Курсовая работа|Педагогика

Организация познавательной деятельности школьников при изучении нового материала

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 36

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Познавательная деятельность школьников: понятие и ее организация

1.2 Методы, приемы стимулирования познавательной деятельности школьников при изучении нового материала

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА

2.1. Школьный музей как форма организации познавательной деятельности учащихся на уроках истории России (по материалам опыта Шелии А.В., учителя истории и обществознания МОУ СОШ №37 с углубленным изучением английского языка, г. Ярославль)

2.2 Организация познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы преподавания истории (по материалам педагогического опыта Добролюбовой Л.Л., учителя истории МОУ гимназии № 13, г. Новосибирск)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Переход российских школ на Федеральные государственные образовательные стандарты дал толчок разнообразным изменениям в образовательной среде школы, в том числе и обусловил необходимость формирования современных и комфортных условий организации образовательного процесса. Большое внимание уделяется принципиальному

изменению методов, форм и средств обучения и воспитания школьников в сторону их гуманизации, ориентации на всестороннее развитие личности, мотивации к учению, активизации познавательной творческой деятельности учащихся. Отсюда возникает противоречие, выражающееся в необходимости перестройки образа жизни, поведения подрастающего поколения, отношения к себе и к миру и малоэффективными в этом отношении, но достаточно широко распространенными в педагогической практике теоретическими методами обучения.

В связи с тем, что Федеральные образовательные стандарты предусматривают переход от исключительно знаниевого подхода к системно-деятельностному, современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Одним из видов деятельности, которым должны овладеть учащиеся, является познавательная деятельность.

Таким образом, в контексте перехода к деятельностной парадигме в образовании, исследования, связанные с активизацией и организацией познавательной деятельности, представляются востребованными.

С учетом выше указанного данная тематика является актуальной и научно значимой для исследования.

Целью данной работы является исследование организации познавательной деятельности школьников при изучении нового материала на уроках истории.

Для выполнения цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть содержание понятия «познавательная деятельность» и условия для ее организации;

обозначить методы, приемы стимулирования познавательной деятельности;

охарактеризовать практический опыт организации познавательной деятельности на примере разработки уроков истории на базе школьного музея;

рассмотреть педагогический опыт организации познавательной деятельности школьников через активные формы и методы преподавания.

Объектом исследования является познавательная деятельность школьника при изучении нового материала.

Предмет исследования – средства, формы, методы, педагогический опыт, которые формируют организацию познавательной деятельности школьников при изучении нового материала.

Библиография. Изучением данной темы занималось достаточно большое число методистов, исследователей, учителей, как в советский, так и постсоветский периоды.

В работе использовались труды Алексашкиной Л.Н., Борзовой Л.П., Вансловой Е.Г., Васяевой С.Н., Вольвакова С. П. Вяземского Е.Е., Стреловой О.Ю., Добролюбовой Л.Л., Ивановой А.Ф., Коротковой М.В., Студеникина М.Т., Курочкиной Н.А. и др.

Особенностью данной проблематики является то, что она носит теоретико-практический, интегрированный характер, т.е. соприкасается с множеством созвучных тематик. Вследствие чего работы по организации познавательной деятельности школьников представлены как комплексными публикациями, так и узкоспециализированными разработками.

В написании данной работы, прежде всего теоретической части, были использованы исследования разных лет, что позволила всесторонне рассмотреть изучаемую проблематику.

В подготовке практический части использовалось описание практического опыта по организации познавательной деятельности школьников, который был подготовлен и систематизирован не ранее 2013 года.

Несомненно, изучение данной проблематики будет продолжаться. Будут сформированы новые подходы и теории к организации познавательной деятельности школьников.

