Введение
1. Теоретические основы управления муниципальными финансами
1.1 Сущность муниципальных финансов
1.2 Местный бюджет - как основа финансовых ресурсов муниципальных образований
2. Анализ механизма управления финансовыми ресурсами Балахнинского муниципального округа
2.1 Оценка финансовых ресурсов Балахнинского муниципального округа
2.2 Анализ исполнения бюджета Балахнинского муниципального округа
3. Направления совершенствования механизма управления финансовыми ресурсами Балахнинского муниципального округа
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы. В настоящее время в структуре местных бюджетов Российской Федерации сложилась главная проблема, связанная с нехваткой собственных финансовых ресурсов для покрытия расходов муниципального образования. Финансы муниципального образования должны обеспечивать органы местного самоуправления денежными средствами с целью выполнения ими своих полномочий, закрепленных в законодательстве. Финансы муниципального района обязаны гарантировать экономическую самостоятельность муниципальных образований. На деле же самостоятельность бюджетов муниципальных районов серьезно страдает из-за того, что в составе доходов муниципального образования по-прежнему главное место занимает безвозмездная помощь вышестоящих уровней бюджета — дотации, субсидии, субвенции и межбюджетные трансферты. Доля же налоговых и неналоговых поступлений совсем невелика. О высокой зависимости местных бюджетов от финансовой помощи неоднократно сообщалось в Бюджетных посланиях Президента РФ Федеральному собранию.
Такое положение дел в муниципальных образованиях приводит к понижению заинтересованности местного самоуправления в расширении собственных доходов, например, в увеличении собираемости налогов, выявлении новых земельных участков для сдачи в аренду и др.
Именно поэтому одной из главных задач муниципального самоуправления является рассмотрение направлений, способствующих совершенствованию управления финансовыми ресурсами.
Объект исследования – финансовые ресурсы Балахнинского муниципального округа.
Предмет исследования – управление финансовыми ресурсами Балахнинского муниципальнго округа.
Цель работы – проанализировать управление финансовыми ресурсами Балахнинского муниципального округа, выявить существующие проблемы и разработать пути совершенствования механизма управления финансовыми ресурсами Балахнинского муниципального округа.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить сущность муниципальных финансов
- Рассмотреть местный бюджет - как основу финансовых ресурсов муниципальных образований
- Проанализировать механизм управления финансовыми ресурсами Балахнинского муниципального округа
- Разработать направления совершенствования механизма управления финансовыми ресурсами Балахнинского муниципального округа
В курсовой работе использовались следующие методы исследования: теоретический метод исследования литературы, сравнительный и аналитический методы, анализ архивных данных, а также лекционные записи.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
- Теоретические основы управления муниципальными финансами
1 Сущность муниципальных финансов
Важнейшим звеном финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.
Сущность государственных и муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.
В Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ. Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень.
Необходимость разделения государственных и муниципальных финансов продиктована обособленным положением органов местного самоуправления в системе органов власти. В своей деятельности органы местного самоуправления обеспечивают реализацию прав граждан на самостоятельное и под свою ответственность решение всех вопросов местного значения, определенных федеральным законодательством. Органы местного самоуправления избираются непосредственно населением и (или) образуются представительным органом муниципального образования, наделены собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Конституция Российской Федерации (ст. 12) гарантирует, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Это означает, что органы местного самоуправления приобретают право на формирование собственных финансовых ресурсов и самостоятельный выбор направлений и форм их использования. Запрет на произвольное отчуждение финансовых ресурсов органов местного самоуправления (ст. 31 БК РФ) дополняется гарантией передачи органам местного самоуправления дополнительных финансовых ресурсов в порядке обеспечения делегируемых им государственных полномочий (ст. 132 Конституции РФ). Согласно ст. 9 Европейской хартии местного самоуправления органы местного самоуправления имеют право на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций. Финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соизмеримы их полномочиям.
Самостоятельность местного самоуправления подкрепляется организационным обособлением органов местного самоуправления от органов государственной власти. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это предопределяет самостоятельность установления муниципальным образованием структуры органов управления местными финансами, форм их взаимодействия, полномочий конкретных органов и их должностных лиц. Федеральное законодательство предусматривает меры по защите органов местного самоуправления, в том числе органов управления местными финансами от вмешательств в их деятельность со стороны органов государственной власти.
Муниципальные финансы в узком смысле слова - это формирование и использование денежных доходов, находящихся в распоряжении органов местного самоуправления и необходимых для реализации их функций. В широком смысле слова муниципальные финансы можно трактовать как совокупность финансовых ресурсов всех экономических субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности, органов управления финансово-кредитных институтов, населения), существующих и действующих в рамках муниципального образования. Данный подход обусловлен тем, что на территории муниципального образования функционируют финансовые подсистемы федеральных, региональных и местных органов власти, финансы коммерческих и некоммерческих организаций, а также домашних хозяйств, участие которых в территориальном воспроизводстве обеспечивает реализацию общего интереса, состоящего в социально-экономическом развитии муниципального образования. С этих позиций муниципальные финансы рассматриваются при сводном финансовом планировании и разработке баланса финансовых ресурсов территории, формировании муниципальной финансовой политики, анализе финансовых рынков, налогового потенциала, инвестиционной привлекательности территории и др.
Основной составляющей финансов муниципального образования является муниципальный (местный) бюджет. Его средства выступают важнейшим источником финансирования местных потребностей, развития территориальной инфраструктуры. Муниципальный бюджет служит инструментом воздействия местных властей (через уровень обязательных платежей, устанавливаемых ими в рамках своих полномочий) на масштабы производства и потребления на данной территории. Местные бюджеты играют все более возрастающую роль в реализации экономической и социальной политики государства. Их величина и степень сбалансированности во многом определяют перспективы социально-экономического развития территорий.
В современных условиях важной составляющей муниципальных финансов является муниципальный кредит. В странах с развитой рыночной экономикой роль заемных средств в реализации задач социально-экономического развития муниципальных образований достаточно велика. Привлечение заемных ресурсов осуществляется в форме выпуска муниципальных ценных бумаг и банковских кредитов. В США доминирующая часть муниципальных кредитов приходится на долговое финансирование посредством выпуска муниципалитетами ценных бумаг; объем обращающихся на рынке муниципальных бумаг равен объему обращающихся долговых обязательств федерального правительства. В Германии, напротив, преобладают банковские кредиты (до 90 % общего объема заемных средств).