Актуальность. При всей важности для роста спортивных результатов организационных и материально-технических основ современной спортивной подготовки прогресс спорта прежде всего определяется совершенствованием системы спортивной тренировки, современные тенденции которого отражаются в следующих основных направлениях:
- Резкий прирост объёмов тренировочной работы, что входит в противоречие с другими компонентами тренировочной нагрузки, отрицательно сказывается на эффективности прироста специальной физической и технической подготовки спортсменов.
- Резкое увеличение объёма специальной подготовки в общем объёме тренировочной работы. Общая подготовка в тренировочном процессе спортсменов высокого класса используется преимущественно как средство активного отдыха.
- Постоянное увеличение соревновательной практики как эффективного средства мобилизации функциональных ресурсов организма спортсменов, стимуляции адаптационных процессов и повышения на этой основе эффективности процесса подготовки.
- Ориентация всей системы спортивной подготовки на достижение оптимальной структуры соревновательной и тренировочной деятельности, включая организацию рационального отдыха, сбалансированного питания, использования различных тренажёров и технических средств, подготовку в условиях среднегорья. При этом необходимо учитывать, что в структуре многолетней спортивной деятельности на уровне высшего спортивного мастерства значимыми часто оказываются компоненты, которые на ранних этапах в силу возрастных особенностей спортсменов не влияют существенно на уровень результата[1].
Цель нашей работы – проанализировать систему спортивной подготовки.
Задачи работы:
- Обосновать понятие системы спортивной подготовки как общенаучной проблемы;
- Выделить основные элементы структуры системы спортивной подготовки;
- Выявить основные формы спортивной подготовки;
- Выявить основные методы спортивной подготовки;
- Выявить рекреативно-реабилитационные мероприятия в системе спортивной подготовки.
- Понятие системы спортивной подготовки как общенаучной проблемы
Как известно, спорт – это специфический вид деятельности, специально организованный процесс, направленный на выявление предельных возможностей человека в условиях спортивных соревнований или спортивно-педагогического процесса. В качестве составных частей спорта выступают спортивные соревнования и спортивно-педагогический процесс.
Понятие физической культуры несколько шире понятия спорта. Физическая культура – это вид культуры, специфический результат деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей в обществе.
При этом, спортивные соревнования – это составная часть спорта, специально организованный процесс, направленный на выявление победителя в соответствии с установленными правилами в обществе. В свою очередь, спортивные достижения – результат спортивной деятельности, показатель уровня развития данного вида спорта (СБЕ). Проявляется в процессе общения в виде соревнований, сопоставления сил спортсменов, является эталонным уровнем развития двигательных способностей. Основными структурными элементами спортивных соревнований выступают спортивный результат и спортивный рекорд.
В теории физической культуры выделяется и понятие системы физкультурно-спортивной деятельности как особый вид системы деятельности, совокупность таких компонентов, единство и взаимодействие которых обеспечивает физическое совершенствование людей, их специфическую подготовку к выполнению социальных обязанностей в обществе.
Из этого можно заключить, что спортивная подготовка – это специфический вид спортивного образования, педагогический процесс, направленный на формирование спортивной готовности спортсмена к соревнованиям.
[1] Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС,1991, с. 96-109.