  1. Алексашкина Л.Н. История. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций.– М.: Просвещение, 2014. 125 с.
  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. Учебное пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1991. 363 с.
  3. Баранов П.А. Использование групповой формы работы учащихся при изучении новой истории //Преподавание истории в школе. 1990. №6. С. 34- 89
  4. Бондаренко С.М. Урок - творчество учителя. - М., 1985. 345с
  5. Борзова Л.П. Игры на уроках истории..- М.: Владос−пресс, 2001. 131с
  6. Ванслова Е.Г. Музейная педагогика // Воспитание школьников. №5. 2000. С.27-42
  7. Васяева С.Н. Нетрадиционные формы уроков //Преподавание истории в школе. 2001. № 6 . С. 56-67
  8. Венцева В.О. Дискуссия на уроке истории // История. Все для учителя. 2012. № 4. С.2-9
  9. Веселова Е.Г. Школьный музей как уникальная развивающая среда и воспитательная система образовательного учреждения // Мир современной науки . 2013. №1 (16). С.44-49.
  10. Вольваков С. П. Познавательно – развивающие вопросы в преподавании истории Отечества // Преподавание истории в школе. 2000. № 5. С.67-78
  11. Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2003. 384с
  12. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю. М., 1999. 234с
  13. Гольденберг М.Л. Технология метода проектов при обучении истории //Преподавание истории в школе. 2001. №4. С.71–72.
  14. Гончарова А.И. Диспут на уроке истории // Преподавание истории в школе. 1998.№ 5. С. 36–38.
  15. Добролюбова Л.Л. Активизация познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы преподавания истории [электронный ресурс] - http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=155# (дата обращения: 22.06.2015)
  16. Иванова А.Ф. Нетрадиционные формы работы на уроках // Преподавание истории в школе. 1994. №8.С. 23-33
  17. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011. 190 с.
  18. Клименко А.В. Румынина В.В. Уроки – суды//Преподавание истории в школе. 1998. №3. С.23-45
  19. Колесникова И.А. О феномене музейной педагогики// Художественный музей в образовательном процессе. – Спб.: СпецЛит, 1998. С. 6-15.
  20. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. – Москва: Прогресс, 2003. 125с
  21. Короткова М. В. Нетрадиционные формы урока истории [электронный ресурс] - http:www.portal – slovo. Ru (дата обращения: 22.06.2015)
  22. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории/Учебное издание. - М.: «Издательство ВЛАДОС - ПРЕСС», 2000. 248с
  23. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе.- М., 2000. 258с
  24. Кульневич С.В. Совсем необычный урок: Практическое пособие/ Под. Ред. С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. – Ростов-на-Дону, 2001.346с
  25. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Взрослые игры для детей. Методическое пособие. М.: Владос, 2000. 123с
  26. Курочкина Н.А. Развитие познавательных интересов школьников на уроках истории. - Великий Новгород, 2007. 128с
  27. Леонов Е.Е. Исторический аспект появления и развития школьных музеев в России: периодизация, проблемы, особенности работы // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2011. №17. С.39-49
  28. Леонов Е.Е. Теоретическое осмысление образовательно-коммуникативных моделей как инновационной формы развития экспозиционной и экскурсионной работы при взаимодействии в системе: музей – школьный музей – вуз // МНКО . 2011. №5. С.391-392.
  29. Лецрих С.В. Использование материалов школьного музея на уроках истории и во внеклассной работе [электронный ресурс] - http://festival.1september.ru/articles/549878/ (дата обращения: 22.06.2015)
  30. Махрачев С.Ф. Школьный музей как центр музейно-педагогической работы в образовательном учреждении // Социально-экономические явления и процессы. 2012. №4. С.131-135
  31. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для студ. вузов– 12-е изд. стер. – М.: Академия, 2009.637 с.
  32. Описание опыта педагогической деятельности Шелии А.В. [электронный ресурс] -http://annasheliya.ru/attachments/article/21/Описание_пед_опыта_учитель_года_Шелия_ОБЛАСТЬ_01.pdf (дата обращения: 22.06.2015)
  33. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Владос, 2004. 349с
  34. Пономарева Т.Н. Школьный музей как современное средство воспитания в сельском социуме // Педагогическое образование в России . 2010. №1. С.64-68.
  35. Психология. Словарь/ Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.:Политиздат, 1990. 494 с.
  36. Ресурсы интернет для преподавателей истории и обществознания [электронный ресурс] - http://wiki.tgl.net.ru/index.php/Ресурсы_Интернет_для_преподавателей_истории_и_обществознания (дата обращения: 22.06.2015)
  37. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. – М.: Прогресс, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. 932с.
  38. Салимова З.М. Использование материалов школьного музея на уроках истории как фактор патриотического воспитания учащихся [электронный ресурс] - http://salimova-z.ru/article/ispolzovanie-materialovshkolnogo-muzeia (дата обращения: 22.06.2015)
  39. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
  40. Соколова М.В. Музейная педагогика. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им.К.Д.Ушинского, 2002. 75с.
  41. Соколова М.В. Школьные музеи. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им.К.Д.Ушинского, 2002. 61с.
  42. Соколова С.Б. Нравственно-патриотическое воспитание учащихся в пространстве школьного музея // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2008. №55.
  43. Сорокун П.А. Основы психологии. – Псков.: ПГПУ, 2005. 312с.
  44. Столяров Б. А. Музейная педагогика - история и современность //Народное образование. №5. 2001. С.177-182
  45. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика. М.:Высшая школа, 2004. 456с
  46. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе/Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС. 2000. 124с
  47. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. – М.: ВЛАДОС. 2004. 57с
  48. Тарасова А.Н. Перспективы школьных музеев в современных условиях // МНКО . 2011. №3. С.298-301.
  49. Тельманова А.С. Диверсификация роли школьного музея в социально-культурном пространстве // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств . 2014. №28. С.95-101.
  50. Трофимова О. В. Нетрадиционная форма урока и социализация учащихся // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. №1. С. 13- 16
  51. Троянская С.Л. Музейная педагогика и ее образовательные возможности в развитии общекультурной компетентности: Учебное пособие.- Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2007. 139 с.
  52. Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010. № 1897
  53. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ Под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. 159 с.
  54. Ходыкин, А.В. Использование экспонатов школьного краеведческого музея на уроках истории с применением метода проблемного обучения. [электронный ресурс] - http://festival.1september.ru/articles/532189/ (дата обращения: 22.06.2015)
  55. Хуторской А.В. Современная дидактика. - М., 2005. 289с
  56. Челышева И.В. Развитие познавательных интересов школьников в условиях компьютеризации современного образования. - Таганрог, 2006.
  57. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: 2001. 197 с.
  58. Шкель В.Ф. Игровые технологии в учебном процессе. Учебно-методическое пособие/В.Ф.Шкель. – Саратов, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2010. 24 с
  59. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М, 1971.256с
  60. Юхневич М.Ю. Педагогические, учебные и детские музеи России. М.: Просвещение. 1991.165с.
  61. Ярома О.В. Использование творческих заданий в развитии информационно-аналитических умений учащихся //Пермский педагогический журнал. 2013. №4. С. 15-21

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit
Курсовая работа Педагогика
2015 год 41 стр.
Курсовая Развитие музыкальных способностей у дошкольников
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское