ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
1.1. Здоровье и здоровый образ жизни
1.2. Педагогические условия формирования здорового образа жизни младших школьников
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Особенности формирования у младших школьников ценностного отношения к здоровью и культуры здорового образа жизни
2.2. Современные формы воспитательной работы по формированию здорового образа жизни
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Здоровье – есть первая и сама значимая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое совершенствование личности. Помимо этого, оно служит значимой предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.
Активная долгая жизнь – есть важное слагаемое человеческого фактора. Человек служит сам творцом своего здоровья, за которое нужно бороться.
С раннего возраста нужно вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены. Проще говоря, добиваться разумными методами подлинной гармонии здоровья.
Здоровый образ жизни – есть образ жизни, базирующийся на нормах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающийся, и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Крайне актуальна данная проблема в начальной школе, что сопряжено с глобальными преобразованиями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли учащегося. Непосредственно в младшем школьном возрасте формируется фундамент здоровья и привычки к ведению здорового образа жизни, взрослого человека. Стандарт нового поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к своему здоровья, познания в области неблагоприятных факторов риска здоровья.
Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни обусловлена приумножением и преобразованием характера нагрузок на организм ребенка.
Проблема: сохранение здоровья учащихся служит приоритетным направлением совершенствования образовательной системы современной школы, воспитание и развитие свободолюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Цель работы – проанализировать результативность педагогических условий, оказывающих воздействие на формирование здорового образа жизни детей младших школьников.
Объект исследования – есть формирование здорового образа жизни в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – есть педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи как:
- раскрыть понятие и образ жизни здоровья;
- дать характеристику условиям формирования здорового образа жизни младших школьников;
- изучить особенности формирования у младших школьников ценностного отношения к здоровью и культуре здорового образа жизни;
- проанализировать современные формы воспитательной деятельности по формированию здорового образа жизни.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
1.1. Здоровье и здоровый образ жизни
Забота о собственном здоровье – есть значимая потребность любого человека, возрастающая с возрастом.
Здоровье – есть одно из условий оптимизации человеческого существования и одно из ключевых условий его счастья.
На сегодняшний день выделяют следующие компоненты здоровья:
- соматическое, заключающееся в текущем состоянии органов и систем органов человеческого организма;
- физическое, заключающееся в уровне развития и функциональных возможностях органов и систем организма. Основа физического здоровья – есть морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию всевозможных факторов;
- психическое, заключающееся в психической области человека. Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.
Критериями психического здоровья служат: отсутствие заболеваний; нормальное совершенствование организма; благоприятное функциональное состояние;
- сексуальное – комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, благоприятно обогащающих личность, приумножающих коммуникабельность человека и его способность к любви;
- нравственное, заключающееся в комплексе характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде[1].
В обобщенном и немного упрощенном виде критериями здоровья служат: для соматического и физического здоровья – я могу; для психического – я хочу; для нравственного здоровья – я должен.
Для того, чтобы укреплять и сохранять здоровье, иными сломами управлять им, нужные сведения, как об условиях формирования здоровья, так и конечном результате процессов их отражения.
Онтогенетическое развитие дочерних организмов предопределяется той наследственной программой, которую они наследуют с родительскими хромосомами. При этом сами хромосомы и их структурные элементы – гены, могут подвергаться вредным воздействиям, при этом на протяжении всей жизни будущих родителей. Девочка появляется на свет с определенным набором яйцеклеток, которые по мере созревания последовательно готовятся к оплодотворению. Иными словами, в конечном счете, все происходящее с девочкой, девушкой, женщиной на протяжении ее жизни до зачатия в той либо иной мере отражается на качестве хромосом и генов. Продолжительность жизни сперматозоида намного меньше, чем яйцеклетки, но и их периода жизни бывает достаточно для возникновения нарушений в их генетическом аппарате.
В результате, становится понятна ответственность, которую несут перед потомством будущие родители в течение всей своей жизни, предшествующей зачатию.
Биологические особенности организма – есть основа, на которой зиждется здоровье человека.
В формировании здоровья значима роль генетических факторов. При этом генетическая программа, получаемая человеком, обеспечивает его совершенствование при наличии определенных условий окружающей среды.
Под окружающей средой принято подразумевать целостную систему взаимосвязанных природных и антропогенных объектов и явлений, в которой протекает труд, быт и отдых детей. Данный термин содержит в себе социальные, природные и искусственно создаваемые физические, химические и биологические факторы, иными словами, все то, что прямо либо косвенно воздействует на жизнь, здоровье и деятельность человека.
Человек, как живая система, служит составной частью биосферы. Воздействие человека на биосферу сопряжено не столько с его биологической, сколько с трудовой деятельностью.
Целесообразно отметить, что технические системы оказывают химическое и физическое воздействие на биосферу по таким каналам как:
- через атмосферу;
- гидросферу;
- литосферу[2].
Целесообразно отметить, что здоровый образ на 8-10% обусловлен медицинским обеспечением.
Непосредственно с данным фактором большая часть людей связывает свои надежды на здоровье, при этом доля ответственного данного фактора оказывается неожиданно низкой.
По мере совершенствования цивилизации и более широкого распространения заболеваний медицина все в большей мере стала специализироваться на лечении болезней и все меньше внимания уделять здоровью. Непосредственно лечение зачастую снижает запас здоровья за счет побочного воздействия лекарственных препаратов, иными словами, лечебная медицина далеко не всегда укрепляет здоровье.
В конечном счете, становится ясно, что болезни современного человека обусловлены в первую очередь его образом жизни и повседневным поведением. На сегодняшний день здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний.
Образ жизни, термин, используемый в социальных науках с целью характеристики условий и особенностей повседневной жизни людей в том либо ином обществе. Образ жизни определяется существенными чертами и особенностями определенной общественно – экономической формации. Все имеющие место быть в обществе социальные различия – между классами и социальными слоями, между городом и деревней, между людьми умственного и физического труда, между квалифицированными и не квалифицированными сотрудниками – находят свое отражение в их образе жизни, что дает основание говорить о всевозможных видах образа жизни внутри каждого общества, при чем некоторые из них могут находиться даже в отношении противоположности друг к другу.