ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретический аспект развития абстрактного мышления у младших школьников в процессе изучения алгебраического материала
1.1 Развитие абстрактного мышления в онтогенезе детей
1.2. Общетеоретические аспекты изучения алгебраического материала в начальной школе
1.3. Формирование некоторых алгебраических понятий: представление об уравнении в начальной школе
2. Методы и содержание экспериментальной работы
2.1 Цели, задачи и методы исследования
2.2 Анализ полученных результатов
2.3 Направления педагогической работы по формированию абстрактного мышления у младших школьников в процессе изучения алгебраического материала
Заключение
Библиографический список
Приложения
В различные возрастные периоды развития человека важнейшее значение играет один из психологических процессов. К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Ж. Пиаже, характеризуя данный период развития ребенка, называет его стадией конкретных операций с предметами. Для младшего школьника основное значение приобретает развитие логического мышления, это одна из важнейших задач обучения математики в начальной школе.
Одной из основных и важнейших операций логического мышления младшего школьника является обобщение. В процессе обучения школьник, путем обобщения, получает возможность суммировать полученные в школе знания и делать обобщающие выводы.
Изучение математики сталкивает детей с необходимостью выделять существенные свойства, которые присущи нескольким предметам и явлениям, и обобщать их, формируя определенные понятия.
Цель: изучение особенностей развития абстрактного мышления у младших школьников в процессе изучения алгебраического материала.
Объект исследования: процесс развития абстрактного мышления у младших школьников в процессе изучения алгебраического материала.
Предмет исследования: особенности развития абстрактного мышления у младших школьников в процессе изучения алгебраического материала.
Задачи исследования:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.
- разработать содержание диагностики уровня сформированности абстрактного мышления младшего школьника;
- освоить особенности развития абстрактного мышления у младших школьников в процессе изучения алгебраического материала.
Для осуществления поставленных задач используются следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемому вопросу; анализ деятельности учеников начальных классов с целью выяснения уровня абстрактного мышления.
1.Теоретический аспект развития абстрактного мышления у младших школьников в процессе изучения алгебраического материала
1.1 Развитие абстрактного мышления в онтогенезе детей
Брюшинкин В.Н. определяет абстрактное (далее - словесно-логическое) мышление как вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. В данной работе мы рассмотрим словесно-логическое мышление (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Тихомиров О.К. дает такое понятие: « Словесно-логическое мышление — один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций».
Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Для этого вида мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (стоимость, честность, гордость). Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал.
В основе словесно-логического мышления лежат законы построения языка, связывающие слова в сложные системы, дающие возможность осуществлять суждения, в сложные логические системы, овладение которыми позволяет человеку выполнять операции логического вывода.
Основной единицей языка считается слово, дающее возможность анализировать предметы, выделять в них существенные свойства, относить предметы к определенной категории. Слово, являясь средством абстракции и обобщения, отражает глубокие связи и отношения, стоящие за предметами внешнего мира.
Слово дает возможность анализировать предмет, выделять в нем существенные свойства и относить его к вполне определенным категориям. При этом каждое слово сложно по своему значению, причем состоит как из наглядно-образных, так и из отвлеченно-обобщающих составляющих, это позволяет человеку выбирать одно из возможных значений слова, употребив его либо в конкретном, образном, либо в отвлеченном и обобщающем значении.
Словесно-логическое мышление формируется постепенно. В ходе обучения происходит овладение приёмами мыслительной деятельности, приобретается способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствует задания, побуждающие к размышлению.
В процессе решения учебных задач формируются такие операции словесно-логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация.
Анализ как мыслительное действие предполагает разложение целого на части, выделение путём сравнения общего и частного, различения существенного и не существенного в предметах и явлениях.
Овладением анализом начинается с умения выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки. Как известно, любой предмет можно рассматривать с разных точек зрения. В зависимости от этого на первый план выступают та или иная черта, свойства предмета. Умения выделять свойства даётся с большим трудом, т.к. конкретное мышление должно проделывать сложную работу абстрагирования свойства от предмета.
Параллельно с овладением приёмом выделения свойств путём сравнения различных предметов (явлений) необходимо выводить понятие общих и отличительных (частных), существенных и несущественных признаков, при этом используется такие операции мышления как анализ, синтез, сравнение и обобщение. Неумение выделять общее и существенное может серьёзно затруднить процесс обучения. Умение выделять существенное способствует формированию другого умения - отвлекаться от несущественных деталей. Это действие даётся с не меньшим трудом, чем выделение существенного.
В процессе обучения задания приобретают более сложный характер: в результате выделения отличительных и общих признаков уже нескольких предметов, дети пытаются разбить их на группы. Здесь необходима такая операция мышления как классификация. В процессе классификации осуществляется анализ предложенной ситуации, выделяют в ней наиболее существенные компоненты, используя операции анализа и синтеза, и производит обобщение по каждой группе предметов, входящих в класс. В результате этого происходит классификация предметов по существенному признаку.