Курсовая работа|Педагогика

Процесс развития абстрактного мышления у младших школьников в процессе изучения алгебраического материала

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 29

ВВЕДЕНИЕ

1.Теоретический аспект  развития абстрактного мышления у младших школьников в процессе изучения алгебраического материала

1.1 Развитие абстрактного мышления в онтогенезе детей

1.2. Общетеоретические аспекты изучения алгебраического материала в начальной школе

1.3. Формирование некоторых алгебраических понятий: представление об уравнении в начальной школе

2. Методы и содержание экспериментальной работы

2.1 Цели, задачи и методы исследования

2.2 Анализ полученных результатов

2.3 Направления педагогической работы по формированию абстрактного мышления у младших школьников в процессе изучения алгебраического материала

Заключение

Библиографический список  

Приложения

В различные возрастные периоды развития человека важнейшее значение играет один из психологических процессов. К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Ж. Пиаже, характеризуя данный период развития ребенка, называет его стадией конкретных операций с предметами. Для младшего школьника основное значение приобретает развитие логического мышления, это одна из важнейших задач обучения математики в начальной школе.

Одной из основных и важнейших операций логического мышления младшего школьника является обобщение. В процессе обучения школьник, путем обобщения, получает возможность суммировать полученные в школе знания и делать обобщающие выводы.

Изучение математики сталкивает детей с необходимостью выделять существенные свойства, которые присущи нескольким предметам и явлениям, и обобщать их, формируя определенные понятия.

Цель: изучение особенностей развития абстрактного мышления у младших школьников в процессе изучения алгебраического материала.

Объект исследования: процесс развития абстрактного мышления у младших школьников в процессе изучения алгебраического материала.

Предмет исследования: особенности развития абстрактного мышления у младших школьников в процессе изучения алгебраического материала.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.
  2. разработать содержание диагностики уровня сформированности абстрактного мышления младшего школьника;
  3. освоить особенности развития абстрактного мышления у младших школьников в процессе изучения алгебраического материала.

Для осуществления поставленных задач используются следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемому вопросу; анализ деятельности учеников начальных классов с целью выяснения уровня абстрактного мышления.

 

1.Теоретический аспект  развития абстрактного мышления у младших школьников в процессе изучения алгебраического материала

1.1 Развитие абстрактного мышления в онтогенезе детей

Брюшинкин В.Н. определяет абстрактное (далее - словесно-логическое) мышление как вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. В данной работе мы рассмотрим словесно-логическое мышление (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Тихомиров О.К. дает такое понятие: « Словесно-логическое мышление — один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций».

Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Для этого вида мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (стоимость, честность, гордость). Благодаря словесно-логическому мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал.

В основе словесно-логического мышления лежат законы построения языка, связывающие слова в сложные системы, дающие возможность осуществлять суждения, в сложные логические системы, овладение которыми позволяет человеку выполнять операции логического вывода.

Основной единицей языка считается слово, дающее возможность анализировать предметы, выделять в них существенные свойства, относить предметы к определенной категории. Слово, являясь средством абстракции и обобщения, отражает глубокие связи и отношения, стоящие за предметами внешнего мира.

Слово дает возможность анализировать предмет, выделять в нем существенные свойства и относить его к вполне определенным категориям. При этом каждое слово сложно по своему значению, причем состоит как из наглядно-образных, так и из отвлеченно-обобщающих составляющих, это позволяет человеку выбирать одно из возможных значений слова, употребив его либо в конкретном, образном, либо в отвлеченном и обобщающем значении.

Словесно-логическое мышление формируется постепенно. В ходе обучения происходит овладение приёмами мыслительной деятельности, приобретается способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствует задания, побуждающие к размышлению.

В процессе решения учебных задач формируются такие операции словесно-логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация.

Анализ как мыслительное действие предполагает разложение целого на части, выделение путём сравнения общего и частного, различения существенного и не существенного в предметах и явлениях.

Овладением анализом начинается с умения выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки. Как известно, любой предмет можно рассматривать с разных точек зрения. В зависимости от этого на первый план выступают та или иная черта, свойства предмета. Умения выделять свойства даётся с большим трудом, т.к. конкретное мышление должно проделывать сложную работу абстрагирования свойства от предмета.

Параллельно с овладением приёмом выделения свойств путём сравнения различных предметов (явлений) необходимо выводить понятие общих и отличительных (частных), существенных и несущественных признаков, при этом используется такие операции мышления как анализ, синтез, сравнение и обобщение. Неумение выделять общее и существенное может серьёзно затруднить процесс обучения. Умение выделять существенное способствует формированию другого умения - отвлекаться от несущественных деталей. Это действие даётся с не меньшим трудом, чем выделение существенного.

В процессе обучения задания приобретают более сложный характер: в результате выделения отличительных и общих признаков уже нескольких предметов, дети пытаются разбить их на группы. Здесь необходима такая операция мышления как классификация. В процессе классификации осуществляется анализ предложенной ситуации, выделяют в ней наиболее существенные компоненты, используя операции анализа и синтеза, и производит обобщение по каждой группе предметов, входящих в класс. В результате этого происходит классификация предметов по существенному признаку.

  1. Аблова В.С. Формирование элементов логической и алгебраической грамотности//Начальная школа. - 1991. - № С 24-34.
  2. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: Просвещение, 1983. – 46 с.
  3. Брюшинкин, В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. - М.: Просвещение, 1996. – 321 с.
  4. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. - М.: Педагогика, 1990. - 183с.
  5. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Математика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - М.: ТЦ "Учитель", 2007.
  6. Галкина О.А. Статья - Психолого-педагогические основы развития операций логического мышления у детей младшего школьного возраста.
  7. Гальперин, П.Я. Введение в психологию.- М.: Просвещение, 2000. – 312 с.
  8. Глушенкова Т.Г. Статья - Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  9. Денисова Д., Дорожин Ю. Математика для дошкольников. Старшая группа 5+. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  10. Дмитриева Н.Ю. Общая психология - конспект лекций. Лекция № 8 Мышление (часть 1)
  11. Зак А.З. Развитие умственных способностей младшего школьника. - М., 1965 12. Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. - М.: МЦНМО, МИОО, 2006.
  12. Калошина, А.П. О формировании логических приемов мышления. Советская педагогика. — 1975. — № 4.
  13. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии- М.,1976 15. Кузнецова А. В. Статья - Рекомендации по развитию словесно-логического мышления у обучающихся младших классов
  14. Мельник Н.В. Развитие логического мышления при изучении математики.// М.: «Просвещение», 1997 г. - с. 21.

17.Мочалова О.Б. Учимся рассуждать логически (шаг третий). Учебно-методическое пособие для учителей и учащихся. Уфа, 2001.

  1. Немов А.И. Общая психология. - М.,1990 19. Павлова О. А. Статья - Обобщение опыта работы на тему "Развитие связной речи и творческих способностей у детей с ОНР путём использования методов ТРИЗ"
  2. Петровский А.В. Введение в психологию. - М.,1998
  3. Репина Н.В. и др., Основы клинической психологии 2003 г.

22.Семенов Е.М., Горбунова Е.Д. Развитие мышления на уроках математики. Свердловск: Средне-уральское книжное издательство, 1996 г. - с.11-16.

  1. Тихомиров О.К. Психология мышления 2002 г.
  2. Е.П. Фефилова, Я.Ш. Гараева «Поурочные разработки по математике», 2 класс, 2008 г.
  3. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.
  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. - 44 с.
  5. А.Я. Психология: описания психологических тестов, тестирование, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов. Сайт: http://azps.ru/
  6. Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. - М.: Учитель, 2007.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское