Введение.
Глава 1. Общие положения о проектировании системы управления предприятия
1.1. Понятие проектирования системы управления предприятия
1.2. Характеристика предприятия и выбор объекта проектирования.
Глава 2. Проектирование системы управления ООО «-».
2.1. Разработка целевой системы управления.
2.2. Разработка функциональной системы управления.
Заключение.
Список использованной литературы
Основные ситуационные переменные, которые учитываются менеджером при анализе управленческой ситуации можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные, в основном, являются результатом управленческих решений. Это, однако, не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто "данное", что руководство должно преодолеть в своей работе. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства – это цели, структура, задачи, технология и люди.
Процесс организации начинается с определения целей, стоящих перед фирмой. В соответствии с ними формируются направления её работы, отражаемые в планах, выявляются и классифицируются необходимые виды деятельности и только потом они группируются в структуру с учётом наиболее эффективного использования материальных и трудовых ресурсов. На основе структуры создаётся система управления, координации, распределяются должностные обязанности. По мнению одного из крупнейших западных специалистов в области менеджмента Г. Минцберга, структура любой организации состоит из ряда взаимосвязанных элементов, роль которых, однако, в видах организаций не одинакова. К этим элементам он отнёс "стратегическую вершину", состоящую из главного руководства фирмой; "среднюю линию", которую образуют начальники структурных, а если фирма большая, территориальных подразделений; "техноструктуры" – т. е. различных специалистов – инженеров, программистов, и т.п.; вспомогательный персонал и "ядра" – рабочих, клерков, операторов.
У каждой из этих групп, как считает Минцберг, имеются свои интересы, в той или иной степени противоречащие интересам других или в чём-то с ними совпадающие.
Очевидным является то, что каждая организация представляет собой достаточно сложную технико-экономическую и социальную систему, отражающую индивидуальность и специфику этой организации. Описать эту систему можно, если определить характер взаимодействия на каждом из её уровней: "организация – внешняя среда"; "подразделение – подразделение"; "индивид" – организация.
Согласно существующей теории и практике взаимодействие на уровне "организация и внешняя среда" может осуществляться с помощью механического или органического подхода и соответственно организация может получить одну из этих характеристик. Взаимодействие на уровне "подразделение – подразделение" реализуется с помощью комбинаций различных типов департаментизации и выступает в рамках организационных структур: традиционной; дивизионной; матричной. И, наконец, на последнем уровне "индивид – организация" взаимодействие, тяготея к одной из сторон, может придать организации характер индивидуалистской или корпоративной.
Цели являются изначальным элементом системы управления организацией, выполняя организующую, мотивирующую и контролирующую функции. Исчерпывающий анализ целей предполагает их изучение в цепочке: общество – организация – человек.
Современное общество – это организованное общество. Это означает, что все виды деятельности, начиная от нашего рождения, находятся под сильным воздействием организационной среды. Идея организации появилась у людей из понимания факта, что человек в одиночку не способен удовлетворить все свои потребности и желания. Само появление организаций связывается с наличием у людей общих целей, что превращает управление организацией в целенаправленную деятельность. Следовательно, если нет целей в организации, то и нет управления ею. Хорошо управляемые компании имеют общие цели. Цели в организации задают и определяют все другие ее составляющие.
Итак, целью настоящей работы является изучение процесса проектирования системы управления организации на примере торгового предприятия ООО «-».
Для достижения указанной цели перед работой необходима постановка следующих задач:
- Изучение понятия и этапов проектирования системы управления предприятия.
- Общая характеристика рассматриваемого предприятия и выбор объекта проектирования.
- Разработка целевой системы управления предприятия.
- Разработка функциональной системы управления предприятия.
Глава 1. Общие положения о проектировании системы управления предприятия
1.1. Понятие проектирования системы управления предприятия
Создание рациональной структуры управления предприятием - один из важнейших факторов снижения себестоимости продукции (материальных и трудовых затрат), а также качественного улучшения управления объектом (обеспечения своевременного целенаправленного воздействия на объекты производственной и управленческой деятельности).
Одним из критериев оптимальности при проектировании структур управления предприятием является минимизация количества связей между ее элементами.
Связи в системе подразделяются на внешние и внутренние. Внешними связями являются связи между предприятиями и поставщиками материалов и комплектующих изделий. Одним из способов минимизировать количество таких связей является унификация материалов и комплектующих изделий. Одним из видов унификации материалов является их унификация по толщинам. В свою очередь унификация материалов по толщинам приводит к улучшению показателей использования материалов. Таким образом снижаются материальные затраты (одна из наиболее существенных составляющих затрат)[1].
Исследовать вопросы унификации можно при помощи расчетов общей и местной прочности путем выявления необоснованно завышенных запасов прочности.
Таким образом, налицо выявлена связь между проблемами проектирования структур управления предприятиями и исследованием вопросов прочности конструкций.
Производственная структура является частью структуры управления предприятием. Совершенствование производственной структуры - один из важнейших факторов снижения трудоемкости работ по изготовлению продукции.
Совершенствование связей в системе управления приводит к снижению трудоемкости работ управленческого персонала и, следовательно, к снижению накладных расходов.
Таким образом, за счет рационализации структуры управлении предприятием можно снизить:
- материальные затраты;
- трудовые затраты;
- накладные расходы.
Этапы проектирования структур управления предприятием
Создание структур управления предприятия включает в себя ряд последовательных взаимосвязанных этапов:
- Проектирование структуры изделий.
На данном этапе проводится широкая унификация деталей, сборочных единиц, материалов и поставляемых комплектующих изделий.
Унификация позволит уменьшить объемы обрабатываемой информации, снизить численность персонала (или воспрепятствовать ее росту при увеличении объемов производства, сократить количество внешних и внутренних связей и тем самым качественно улучшить управляемость предприятием.
- Проектирование (уточнение) производственной структуры.
На данном этапе производится упорядочение технологических связей. Производственная структура проектируется по критерию минимизации технологических связей между производствами, цехами, участками.
- Проектирование функциональной структуры.
[1] Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа, 12-е изд. – М.: Вильямс, 2003. С. 165.