с точки зрения количества, качества и цены;
- с технической точки зрения - необходимо следить за ходом работ, их результатами, состоянием машин и оборудования;
- с финансовой точки зрения необходимо контролировать кассу, имущество, материалы, расходуемый капитал и т.д.;
- с точки зрения безопасности необходимо пересмотреть средства защиты имущества (от пожара, кражи и т.п.);
- с бухгалтерской точки зрения необходимо выяснить, как быстро приходят отчеты, дают ли они точную картину положения компании, как ведется статистика.
Таким образом, по А. Файолю, контроль соотносится со всеми основными функциями управления и сам становится специальной функцией.
В настоящее время этот термин означает «контроль»[2]:
-органическая функция управления;
- совокупность средств регулирования поведения отдельного человека или организации в целом;
- функция системы, выполняющая задачу обратной связи и обеспечивающая мониторинг состояния системы.
Контроль как управленческая функция предполагает тесную связь с планированием, мотивацией и организацией рабочего процесса.
Связь между управлением и планированием проявляется в формулировании целей и конечных показателей, которые указываются в планах компании. Продолжительность контроля и планирования, как правило, должны совпадать, а сам контроль следует делить на три вида: стратегический, тактический и оперативный. Отношение контроля к функции организации помогает решить проблему централизации, децентрализации, а также помогает определить объект и субъект контроля. При этом объекты и субъекты контроля, т.е. персонал и различные направления деятельности предприятия, должны быть четко регламентированы в различных положениях и должностных инструкциях. Результаты контроля также являются важной предпосылкой мотивации сотрудников. Результат и степень достижения цели способствуют удовлетворенности сотрудников своей работой и их желанию повторить поведение, которое привело к этому ощущению. Поэтому эффективность мотивации сотрудников зависит от эффективности контроля.
Говоря о сотрудниках: нельзя забывать о социальном контроле как функции социального управления. Он является неотъемлемой частью любой деятельности, выполняет функцию обеспечения безопасности общества, а также поддержания общественного порядка. В управлении социальной сферой в основном реализуются социальная политика государства и гражданские права человека. Социальный контроль как функция социального управления определяется деятельностью людей. Эта деятельность направлена на удовлетворение социальных отношений и социальных потребностей. Поэтому общественный контроль является необходимой чертой развития общества, а контрольная функция в управлении играет важную роль в создании социальной стабильности в обществе и обеспечении соблюдения законов. В общественной жизни контроль проявляется в виде различных санкций типа принуждения и наказания, а также мер по поощрению и мотивации активной гражданской позиции. Социальный контроль помогает поддерживать единое и организованное общество, улучшает исторические социальные отношения и укрепляет конституционный порядок[3].
Что касается сферы управления, то ни одна организация не может полноценно существовать без надлежащего контроля. Суть функции контроля в управлении заключается в выполнении ряда задач:
- Контроль выявляет факторы, которые могут негативно повлиять на деятельность организации, позволяет подготовиться к ним и своевременно на них реагировать.
- Помогает выявлять ошибки и упущения в деятельности организации и принимать оперативные меры по их устранению.
- По результатам контроля оценивается деятельность организации, работа персонала и эффективность системы управления.
- Результат контроля позволяет скорректировать текущее положение дел в организации и создать новые условия для мотивации[4].
Контроль как функция управления не является деятельностью одного или нескольких человек. Его должны соблюдать все работники организации, так как самоконтроль является лучшим средством стимулирования деятельности и достижения положительных результатов.