ВКР|Безопасность жизнедеятельности (БЖД)

Радиационная безопасность как объект изучения в школьном курсе ОБЖ

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2023 | Страниц: 70

Цена: 1 990
Купить работу

Введение

Глава 1 Теоретические основы радиационной безопасности

1.1 Характеристика радиации .

1.1.1 Общие сведения о радиации .

1.1.2 Источники радиоактивного излучения

1.1.3 Биологическое действие радиации

1.1.4 Мероприятия по защите населения от радиации

1.2 Формы и методы работы с учащимися в школьном курсе ОБЖ по защите от радиации ..

Глава 2 Радиационная безопасность как объект изучения в школьном курсе ОБЖ .

2.1 Изучение отношения школьников к проблеме радиационной безопасности .

2.2 Анализ учебных тем в школьном курсе ОБЖ по защите населения от радиации

2.3 Формы и методы работы с учащимися при изучении радиационной безопасности на уроках ОБЖ .

Заключение

Библиографический список

Приложение

В современном мире всё больше отраслей хозяйства и науки используют радиоактивные вещества и источники ионизирующих излучений. Этому так же способствует строительство новых атомных установок атомной энергетики.

Атомные установки эксплуатируются на ледоколах, на крейсерах, а также на подводных лодках. За время существования АЭС, которые представляют собой опасные объекты, ядерные катастрофы наблюдались в таких странах, как: Канаде, США, России, Украине, Японии и многих других. Данные происшествия заставляют правительства стран задуматься о радиационной безопасности. Асаенок И.С. считает, что радиоактивность связана исключительно с возведением АЭС или созданием ядерного оружия, но это не так. Излучение и радиоактивность существовали ещё с времён образования нашей планеты, когда только начинала зарождаться жизнь» [8].

На данный момент особое внимание уделяется ионизирующему излучению, которое широко применяется в промышленности, энергетике, медицине. Ионизирующие излучения являются одновременно и другом и врагом человека. Это требует от каждого человека определённых знаний об источниках опасности ионизирующей радиации, методах защиты от её воздействия. Правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья определены законом «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 № 3-ФЗ [3].

В современном мире существует большого количества радиационно опасных объектов, от которых исходят радиоактивные выбросы, излучения. Не каждый человек знает, как вести себя при авариях с радиоактивными выбросами. А от этого зависит состояние его здоровья, жизни в целом.

Формирование у учащихся понимания вопросов радиационной безопасности является одной из важных задач курса ОБЖ и заключается в том, что перед педагогом стоит задача сформировать систему знаний, умений и навыков учащихся в области защиты от неблагоприятного воздействия ионизирующего излучения. Это обусловливает актуальность исследования.

Цель исследования: рассмотреть формы и методы работы с учащимися при изучении радиационной безопасности на уроках ОБЖ.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы.
  2. Рассмотреть формы и методы работы преподавания вопросов радиационной безопасности в общеобразовательной школе.
  3. Изучить отношение школьников к проблеме радиационной безопасности.
  4. Рассмотреть формы и методы работы с учащимися при изучении радиационной безопасности на уроках ОБЖ.

Объект исследования: образовательный процесс на уроках ОБЖ.

Предмет исследования: особенности изучения темы «Радиационная безопасность» на уроках ОБЖ.

Методы исследования: анализ литературы, систематизация и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных, графическая обработка результатов исследования.

База исследования: МБОУ СОШ с. Вознесенское Хабаровского края.

Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов-организаторов ОБЖ и учителей ОБЖ.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

 

Глава 1 Теоретические основы радиационной безопасности

  • Характеристика радиации

1.1.1 Общие сведения о радиации

Радиация, проникающая радиация, радиационная защита, защита от ионизирующих и рентгеновских излучений, нуклиды, радионуклиды – многообразие этих терминов, которые в какой-то степени повторяют друг друга, нередко приводит к неоднозначному пониманию и толкованию. С некоторым допущение можно сказать, что радиация – это явление, происходящее в радиоактивных элементах, ядерных реакторах, при ядерных взрывах, сопровождающееся испусканием частиц и различными излучениями, в результате чего возникают вредные и опасные факторы, воздействующие на людей. Следовательно, термин «ионизирующие излучения» есть одна из сторон проявления физико-химических процессов, протекающих в радиоактивных элементах [15].

Термин проникающая радиация следует понимать, как поражающий фактор ионизирующих излучений, возникающих, например, при взрыве атомного реактора [15].

Ионизирующее излучение – это любое излучение, вызывающее ионизацию среды, т.е. протекание электрических токов в этой среде, в том числе и в организме человека, что часто приводит к разрушению клеток, изменению состава крови, ожогам и другим тяжелым последствиям [15].

