Введение
Глава 1. Понятие и сущность стратегии фирмы
- Понятие стратегии фирмы
- Основные вопросы разработки и внедрения стратегии фирмы
Глава 2. Разработка стратегии фирмы
- Рассмотрение различных форм стратегии фирмы
- Описание процесса разработка стратегии фирмы.
Заключение
Список использованной литературы
Сегодня значение стратегического менеджмента для российского бизнеса трудно переоценить. Рост конкуренции, снижение информационных барьеров, глобализация - все это требует от менеджеров поиска профессиональных подходов к принятию и реализации стратегических решений. Российский бизнес находится в состоянии перехода от решения проблем выживания, бурного роста и первоначального накопления капитала к формированию хорошо структурированных и стратегически сфокусированных корпораций, способных успешно конкурировать в глобальном масштабе. Российские предприниматели все чаще задумываются над тем, как оптимальным образом использовать приобретенные (часто по случаю) активы и на каких стратегических альтернативах сосредоточивать свои усилия. При этом следует отметить, что сегодня Россия действительно стала частью мировой экономики. Российские компании конкурируют на российском и мировом рынке с ведущими международными корпорациями, и по мере интеграции нашей страны в международное экономическое сообщество конкуренция неизбежно будет усиливаться, тем более что российские корпорации все чаще принимают решение о выходе на внешние рынки.
Становится очевидным, что попытки российских компаний конкурировать исключительно на основе низких цен в долгосрочной перспективе обречены на неудачу. Рядом растут Китай и Индия, масштабы экономик и доступ к дешевым ресурсам которых всегда будут обеспечивать больше возможностей для снижения издержек. В последние годы наметился ряд отчетливых тенденций. Выбор стратегического фокуса компаний смещается от конкуренции на основе низких издержек и уникальных свойств продукта к стратегиям, основанным на близости к потребителям и формированию сетей. При этом если раньше в качестве доминирующих использовались в основном позиционные источники конкурентных преимуществ: контроль над уникальными активами, исторически сложившаяся монопольная позиция на рынке, привилегированные отношения с чиновниками, поставщиками, потребителями, - то сегодня мы все чаще видим в качестве основы устойчивых конкурентных преимуществ наличие у компаний уникальных компетенций, позволяющих им создавать дополнительную ценность для потребителей и отличающих их от конкурентов.
Руководителям предприятий и организаций, действующим в этой обстановке, необходимы методы и инструменты управления, созданные для условий всеобщего хаоса, непредсказуемости внешней деловой среды. Эффективная технология стратегического управления - важнейшее качество любого бизнеса, необходимое для его выживания. Основана она на стратегичности подходов к анализу информации и использования возможностей, с одной стороны, и детальности конкретных планов действий.
Успешный бизнес могут вести лишь те компании, которые овладели инструментарием эффективного использования своих ресурсов. Одним из таких методов является система стратегического управления компании.
Актуальность выбранной темы в сегодняшних реалиях определяется тем, что организация системы стратегического планирования на фирме – не дань моде, пришедшей с Запада, а жизненная необходимость. Внешняя среда меняется настолько быстро, что одних только оперативных мер высшего менеджмента по адаптации к новым реалиям уже недостаточно. Предприятие без ясной и эффективной стратегии развития – это не бизнес, а набор активов, отягощенных обязательствами. Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, необходимо на профессиональном уровне заниматься стратегическим планированием – выработкой стратегии с помощью комплекса формализованных процедур. Эти процедуры направлены на построение как модели будущего (“как хочется”), так и программы перехода в него из текущего состояния.
Целью исследования в настоящей работы выбрано описание процесса разработки стратегии предприятии.
Для достижения указанной цели автор предполагает решить следующие задачи:
- Дать определение понятию «стратегии фирмы»
- Рассмотреть основные вопросы разработки и внедрения стратегии фирмы
- Рассмотреть различные формы стратегии фирмы
- Описать процесс разработки стратегии фирмы
Глава 1. Понятие и сущность стратегии фирмы
1.1. Понятие стратегии фирмы
Термин «стратегия» (от греч. stratos – войско, ago – веду) имеет военное происхождение. Первоначально под стратегией понималось искусство ведения войны. Поскольку войны являлись наиболее важными событиями в жизни людей, народов, стран, понятие «стратегический» в значении «важнейший», «определяющий» перешло в состав терминологии управления в целом. [1]
Применительно к науке управления понятие стратегия можно определить как долговременные целевые задачи по совершенствованию работы компании.
Можно также сказать, что стратегия предприятия - комплекс политических установок предприятия и перспективных программ действий, в рамках которых планируется достижение цели.
Цель предприятия - такое состояние будущей реальности, которого предприятие желает добиться собственными усилиями.[2]
Цели и стратегии рассматриваются в комплексе, т.к. не только цели определяют стратегии, но и стратегии в значительной мере влияют на определение целей. Так, достижение некоторых конкретных целей предприятия может быть осуществлено некоторыми определенными стратегиями, но применить эти стратегии предприятию не всегда позволяет собственный потенциал.
Основное назначение стратегии — создание комплекса конкурентных преимуществ для достижения бизнес — успеха в долгосрочной перспективе. Важно понять саму концепцию подхода к созданию стратегии: это видение будущего и направление для достижения поставленной цели — взгляд из будущего на сегодняшние ресурсы компании.
Главной целью разработки бизнес - стратегии компании является определение основных приоритетов в ее деятельности на текущий момент и перспективу, а также концентрация ресурсов для реализации выбранных приоритетов.
Задачей бизнес - стратегии при любой ситуации является разработка целенаправленной программы деятельности компании на ближайшую перспективу с учетом сложившейся ситуации, интересов заинтересованных сторон и имеющихся ресурсов.[3]
Система управления предприятием должна обеспечивать такую организацию хозяйственной деятельности, чтобы финансовые результаты позволяли осуществлять развитие фирмы.
[1] Стратегии бизнеса: Аналитический справочник, Под общей редакцией академика РАЕН, д.э.н. Г.Б. КлейнераМосква, «КОНСЭКО»,1998
[2] В.А. Гончарук Маркетинговое консультирование М.: Изд-во "Дело", 1988.
[3] А. Идрисов Стратегический потенциал компании — основа оценки бизнеса Журнал "Рынок Ценных бумаг", декабрь 1998 г