Курсовая работа|Педагогика

Уровни понимания учебного материала

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2023 | Страниц: 28

Введение

  1. Теоретические основы методического восприятия уровней понимания учебного материала

1.Понятие «понимании» в психолого-педагогической литературе

1.2 Характеристика понимания школьниками учебного материала

  1. Проведение исследования уровней понимания учебного материала

2.1 Оценка уровней понимания учебного материала при изучении математики  

2.2 Повышение уровня понимания учебного материала школьном курсе изучения математики

Заключение

Список литературы

Психология понимания в наше время является одним из перспективных и динамично развивающихся направлений современной психологической науки. Люди познают друг друга и мир не ради праздного любопытства. К этому побуждает их жизнь в обществе, и результаты такого познания всегда, в конечном счете, влияют на формирующиеся у них отношения к другим людям и к себе. Однако следует признать, что в современной психологии, несмотря на множество исследований в области понимания, что понимание является.

Актуальность исследования состоит в том, что развитие личности во многом зависит от систем воспитания и обучения, в которых взаимодействует человек, поэтому очень важно знать их ключевые параметры и, прежде всего, их эффективность, которая определяется через позитивные изменения объема и содержания знаний, умений, навыков и глубину понимания учащимися учебного материала. Качество обучения, правильность решения многих дидактических и воспитательных задач не в последнюю очередь зависит от объективности оценивания знаний учащихся. Одним из аспектов сложного процесса мониторинга качества образования, способствующих выявлению связи достигнутых результатов обучения с целями, является понимание учебного материала.

Любая человеческая деятельность тесно связана с формированием ясных и четких представлений об окружающем мире. Для достижения успеха в этой деятельности необходимо, чтобы получаемые знания были понятны человеку. Проблема понимания сегодня является предметом исследования многих наук. За последнее время резко возрос интерес к этому вопросу в таких областях, как психология и педагогика. Применительно к практике обучения процесс понимания является ключевым, ведь от понимания зависит весь процесс обучения в целом.

Научной основой для выделения параметра уровень усвоения в качестве меры усвоения деятельности явились труды многих ученых прошлого и настоящего, предпринявших попытки найти способ диагностичного описания цели обучения и объективного контроля степени ее достижения. Среди многих имен особо выделяются труды Бине А., Блума Б. С., Выготского Л. С., Гербарта И. Ф., Коменского Я. А., Рубинштейна С. Л., Ушинского К. Д. и др.

Трудами этих ученых сформировалась весьма продуктивная теория, объясняющая природу человеческого учения и деятельности. В основе этой теории лежит постулат о том, что любая деятельность выполняется человеком только на основе ранее усвоенной им информации и тем успешнее, чем это усвоение качественнее и прочнее. Качество усвоения информации описывается названным параметром уровень усвоения.

Цель работы – рассмотреть уровни понимания учебного материала.

Объект исследования – учебный материал.

Предмет исследования – уровни понимания учебного материала.

Задачи исследования:

  1. Изучить понятие и сущность дефиниции «понимании» в психолого-педагогической деятельности;
  2. Выявить педагогические условия, позволяющие развивать смысловую сферу личности в процессе усвоения учебного материала;
  3. Представить характеристику уровней понимания учебного материала в интерпретации исследователей;
  4. Осветить вопросы проведения диагностики уровней понимания учебного материала.

Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

 

1. Теоретические основы методического восприятия уровней понимания учебного материала

1.Понятие «понимании» в психолого-педагогической литературе

Анализ понимания как психического процесса, представленного, в частности, в работах Канкулова С.Х. [4] и Брейтигам Э.К. [7], позволяет сделать вывод, что понимание – это познавательное взаимодействие системы имеющихся знаний и поступающей информации. Если взаимодействующие системы подобны, то взаимодействие протекает как узнавание.

Говоря о понимании, обычно подразумевают два значения этого понятия. В первом случае – это результат такой мыслительной деятельности человека, при которой поступающая извне информация соотносится с уже имеющимся у индивида объемом информации [15, с. 186].

Например, ученик понял, что во всех случаях применения «метода от противного» к доказательству теорем получающееся в результате противоречие возникает из-за неверного предположения. Поэтому выдвинутое предположение необходимо отвергнуть, а за истинное принять заключение теоремы. Во втором случае под пониманием понимается мыслительный процесс, при котором происходит это соотнесение. Образно говоря, происходит построение лестницы, ведущей к результату; поэтому этот процесс можно назвать построением понимания.

Для каждого человека число ступенек этой лестницы может быть своим, отличным от числа ступенек другого. Сами ступени у лестницы могут отличаться размерами (глубина понимания), кто-то будет шагать не по каждой ступени, а через одну или даже две (свертываемость мышления) и т. д.

