ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Познавательная деятельность школьников: понятие и ее организация
1.2 Методы, приемы стимулирования познавательной деятельности школьников при изучении нового материала
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА
2.1. Школьный музей как форма организации познавательной деятельности учащихся на уроках истории России (по материалам опыта Шелии А.В., учителя истории и обществознания МОУ СОШ №37 с углубленным изучением английского языка, г. Ярославль)
2.2 Организация познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы преподавания истории (по материалам педагогического опыта Добролюбовой Л.Л., учителя истории МОУ гимназии № 13, г. Новосибирск)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Переход российских школ на Федеральные государственные образовательные стандарты дал толчок разнообразным изменениям в образовательной среде школы, в том числе и обусловил необходимость формирования современных и комфортных условий организации образовательного процесса. Большое внимание уделяется принципиальному
изменению методов, форм и средств обучения и воспитания школьников в сторону их гуманизации, ориентации на всестороннее развитие личности, мотивации к учению, активизации познавательной творческой деятельности учащихся. Отсюда возникает противоречие, выражающееся в необходимости перестройки образа жизни, поведения подрастающего поколения, отношения к себе и к миру и малоэффективными в этом отношении, но достаточно широко распространенными в педагогической практике теоретическими методами обучения.
В связи с тем, что Федеральные образовательные стандарты предусматривают переход от исключительно знаниевого подхода к системно-деятельностному, современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Одним из видов деятельности, которым должны овладеть учащиеся, является познавательная деятельность.
Таким образом, в контексте перехода к деятельностной парадигме в образовании, исследования, связанные с активизацией и организацией познавательной деятельности, представляются востребованными.
С учетом выше указанного данная тематика является актуальной и научно значимой для исследования.
Целью данной работы является исследование организации познавательной деятельности школьников при изучении нового материала на уроках истории.
Для выполнения цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть содержание понятия «познавательная деятельность» и условия для ее организации;
обозначить методы, приемы стимулирования познавательной деятельности;
охарактеризовать практический опыт организации познавательной деятельности на примере разработки уроков истории на базе школьного музея;
рассмотреть педагогический опыт организации познавательной деятельности школьников через активные формы и методы преподавания.
Объектом исследования является познавательная деятельность школьника при изучении нового материала.
Предмет исследования – средства, формы, методы, педагогический опыт, которые формируют организацию познавательной деятельности школьников при изучении нового материала.
Библиография. Изучением данной темы занималось достаточно большое число методистов, исследователей, учителей, как в советский, так и постсоветский периоды.
В работе использовались труды Алексашкиной Л.Н., Борзовой Л.П., Вансловой Е.Г., Васяевой С.Н., Вольвакова С. П. Вяземского Е.Е., Стреловой О.Ю., Добролюбовой Л.Л., Ивановой А.Ф., Коротковой М.В., Студеникина М.Т., Курочкиной Н.А. и др.
Особенностью данной проблематики является то, что она носит теоретико-практический, интегрированный характер, т.е. соприкасается с множеством созвучных тематик. Вследствие чего работы по организации познавательной деятельности школьников представлены как комплексными публикациями, так и узкоспециализированными разработками.
В написании данной работы, прежде всего теоретической части, были использованы исследования разных лет, что позволила всесторонне рассмотреть изучаемую проблематику.
В подготовке практический части использовалось описание практического опыта по организации познавательной деятельности школьников, который был подготовлен и систематизирован не ранее 2013 года.
Несомненно, изучение данной проблематики будет продолжаться. Будут сформированы новые подходы и теории к организации познавательной деятельности школьников.