Известно, что источником радиации являются радиоактивные ядра, способные самопроизвольно распадаться. Само слово радиоактивный вызывает страх и неприятие, в то время как оно означает лишь нестабильность отдельных изотопов различных элементов. Отметим, что естественные радиоактивные ядра существовали всегда, до и после появления ядерной энергетики. Любая вещь, любой материальный предмет из тех которые нас окружают, содержит определенную долю радионуклидов (не имеющих никакого отношения к ядерной отрасли), способных распадаться и испускать ионизирующее излучение - пресловутую радиацию. Установлено, что в более ранние геологические периоды естественный радиационный фон нашей планете был гораздо выше, чем сейчас [20].

Существует несколько видов ионизирующего излучения, каждый их которых имеет свои особенности с точки зрения взаимодействия с веществом. Чтобы противостоять им, при изготовлении средств защиты используются различные материалы [18].

Альфа-излучение характеризуются низкой проникающей способностью и воздействует на организм только в непосредственной близости от источника излучения. Поэтому даже лист бумаги, резиновые перчатки, пластиковые очки и простой респиратор будут для него непреодолимым препятствием. При этом респиратор является особенно важной частью защитного костюма, т.к. попавшие внутрь организма альфа-частицы накапливаются в клетках органов и долго не распадаются, отравляя организм.

Бета-излучение обладает большей, чем альфа-излучение проникающей способностью, которая зависит от энергии его частиц. А это значит, что средства, предназначенные для защиты от альфа-излучения, при потоке бета-частиц не эффективны. Поэтому используются плексиглас, стекло, тонкий слой алюминия, противогаз.

Гамма-излучение распространяется на большие расстояния и проникает практически сквозь любую поверхность. Исключение составляют тяжёлые металлы типа вольфрама, свинца, стали, чугуна и пр., именно они и применяются для защиты.

Нейтронное излучение – продукт ядерного распада с проникающей способностью, превосходящей гамма-излучение. Лучшей защитой от нейтронного излучения являются такие материалы, как вода, полиэтилен, другие полимеры. Нейтронное излучение обычно сопровождается гамма-излучением, поэтому зачастую в качестве защиты применяют многослойные экраны или растворы гидроксидов тяжелых металлов.

1.1.2 Источники радиоактивного излучения

Основную часть облучения население Земли получает от естественных источников радиоактивного излучения. Большинство из них таковы, но избежать облучения от них совершенно невозможно. На протяжении всей истории существования Земли разные виды излучения падают на ее поверхность из космоса и поступают от радиоактивных веществ, находящихся в земной коре [5].

Человек подвергается облучению двумя путями. Радиоактивные вещества могут находиться вне организма и облучать его снаружи; в этом случае говорят о внешнем облучении. Или же они могут оказаться в воздухе, которым дышит человек, в пище или воде и попасть внутрь организма. Такой способ облучения называют внутренним. Облучению от естественных источников радиации подвергается любой житель Земли, однако одни из них получают большие дозы, чем другие. Это зависит, в частности, от того, где они живут. Уровень радиации в некоторых местах земного шара, где залегают радиоактивные породы, оказывается значительно выше среднего, а в других местах – соответственно ниже.

Доза облучения зависит, кроме того, от условий жизни людей. Применение некоторых строительных маршалов, использование газа для приготовления пищи, открытых угольных жаровень, герметизация помещений и даже полеты на самолётах – все эти сказывается на уровне облучения за счет естественных источников радиации. Земные источники радиации в сумме ответственны за большую часть облучения, которому подвергается человек за счет естественной радиации. В среднем они дают более 5/6 годовой эквивалентной дозы, получаемой населением в основном вследствие внутреннего облучения. Остальную часть вносят космические лучи, главным образом путем внешнего облучения. Рассмотрим некоторые данные о внешнем облучении от источников космического происхождения [26].

Космические лучи. Естественный радиационный фон, создаваемый космическими лучами, дает чуть меньше половины внешнего облучения, получаемого населением от естественных источников радиации. Космические лучи в основном приходят к нам из глубин Вселенной, но некоторая их часть рождается на Солнце во время солнечных вспышек. Космические лучи могут достигать поверхности Земли или взаимодействовать с её атмосферой, порождая вторичное излучение и приводя к образованию различных радионуклидов. Нет такого места на Земле, куда бы не падали невидимые космические лучи. Но одни участки земной поверхности более подвержены их действию, чем другие. Северный и Южный полюсы получают больше радиации, чем экваториальные области, из-за наличия у Земли магнитного ноля, отклоняющего заряженные частицы, из которых в основном и состоят космические лучи.

Существеннее, однако, то, что уровень облучения растет с высотой, поскольку при этом над нами остается все меньше воздуха, играющего роль защитного экрана. Люди, живущие на уровне моря, получают в среднем из-за космических лучей эквивалентную дозу около 300 мкЗв/год; для людей же, живущих выше 2000 м над уровнем моря, эта величина в несколько раз больше [26].

Источники и нормативно-правовые акты

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования – Текст : электронный. // URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 27.11.2022)
  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 г. № 372 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования – Текст : электронный. // URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/ (дата обращения: 27.11.2022)
  3. Российская Федерация. Законы. О радиационной безопасности населения: текст с изменениями и дополнениями [принят Государственной Думой 5 декабря 1995 года № 3-ФЗ] – Текст: электронный. // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8797/ (дата обращения 27.11.2022)

Научная и методическая литература

  1. Абаскалова, Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности : учебное пособие / Н.П. Абаскалова. – Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2008. – 134 с. (Университетская серия). – ISBN 978-5-379-00272-5. – Текст : непосредственный.
  2. Абрамов, В.В. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для вузов / В.В. Абрамов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург, 2013. – 365 с. – ISBN 978-5-7621-0531-6. – Текст : непосредственный.
  3. Акимова, Л.А. Преподавание ОБЖ в школе: теория, методика, организация: учебное пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 0501104.65 Безопасность Жизнедеятельности / Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина, А.М. Зуев / Оренбург: Издательство ОГПУ, 2010. – 248 с. – ISBN 978-5-85859-474-1. – Текст : непосредственный.
  4. Асаенок, И.С. Радиационная безопасность: учебное пособие по дисциплине «Защита населения и объектов народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность» для студентов всех специальностей / И.С. Асаенок, Л.П. Лубашев, А.И. Навоша. – Минск: БГУИР, 1999. – 84 с. – ISBN 985-444-002-8. – Текст : непосредственный.
  5. Афонина Н. Проведение уроков о влиянии радиации на организм подростков // Н. Афонина // https://spravochnick.ru/pedagogika/provedenie_urokov_o_vliyanii_radiacii_na_organizm_podrostkov/
  6. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. / Ю.К. Бабанский – М.: Просвещение, 1982. – 192 с. – Текст : непосредственный.
  7. Безопасность жизнедеятельности : Учебное пособие / Под редакцией Н.Н. Гребневой. – Тюмень.: Изд-во ТюмГУ, 2016 – 320 с. – ISBN 978-5-91879-374-9. – Текст : непосредственный.
  8. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.К. Демика. – М.: Изд-во Рос.экон. акад., 2016 – 118 с. – ISBN 5–7307–0609–х. – Текст : непосредственный.
  9. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / С.В. Белов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2001. – 448 с. – ISBN ISBN 5-06-004171-9. – Текст : непосредственный.
  10. Браверман, Э.М. Факты и выводы: материалы для урока-размышления об атомной энергии / Э.М. Браверман // Физика в школе. – 1999. – № 2 – С.14-18. – ISSN 0130-5522. – Текст : непосредственный.
  11. Гафнер, В.В. Основы безопасности жизнедеятельности: понятийно- терминологический словарь / В.В. Гафнер. – 2-е издание, стереотипно. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2016. – 280 с. – (Серия «Педагогика безопасности»). – ISBN 978-5-9765-2470-5. – Текст : непосредственный.
  12. Дорожко, С.В. Защита населения и объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность. В 3-х частях. Часть 2: Система выживания населения и защита территорий в чрезвычайных ситуациях / С.В. Дорожко, И.В. Ролевич, В.Т. Пустовит. – 4-е изд. – Минск: Дгаета, 2010. – 292 с. – ISBN 978-986-494-476-0. – Текст : непосредственный.
  13. Емельянов, В.М. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие для высшей школы. / В.М, Емельянов, В.Н. Коханов, П.А. Некрасов / 3-е издание, М.: Академический Проект: Трикста, 2005. – 480 с. – ISBN 5-8291-0219-6. – Текст : непосредственный.
  14. Козлов В.Ф. Справочник по радиационной безопасности. / В.Ф. Козлов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Энергоатомиздат, 1991, – 352 с. – ISBN 5-283-03063-6. – Текст : непосредственный.
  15. Кочетовский А.Г. Изучение вопросов радиационной безопасности в курсе ОБЖ в соответствии с требованиями ФГОС методом проектов // А.Г. Кочетковский. – https://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/2020/02/03/izuchenie-voprosov-radiatsionnoy
  16. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 96 с. – ISBN 978-5-7695-2928-3. – Текст : непосредственный.
  17. Ластовкин, В.Ф. Основы радиационной безопасности: учеб. пособие / В.Ф. Ластовкин; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т – Н. Новгород: ННГАСУ, 2017. – 143 с. – ISBN 978-5-528-00207-1. – Текст : непосредственный.
  18. Латчук, В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы. Рабочая программа. / В.Н. Латчук. – Москва: Дрофа, 2015. – 287 с. – ISBN 978-5-358-17509-9. – Текст : непосредственный.
  19. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. / И.Я. Лернер. - Москва: Педагогика, 1981. – 186 с. – Текст : непосредственный.
  20. Малышев, В.П. Защита от ионизирующих излучений / В.П. Малышев. – М.: Военные знания, 2016. – 236 c. – ISBN 978-593-802-092-4. – Текст : непосредственный.
  21. Маркитанова, Л.И. Защита от радиации: Учеб-метод. пособие. / Л.И. Маркитанова – СПб.: Университет ИТМО; ИХиБТ, 2015. – 39 с. – ISBN 978-5-89565-185-8. – Текст : непосредственный.
  22. Мельникова, Н.Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. / Н.Ф. Мельникова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2011. – 140 с. – ISBN 978-5-7186-0413-9. – Текст : непосредственный.
  23. Микшевич, Н. В. Радиационная безопасность: учеб. пособие по курсу «Основы радиационной безопасности» / Н. В. Микшевич, Л. А. Ковальчук; ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2016 – 182с. ISBN 978-5-7186-0773-4. – Текст : непосредственный.
  24. Мошкин, В.Н. Подготовка к опасным ситуациям / В.Н. Мошкин // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2000. – №1. – C. 20-25. – ISSN 1998-0736. – Текст : непосредственный.
  25. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс.: учебник для общеобразоват. учреждений / С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 252 с. – ISBN 5-7107-9487-2. – Текст : непосредственный.
  26. Радиационная безопасность при радиационных авариях [Электронный ресурс]. URL: http:// studfiles.net
  27. Радиационная обстановка на территории России и сопредельных государств в 2022 году. Ежегодник / Сост. М. Н. Каткова. – Обнинск, 2023. – 342 с. – Текст : непосредственный.
  28. Романов Е.В. Ретроспективный анализ подходов к изучению вопросов радиационной безопасности в общеобразовательной школе / Е.В. Романов // Мир науки, культуры, образования. 2-13. – № 3 (40). – С.204-207. – ISSN 1991-5497. – Текст : непосредственный.
  29. Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности НРБ-99/2009» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 7 июля 2009 г. № 47)
  30. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А.Т. Смирнов, Б. О. Хренников. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2016 – 63 с. – ISBN 978-5-09-037081-3. – Текст : непосредственный.
  31. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова – М.: Просвещение, 2010 – 191 с. – ISBN 978-5-022443-7. – Текст : непосредственный.
  32. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений; базовый и профил. уровни / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова – М.: Просвещение, 2012 – 359 с. – ISBN 978-5-09-030512-9. – Текст : непосредственный.
  33. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова – М.: Просвещение, 2010 – 144 с. – ISBN 978-5-09-026609-3. – Текст : непосредственный.
  34. Таирбеков, М.Г. Медико-биологические эффекты ионизирующих излучений / М.Г. Таирбекогв, В.М. Петров. М.: МИФИ, 2005. – 106 с. – Текст : непосредственный.
  35. Топоров, И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: кн. для учителя / И.К. Топоров – М.: Просвещение. 2000. – 93 с. – ISBN 5-09-008993-0. – Текст : непосредственный.
  36. Торгунаков, Е.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник. / Е.А. Торгунаков, Г.И. Мазуров, В.И. Акселевич – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2012. – 444 с. – ISBN 978-5-94047-313-8. – Текст : непосредственный
  37. Чувасова, А. А. Анализ эффективности внедрения инновационных методов обучения для формирования радиационной культуры учащихся общеобразовательной школы / А. А. Чувасова, Н. Н. Новокрещенов. – Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. – С. 227-230. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6645/ (дата обращения: 12.03.2023).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

ВКР Безопасность жизнедеятельности (БЖД)
2020 год 105 стр.
Оценка условий труда в подразделениях ПАО «Высочайший» и разработка по их улучшению
antiplagiatpro
ВКР Безопасность жизнедеятельности (БЖД)
2020 год 69 стр.
Совершенствование условий труда сварщика в условиях крайнего севера
antiplagiatpro
ВКР Безопасность жизнедеятельности (БЖД)
2018 год 78 стр.
Безопасность дорожного движения
antiplagiatpro
ВКР Безопасность жизнедеятельности (БЖД)
2020 год 92 стр.
Безопасность при проведении дорожно-строительных работ
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское