Актуальность курсовой работы состоит в том, что применение соревновательного метода в физическом воспитании даёт возможность полностью раскрывать функциональные и психические возможности учеников и выводить их на новый уровень подготовленности. Применение соревновательного метода позволяет комплексно развивать двигательные качества в их взаимосвязи, а также сочетать этот процесс с формированием двигательных навыков.
Методы физического воспитания делятся на 3 большие группы:
Методы формирования сознания (методы убеждения);
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения;
Методы стимулирования поведения и деятельности.
Именно к третьей группе методов относится соревновательный метод.
Соревновательный метод предполагает специально организованную деятельность, направленную на выявление уровня подготовленности спортсмена и выступающую в качестве способа повышения эффективности тренировочного процесса Соревновательный метод, используется как в элементарной, так и в развернутой формах. Элементарная форма - соревновательный метод подчиняется общей организации занятия (способ стимулирования интереса и активизации деятельности при выполнении отдельных упражнений). Развернутая форма - относительно самостоятельная форма организации занятий, подчиненная логике соревновательной деятельности (контрольно-зачетные, официальные спортивные).
В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:
- в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования);
- как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.
Применяя соревновательный метод, необходимо учитывать квалификацию спортсмена, уровень его технической, тактической, физической, теоретической и особенно психологической подготовленности.
Соревновательный метод как один из наиболее эффективных методов воздействия на организм занимающихся особенно широко используется при работе с квалифицированными и хорошо тренированными спортсменами.
Цель работы - Изучить особенности применения соревновательного метода в физическом воспитании.
Объект исследования – физическое воспитание.
Предмет исследования - соревновательный метод в физическом воспитании гимнастов.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
Обосновать теоретические и методические основы использования соревновательного метода в спортивной тренировке детей.
Выявить пути наиболее эффективного использования возможностей соревновательного метода в тренировке гимнастов.
соревновательный спортивный тренировка гимнаст
Глава 1. Соревновательный метод в физическом воспитании
1.1 Характеристика соревновательного метода
Соревновательный мет од - это способ вы полнения упражнений в форм е со ревнований. Сущность мет ода за ключается в ис пользовании со ревнований в качестве сред ства по вышения уровня по дготовленности за нимающихся. Обязательным усл овием со ревновательного мет ода является по дготовленность за нимающихся к вы полнению тех упражнений, в кот орых они до лжны со ревноваться.
В прак тике физического во спитания со ревновательный мет од про является:
- в вид е официальных со ревнований раз личного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по раз личным вид ам спор та, пер венство стра ны, город а, от борочные со ревнования и т.п.);
- как элемент орган изации урока, любого физкультурно-спор тивного за нятия, включая и спор тивную тренировку [2].
Соревновательный мет од по зволяет:
- стимулировать максим альное про явление двигательных способ ностей и вы являть уровень их раз вития.
- вы являть и оценивать качество вла дения двигательными де йствиями;
- об еспечивать максим альную физическую на грузку;
- со действовать во спитанию во левых качеств [4].
Факторы со перничества в про цессе со стязаний, а так же усл овия их орган изации и про ведения (официально определен ие по бедителя, по ощрение за до стигнутые результаты про порционально их уровню, при знание об щественной знач имости до стижений, от сев менее сил ьных при многоступенчатых со ревнованиях, пер венствах и т.д.) со здают особ ый эмоциональный и физиологический фон, кот орый усиливает во здействие физических упражнений и мож ет способ ствовать максим альному про явлению функциональных во зможностей орган изма, как прав ило бол ее знач ительному, чем при вне шне аналогичных не со ревновательных на грузках (в на стоящее врем я это по казано многими ис следованиями) [9].
Во врем я со стязаний, особ енно знач имых в личном и об щественном от ношении, еще в бол ьшей мер е, чем в игре, вы ражены моменты психической на пряженности, по скольку по стоянно де йствует факт ор про тиводействия, про тивоборства, сто лкновения про тивоположно на правленных инт ересов. Командные со стязания характер изуются на ряду с этим от ношением взаимопомощи, взаимной от ветственности и от ветственности пер ед целым коллективом за до стижение со ревновательной цели.
Соревновательный мет од пре доставляет от носительно огр аниченные во зможности для точного норм ирования на грузки, регулирования во здействий и не посредственного руко водства де ятельностью за нимающихся. Можно сказать, что в дан ном от ношении он за нимает как бы про межуточное по ложение между игровым мет одом и мет одами строго регламентированного упражнения [2].
Соревновательный мет од при меняется при решении раз нообразных педагогических за дач: во спитании физических, во левых и моральных качеств, со вершенствовании уме ний, на выков, форм ировании способ ности рационально ис пользовать их в усл ожненных усл овиях [3].
По сравнению с друг ими мет одами физического во спитания он по зволяет пре дъявлять на иболее вы сокие требования к функциональным во зможностям орган изма и тем способ ствовать их на ивысшему раз витию. Исключительно велико знач ение со ревновательного мет ода и в во спитании моральных и во левых качеств: целеустремленности, инициативности, решительности, на стойчивости, способ ности пре одолевать труд ности, сам ообладания, сам оотверженности и др. Необходимо, однако, по мнить, что факт ор со перничества и связанные с ним от ношения могут способ ствовать форм ированию не тол ько по ложительных, но и от рицательных черт характер а (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. п.). Поэтому со ревновательный мет од оправдывает сво ю роль в нравственном во спитании лишь при усл овии вы сококвалифицированного педагогического руко водства [5].