Введение
Глава 1. Теоретические основы использования тестов по математике как средства проверки усвоения материала младшими школьниками
1.1. Сущность и понятие тестирования
1.2. Виды тестов
1.3. Тесты по математике как средство проверки усвоения материала
Глава 2. Экспериментальная раб ота по вы явлению во зможностей при менения тестов по математике как сред ства про верки усвоения материала младшими школьниками
2.1. Организация и мет оды ис следования
2.2. Организация экспериментальной раб оты по ис пользованию тестирования как сред ства про верки усвоения материала младшими школьниками
2.3 Итоги экспериментальной раб оты по ис пользованию тестирования как сред ства про верки усвоения материала младшими школьниками
Заключение
Список ис пользованной литературы
Владение характерными для математики методами, определённый объём математических знаний, знакомство с специфическим языком математики являются элементами общей человеческой культуры. Помимо этого, большую актуальность приобрела проблема оценки качества обучения математике в условиях общеобразовательной школы.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время существует проблема быстрой и объективной оценки уровня знаний учащихся по различным предметам. Оценка знаний учащихся необходима, для принятия решения при проектировании деятельности учащихся по окончании средней общеобразовательной школы.
Тестирование представляет собой стандартизированный метод оценки навыков, знаний, умений учащихся, помогающий формировать и выявлять индивидуальный темп обучения, а также заполнять пробелы в текущей итоговой подготовке школьников.
Тестирование - шаг на пути развития методики контроля за усвоением учащимися учебного материала. Тестирование позволяет осуществлять плавный переход от субъективных и во многом интуитивных оценок к объективным обоснованным методам оценки результатов обучения. При этом, как и любое другое педагогическое нововведение, этот шаг должен осуществляться на строго научной базе, опираясь на результаты педагогических экспериментов и научных исследований.
Цель курсовой работы: рассмотрение особенностей использования тестов по математике как средства проверки усвоения материала младшими школьниками.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты использование тестов по математике как средства проверки усвоения материала младшими школьниками;
- изучить возможности проверки усвоения материала младшими школьниками посредством тестирования.
Объект - математические игры младших школьников.
Предмет – возможности использования тестов по математике как средства проверки усвоения материала.
В написании курсовой работы использованы теоретические методы исследования:
- изучение,
- анализ
- обобщение литературных источников по данной теме.
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что был изучен комплекс тестов по математике для проверки усвоения материала в общеобразовательной школе.
Глава 1. Теоретические основы использования тестов по математике как средства проверки усвоения материала младшими школьниками
1.1. Сущность и понятие тестирования
Тест – это не просто ученическая проверка с помощью традиционных вопросов, а научно-обоснованный метод, представляющий систему заданий специфической формы, возрастающей трудности, определенного содержания, позволяющий качественно оценить структуру знаний и эффективно измерить их уровень.
Тест – это стандартизированное задание с вариантами ответов, среди которых, как правило, даются верные и неверные. «Нередко в задание закладывается не только содержание ответа, но и его форма, которая также бывает стандартизированной: требуется либо вычеркнуть лишнее, либо продолжить запись, либо отметить правильный ответ соответствующим знаком. Испытуемый должен не только найти верный ответ, но и отметить его в соответствии с заданной формой» [5, c.93].
Тестовый контроль - это оперативная проверка качества усвоения знаний, немедленное исправление ошибок и восполнение пробелов. Тестовый контроль помогает учителю оперативно проверить уровень формирования представлений и понятий учащихся, определить их продвижение в обучении. Использование тестов для проверки знаний учащихся повышает их объективность, позволяет определить уровень самостоятельной работы. Это очень важная функция тестов, так как она позволяет повысить эффективность учебного процесса. «Тесты дают возможность для выявления уровня знаний учащихся, некоторых индивидуальных характеристик учебной деятельности детей, таких, как темп деятельности, сосредоточенность, степень развитости памяти, внимания, отношения к делу» [2, c.110].
Успешность проведения тестирования с помощью бланкового или электронного вариантов зависит от качества тестового материала.
Поэтому при составлении тестов необходимо помнить о:
– цели тестирования,
– структуре теста,
– типах (открытые или закрытые),
– количестве заданий,
– уровне сложности (базовый, повышенный),
– виде контроля.
Спецификация теста содержит основные характеристики, структуру теста, содержится и описание процедуры тестирования.
Тесты – это не только более качественный, но и значительно более объективный способ оценивания. Объективность тестирования достигается путем стандартизации процедуры проведения и путем стандартизации и проверки показателей качества отдельных заданий и тестов в целом. «Тесты представляют собой своеобразную базу для проведения мониторинга, корректировки сравнений, определения уровня усвоения материала. Отличие тестов от контрольных работ является его оснащение, то есть существование жесткой процедуры проведения» [8, c.115].
Отличие тестов от экзаменов состоит в том, что тесты, используя единые критерии оценки, ставят всех учащихся в равные условия, а это приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений. Широта теста позволяет ученикам показать свои достижения на широком поле материала. Важнейшее отличие тестов от других форм поверки знаний – его технологичность: задания имеют точный однозначный ответ, и оценивается стандартно.
Важным звеном учебного процесса является контроль знаний, умений и навыков, от его правильной организации во многом зависит результат обучения. В процессе контроля выявляются достоинства и недостатки знаний и умений учащихся, что даёт возможность управлять учебным процессом, совершенствовать формы и методы обучения. В условиях модернизации образования и введения ФГОС неотъемлемую часть в обучении и контроле знаний учащихся занимают тесты.
Все тестологи сходятся в мнении о том, что тесты не являются универсальным инструментом обучения и контроля, не отменяют других методов, признанных в педагогике. Тест, по их мнению, позволяет четче дифференцировать уровень знаний в группе обучающихся, получить объективную оценку знаний каждого ученика, оценить качество образования.