Понимание содержания такой дисциплины, как математика, непосредственно связано с пониманием математических понятий, суждений и умозаключений, входящих в эту дисциплину, что и будем относить к учебному математическому материалу. Так как процесс понимания – это внутренний психический процесс, то его внешнее проявление может быть различным. Наиболее часто в математике понимание некоторого суждения и уровень этого понимания соотносятся с обоснованием вывода об истинности или ложности данного суждения.

Основой понимания ситуации в этом случае является интерпретация, как такая «работа мышления, которая состоит в расшифровке смыслов, скрытых в культуре. Расшифровать смыслы – значит за буквальным значением слов уловить всё богатство возможных смыслов. Интерпретировать – значит идти от явного смысла к смыслу скрытому» [7, с. 46].

Психолог отмечает, что «герменевтическая научная традиция не сводится к познанию истины, она скорее ориентирована на ценностно-смысловую интерпретацию действительности [7, с. 19].

В частности нет единого подхода к определению сущности понимания. В Большом психологическом словаре под редакцией В.П. Мещеряковой и В.П. Зинченко [6] отмечается, что понимание – широкий по значению и сфере применения термин, не имеющий строго фиксированного содержания и объема и, как следствие этого, дается четыре варианта значений этого понятия.

  1. Способность личности осмыслить, постигать содержание, смысл, значение чего-либо.
  2. Когнитивный процесс постижения содержания, смысла.
  3. Толкование чего-либо (текста, поведения, сновидений и т.п.).
  4. Понимание как одна из целей познания и обучения.

Исходя из этого, можно говорить о том, что понимание это не только метод познания, но и предмет исследования.

В.П. Зинченко, исследования которой по проблемам понимания в отечественной психологии имеют наиболее систематизированный характер, считает, что в современной англо- и немецкоязычной научной литературе представлены семь контекстов употребления термина понимания, которым, по мнению В.П. Зинченко соответствуют, семь научных направлений изучения понимания – методологический, когнитивный, логический, семантический, лингвистический, коммуникативный, психологический [6, с. 128].

Методологическое направление. Понимание в методологическом смысле – это такой научный метод, с помощью которого устанавливается значение научного факта. Пониманием называется процедура истолковывания изучаемого явления, его интерпретация посредством системы правил, присущих данной научной области. Явление считается понятым, если найдены корректные концепции для его описания.

Когнитивное направление. В рамках когнитивного подхода к проблеме понимания, понимание рассматривается как включение новых знаний в контекст уже имеющихся у человека. Подчеркивается, прежде всего, содержательная объективность знания.

Логическое направление. В логике пониманием называется введение понятия в непротиворечивую систему логики и установлении его связи с элементами системы.

Семантическое направление. В рамках этого подхода понимание рассматривается как результат интерпретации отношений: понимание наступает тогда, когда субъекту становится ясно, о какой ситуации идет речь и как представляет себе ситуацию говорящий. Психологи, изучающие семантические аспекты понимания, основное внимание уделяют проблеме смысловой обработки – конструирования понимающим семантического представления объекта понимания.

Лингвистическое направление. В рамках этого подхода понимание рассматривается как преобразование структур языка. Для представителей этого направления понимание – это результат трансформации поверхностной структуры предложения в глубинную репрезентацию, состоящую из простых утвердительных конструкций.

  1. Апостол Г.Е. Тестирование первичного понимания текста ученика // Новые исследования в педагогических науках. – 1978. – № 2.
  2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 2009.
  3. Боброва А.С. Словарь психолого-педагогических терминов. – М.: Академа, 2016.
  4. Брейтигам Э.К. Уровни понимания учебного материала и условия их достижения обучаемыми в образовательном процессе // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2014. – № 1.
  5. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М.: Академа, 2012.
  6. Зинченко В.П. Работа  понимания  //  Психологическая  наука  и  образование.  –  –  №  3. 
  7. Канкулова С.Х. Уровни усвоения учащимися учебного материала по математике // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – №4.
  8. Каплунович И.Я.  Понимание:  диагностика  и  формирование  //  Педагогика.  –    –  №  4.
  9. Корнилов Ю.К. Психологические проблемы понимания (понимание как познание, как вид мышления, понимание в производственной деятельности). – Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1979.
  10. Коробов Е. Т. Понимание как дидактическая проблема // Московский психологический журнал. – 2019. – №11.
  11. Муртазина Г.Х. Характеристика уровней усвоения учебной информации // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2011. – №5.
  12. Некрасова С.В. Критериально-диагностический аппарат достижения понимания учебного материала старшеклассниками // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2015.
  13. Ожегов С. И.  Толковый  словарь  русского  языка.  –  М.:  А  ТЕМП,   
  14. Серегин Г.  М.  О  диагностике  уровней  понимания  учебного  материала  //  Образование  и  наука.  –    –  №  8. 
  15. Серегин Г.М. О мониторинге понимания учебного материала // Идеи и идеалы. – 2018. – № 3.
  16. Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология: учебник для вузов / Б. Б. Айсмонтас. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. 
  17. Чекина, Л. Ф. Психология развития: учебное пособие для вузов / Л. Ф. Чекина. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское